Сможет ли донбасский литий стать «белой» нефтью для России?

32

По мере продвижения ВС РФ на запад в сторону Днепра стали появляться сообщения о том, что под контроль России перешло крупнейшее на Украине и одно из крупнейших в Европе месторождений лития. Сможет ли этот легкий металл стать для нашей страны «белой нефтью», заменив выпадающие доходы от экспорта углеводородов?

Литиевая лихорадка


По мере развития и массового внедрения электронных технологий литий стал одним из критических важных элементов всей нашей цивилизации. Он используется не только при производстве электроники, а именно, литий-ионных батарей, но также в металлургии, черной и цветной, для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов, в ядерной энергетике и атомной технике для получения трития, при производстве керамики и стекла и в медицине.



Больше всего, конечно, лития требуется при производстве литий-ионных аккумуляторов, что породило так называемую «литиевую лихорадку», которая выразилась в стремительном росте спроса и цены на этот белый металл. Развивалась она в три этапа. Первый скачок стоимости лития произошел в начале 90-х годов прошлого века, когда началось массовое производство литий-ионных батарей для всевозможных гаджетов, количество которых только росло.

Второй заметный ценовой подъем был связан с началом серийного производства электромобилей с 2010-х годов, для которых потребовались мощные литий-ионные аккумуляторы. По некоторым подсчетам, на производство одной батареи для Tesla Model S требуется 63 кг этого металла с 99,5% чистоты. Вслед за компанией Илона Маска собственную линейку электромобилей продвигают Mercedes, BMW, Toyota, Ford, Audi, Porsche, Volvo, Huyndai и Honda.

Третий скачок стоимости лития произошел в 2021-2022 годах, когда на фоне «зеленой» повесточки в Европе, Китае и США начали реализовывать программу постепенной «декарбонизации» экономики и перехода на «зеленые» технологии. Объемы производства электромобилей начали превышать объемы предложения лития на мировом рынке, усугубленные ковидными проблемами в КНР, и цены на белый металл установили исторический рекорд.

Китайская литиевая гегемония


Причем тут Китай? При том, что именно КНР контролирует порядка 80% мирового рынка комплексных услуг от добычи лития до его переработки в конечную продукцию. По данным U.S. Geological Survey, обладателями самых больших запасов лития в порядке убывания являются Боливия, Аргентина, Чили, США, Австралия, Китай, Конго, Канада, Германия, Мексика, Чехия, Сербия, Россия, Перу и Мали.

Правда, недавно государственное информационное агентство КНР Синьхуа объявило, что в районе Тибета обнаружено богатейшее месторождение этого белого металла, которое делает Поднебесную обладательницей 16,5% мировых запасов лития, опережая Австралию, Аргентину и Боливию, уступая лишь Чили. Но месторождениями мало обладать, их надо еще иметь возможность с коммерческой выгодой разрабатывать и, желательно, перерабатывать сырье в готовую продукцию.

В топ-10 производителей «белой нефти» входят Австралия, Чили, Китай, Аргентина, Соединенные Штаты, Бразилия, Зимбабве, Португалия, Боливия и Канада. На долю первой тройки приходится 52%, 25% и 13% мирового производства лития, соответственно. При этом необходимо учитывать, что китайские компании добывают литий не только в самой КНР, но и везде, где только можно.

Без Пекина в этом бизнесе никуда, поскольку в Поднебесной было построено гигафабрик по производству аккумуляторных батарей разных форм, размеров и стандартов. Именно из Китая идут аккумуляторные батареи для автомобилей Tesla, BMW, Volkswagen и других. Шесть из десяти крупнейших в мире производителей литий-ионных батарей находятся в КНР. Одна из них, компания CATL, производит каждые три из десяти батарей во всем мире.

Все это мы рассказываем для того, чтобы было понимание относительно реальных перспектив российской «белой нефти».

«Белая нефть» России


Китайцы создали успешную бизнес-модель, при которой всем проще продавать туда литий как сырье для переработки, а также размещать заказы на производство батарей. В этом вопросе они сегодня не имеют себе равных, и именно они бы стали конечными покупателями шевченковского лития, если бы его начали разрабатывать.

В действительности, с этим месторождением на Донбассе все очень непросто. С одной стороны, есть желающие его разрабатывать, а именно, австралийская компания European Lithium, принадлежащая британскому бизнесмену Энтони Сейджу. Еще в бытность бывшего премьер-министра Риши Сунака она купила ООО «Европейский литий Украина» (бывшая Петро-Консалтинг) с лицензиями на разработку месторождений Доброе и Шевченковское.

С другой стороны, есть вопросы по возможности реальной разработки лития на Донбассе. Запасы содержащей этот белый металл руды на Шевченковском месторождении оцениваются почти в 14 миллионов тонн. Это внушительная цифра, однако для его коммерческой добычи потребуется еще большее количество пресной воды при процессе флотации руды.

С водой на Донбассе и без того очень большие проблемы, о чем мы говорим постоянно, призывая наших стратегов дойти хотя бы до среднего течения Днепра, чтобы взять контроль над истоками водоводного канала «Днепр – Донбасс». Если этого не будет сделано, о разработке лития можно будет забыть. Но даже в случае успеха такой наступательной операции возникнут большие экологические риски для этого истерзанного войной «нового» российского региона, поскольку отработанная пресная вода при флотации будет загрязняться различными токсичными элементами.

Это была одна из причин, почему при СССР Шевченковское месторождение трогать не стали, а вот пану Зеленскому этой земли не жалко. В любом случае конечным покупателем донбасского лития стал бы Китай, умеющий жестко ставить свои ценовые условия, откуда произведенные батареи пойдут на Запад.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Вчера, 13:11
    Поверхностная оценка. Конечно озера Байкал в Новороссии нет. Но если мы хотим перестать быть сырьевым придатком и вспомним о возможных санкциях и собственных стратегических интересах, то, как вариант, можно рассмотреть этап обогащения ископаемого на ГОКе с последующей транспортировкой концентрата к побережью Азовского моря, где построить Атомку для запитки опреснителя. Нельзя исключать и замкнутый цикл использования воды. Ещё как вариант - на газовых электростанциях при сжигании природного газа большой процент продуктов горения составляет та самая вода - конденсировать для отопления тепличного хоз-ва с дальнейшим использованием в производстве лития. Просто нужен государственный подход, а не погоня за 300% прибыли здесь и сейчас.
    1. +3
      Вчера, 13:28
      Поверхностная оценка.

      Не поверхностная, а адекватная.

      Но если мы хотим перестать быть сырьевым придатком и вспомним о возможных санкциях и собственных стратегических интересах, то, как вариант, можно рассмотреть этап обогащения ископаемого на ГОКе с последующей транспортировкой концентрата к побережью Азовского моря, где построить Атомку для запитки опреснителя. Нельзя исключать и замкнутый цикл использования воды. Ещё как вариант - на газовых электростанциях при сжигании природного газа большой процент продуктов горения составляет та самая вода - конденсировать для отопления тепличного хоз-ва с дальнейшим использованием в производстве лития.

      Ничего этого с 2014 не было сделано даже для Крыма. находящегося на Черном море.

      Просто нужен государственный подход, а не погоня за 300% прибыли здесь и сейчас.

      Его нет и не будет. Только мечта поскорее вернуться в статус сырьевого придатка Запада.
      1. 0
        Вчера, 14:48
        Вы просто не знаете ,что при работе опреснителей возникает проблема: Куда девать соль - грязь после очистки и выпаривания этого дерьма из воды. Если бы рядом был океан , как на пример в Катаре или ОАЭ то это одно а больше то куда это добро определять? Портить рядом земли, закапывая ?
        Кроме того , пласт с литиевым сырьём идёт резко вниз в сторону Днепропетровска. Тоже проблема с организацией шахт для добычи и подъёма сырья на поверхность. По этому , легко судить со стороны , не являясь компетентным специалистом и ругать беспредметно кого то , самому не обладая нужными знаниями.
        Придёт время , начнут и добычу. Возможно разработают новую технологию по переработке сырья. Такое сегодня уже не редкость.
        Ну и дополню. Когда то там поработала и геологоразведка из США , лет 15-20 назад.
        Ну и ? Никаких подвижек по разработке и даже по приобретению участка сделано не было. Значит добыча и проблемы с ней стали и им понятны и они ничего не предприняли в дальнейшем .
    2. +1
      Вчера, 13:29
      Цена этого лития с учётом строительства "Атомки" и очистки воды будет неконкурентноспособна.
      Стоимость лития только падает. В ноябре 22-го 81.000 $ за тонну, в ноябре 24-го 13.000$ за тонну. В 6 раз! Эксперты утверждают, что она стабилизируется около 10-11 тысяч $ за тонну в 25-году. Вернее, они надеются.
      Причины две - лития в мире оказалось очень много. И "зелёная повестка" оказалась большой фикцией.

      И у Автора что то не в порядке с арифметикой:

      Запасы содержащей этот белый металл руды на Шевченковском месторождении оцениваются почти в 14 миллионов тонн.

      На Шевченковском месторождении половина мировых запасов? Не порите чушь!

      Подтверждённые запасы лития имеются на территории 20 стран мира и на 1 января 2024 года составляют 28 млн тонн. При этом 80% подтверждённых запасов, или 22 млн тонн лития, учитывают в своих недрах Чили, Австралия, Аргентина и Китай.

      https://nedradv.ru/nedradv/ru/ratings?rubric=10bf605261c2320b59dda400e8765096
      1. 0
        Вчера, 15:07
        Вы сравниваете разные вещи - запасы металлического оития в мире и запасы литиевой руды на месторождении.
      2. 0
        Вчера, 16:03
        Цитата: Странный гость
        Не порите чушь!

        Неужели ей неприятно?
        С прошедшими вас праздниками! И с наступающим и последним в этой бесконечной новогодней очереди!
        1. +1
          Вчера, 18:27
          Спасибо! И Вас поздравляю!
          А по статье - ну просто желание хайпануть со стороны Автора. Ага - у Украины обнаружилась половина мировых запасов лития. Посмеялся.
          1. 0
            Вчера, 18:50
            Да, Сержа в последнее время заносит всё круче.
  2. +4
    Вчера, 13:13
    Ни чего ещё не перешло. Душилин позорник даже свой регион не знает. И вы вопрос не изучили.
    В ДНР несколько Шевченко, кажется 3. Где литий, это Шевченко в Великоновоселовском округе, оно не под нашим контролем.
    1. +1
      Вчера, 13:29
      В ДНР несколько Шевченко, кажется 3. Где литий, это Шевченко в Великоновоселовском округе, оно не под нашим контролем.

      То, что Пушилин дал фальшстарт, известно. Но это не меняет сути вопроса, в принципе.
      1. +2
        Вчера, 13:37
        Ну если перемирия ни какого не будет. То и это Шевченко заберём рано или поздно.
        1. +4
          Вчера, 14:11
          Цитата: Muskool
          Ну если перемирия ни какого не будет. То и это Шевченко заберём рано или поздно

          Бриты не дадут нам перемирия, Трамп не отменит санкции а думаю ещё подкинет и очень жёстких. Никто нас никуда не отпустит и для чего? Что бы мы снова погнали в Европу газ, высвободили огромное количество солдат и техники и полезли наводить порядок на БВ? Бриты понимают что это один из немногих шансов нас в конце концов завалить и уже без возможности оклематься как в девяностых. Азиатам нравится наша дешёвая нефть, американцам наши газовые трубы с дырами на дне моря а в Сирии сидим очень тихо в границах наших баз и не вякаем.
          1. -3
            Вчера, 15:16
            У бритов сейчас поменяется власть, которая по иному смотрит на украинский конфликт, тем более , у них наросло уже проблем в экономике выше крыши.
            В Сирии , как это не парадоксально , но новые власти заинтересованы в сохранении наших баз. Так что и там всё вполне нормально. Ещё и в Ливии две базы будет , одну с аэродромом уже достраивают . Кстати , там обе власти это приветствуют . На Ближнем Востоке тоже будет порядок .У нас там только один интерес - чтобы не было что то типа ИГИЛ , так теперь в этом и турки заинтересованы и израильтяне и прочие . Нефтегазовые проблемы по прокладке там разных трубопроводов ,нами как бы решены . Опасных для нашего бизнеса там не будет.Торговля налаживается или налажена , ну и что нам теперь от этих государств требуется? Тем более с Ираном хороший договор заключили , вы даже не представляете как и нам и им это выгодно . Транспортный коридор Север - Юг через них заработал и теперь расширяется что даст нам выход в Южную Азию и Индию и прочие тамошние страны. Это очень выгодно всем этим странам .
            Дырявые трубы? Мы их давно окупили . Но в конце концов их отремонтируют , дело в том что у американцев есть проблемы с запасами сланцевого газа и его оказалось не так много как заявляли и думали ранее. Максимум лет на 15 , но сейчас с газом проблема и у самих штатов , значит часть газа не пойдёт на экспорт а пойдёт на внутренний рынок . А это сокращает сроки запасов на продажу за рубежи США . По запасам - был отчёт на закрытом заседании конгресса от энергетической комиссии несколько лет назад. Так что Евросоюз ещё будет обращаться за нашим газом. Ну а наш СПГ и сейчас идёт не плохо на продажу .
            Ну а по поводу нашей ,,дешёвой,, нефти .Не такая уж она дешёвая ,просто когда покупают огромный объём или заключают длительный контракт ,то как правили продавцы во всём мире дают хорошую скидку . Сравните мелкий опт и крупный опт торговых сетей. Совсем разная цена на один и тот же товар . Вот так и тут. Так что наша нефть торгуется сейчас по среднемировым ценам. Ну а санкции успешно обходятся. Могу сказать, что даже американские граждане в виде экспертов и спецов нам в этом помогают. На пример , основные страховщики наших танкеров американцы и европейцы. Удивительно ,но факт.
            Так что санкции санкциями а жизнь и желание зарабатывать это разные вещи. Бабло всегда побеждает зло!
            1. -3
              Вчера, 15:34
              Да и ещё. Вы можете продать нефть на пример так как требовали США. Но если танкер ваш , а они почти все наши , то разницу просто включить в оплату транспортных расходов. Всё равно продавец получит все свои деньги за проданный товар по нормальным для рынка , ценам. Это отработано давно и этим пользуются. Заход в порт тоже не возможно запретить. Рядом с портом всегда есть причалы , порту не принадлежащие - это рыбаки , или какие то иные компании , построившие свои причалы .Так что организовать на них приём нефтепродуктов это просто вопрос небольшого времени по постройке коммуникаций по приёмке . Что и делается. Бросить на пример участок ЖД в сто - 200 метров как времянку - это неделя две. Ну или оборудование по перекачке подвести и установить или даже многокилометровый трубопровод пробросить до ближайшей ЖД , или той же нефтебазы рядом с портом , тоже быстро. Порт как бы не при чём . Что сейчас и делается. Так что все потуги по запретам - дело временное и существует много путей по обходу чужой дури.
            2. +1
              Вчера, 17:16
              Ну на такую гору оптимизма что вы выдали я даже не полезу )))
              1. -1
                Вчера, 17:41
                Дело не в оптимизме. Просто любые санкции далеко всё предусмотреть не могут.
                Кроме того , предприятиям по переработке определённого сорта нефти надо работать. Да и нефть разная на рынке и такую часто ещё поискать надо , чтобы не переналаживать производство под другую ( а её в свободной продаже может и не быть) что очень затратно и по деньгам и по времени. Тем более , российская нефть оптимально сбалансирована по химсоставу. Ну а нет нефти , нет производства продукции и вашу нишу на рынке займут другие и возвращение на этот рынок в дальнейшем будет проблематично. Вы просто с вашим умом не понимаете , что такое торговля нефтью и её переработка с реализацией. Это бизнес очень серьёзных и очень умных дядей и там крутятся ну очень огромные деньги. По этому они и продавят любое решение или найдут в том числе и юридически выгодное и им , да и государству ,где предприятия и расположены , решение вопроса.
  3. 0
    Вчера, 15:34
    Мне очень нравится гибридная тема, тк чистый электрокар у нас не работает, мне очень удобно заряжать из розетки на даче, потом на работе, акб на 60 км хватает, как раз, и очень нужен полноприводный гибриб, мне на Урале сложно на переднем из сугробов выезжать laughing
    И тогда лития хватит на всех am
    1. +1
      Вчера, 17:05
      Мне очень нравится гибридная тема, тк чистый электрокар у нас не работает

      Я вот также думаю, что в авто зимой вовсю работает отопление, которое потребляет много энергии. Тут гибридная установка была бы кстати.
  4. +2
    Вчера, 15:45
    Супер крутые планы!!!! Прямо таки рвет от перспектив!
    Т.е. даже не надежда на переработку, выпуск своих батарей.
    Мы просто будем торговать сырьем и обогащать переработчиков, которые будут иметь больше при выпуске конечной продукции - ну а мы впереди планеты всей сырьевой придаток мира.
    Гениальная перспектива -гению идеи премию Дарвина!
  5. +1
    Вчера, 15:55
    Сами, я так понимаю, Li-Ion батареи производить не будем, лучше продавать литий и редкоземы
    1. -1
      Вчера, 16:12
      Технология Li-ion себя, вообще-то, изживает. Уже есть вполне работоспособные промышленные наработки по натрию, коего на Земле практически в открытом виде столько, что можно убрать весь литий из производства аккумуляторов. Это (наряду с нынешними уточнёнными оценками запасов лития) тоже влияет на резкое снижение цены лития.
      1. -1
        Вчера, 18:05
        Вы правы. Китайцы уже осваивают такую технологию и первые их источники начали появляться уже у их военных. Через год пойдёт наверно массово , только пока не понятно , куда в первую очередь.
        1. -1
          Вчера, 18:24
          Цитата: svoroponov
          пока не понятно , куда в первую очередь

          Это и неважно. Главное, что процесс пошёл.
  6. +2
    Вчера, 15:57
    Черная нефть, "белая" нефть...
    Мало загадили побережье мазутом?
    Добавим ещё отходов литиевого производства.
    "Прибыль" от продажи мазута посчитали уже?
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    Вчера, 17:02
    С водой на Донбассе и без того очень большие проблемы, о чем мы говорим постоянно, призывая наших стратегов дойти хотя бы до среднего течения Днепра, чтобы взять контроль над истоками водоводного канала «Днепр – Донбасс».

    Литий при его добыче на Донбассе получается довольно дорогой. Поэтому добывать его будут очень не скоро. А что касается воды, то на магистрали Днепр-Донбасс свет клином не сошелся. По Северо-крымскому каналу вода самотёком подходит к Крыму. Не так сложно её пустить вдоль Азовского моря в направлении Мариуполя и далее установив насосные станции, которые и на старой магистрали, кстати имеются. Правда, для этого нужно освободить Каховскую ГЭС с плацдармом км 30 хотя бы.
  9. 0
    Вчера, 17:18
    Цитата: svoroponov
    Но если танкер ваш , а они почти все наши , то разницу просто включить в оплату транспортных расходов.

    У нас есть свои танкеры?Кто когда и где их строил?Фрахтуем(арендуем) это да но про свои что то не слышал.
    1. +1
      Вчера, 17:52
      Да скупили по дешёвке не новых но вполне работоспособных до-
      статочно. Наши предвидели такое положение дел вот и подсуетились заранее. Вы как с другой планеты. Ведь много писали об этом. Ну а флаг на танкер повесить за денежку малую другой удобной страны не проблема.
      Есть и в длительной аренде, за денежку малую (лучше владельцу получить что то за аренду чем за стоянку самому платить) какое то количество, но не большое. Но вам надо знать как и кем на таких танкерах заключаются договора.
      Просто знаком со страхованием судов по жизни вот и пишу. Да этого и в сети достаточно , чтобы узнать. Поищите и найдёте или поспрашивайте капитанов знакомых, если они у вас есть. Ну и ещё есть ряд лиц с этим хорошо знакомый.
      Просто часто в сетях разгоняют ужасы нашего городка по тем или иным причинам или от незнания вопроса , так сказать ,и пугают обывателей выражениями типа: Завтра конец света и мы все умрём. Многие , не окрепшие умы ,этой ахинеи и верят.
      что вносит в их жизнь хаос . Напрасно.
  10. 0
    Вчера, 17:32
    Главная ценность Украины заключается в её территории и географическом расположении.
    Есть такой параметр, как "территория комфортного проживания", так вот в РФ всего 16% +-1 (большая часть территории это вечная мерзлота, болота, тайга, горы, сопки, холодная зона) является комфортным для проживания, на Украине 83% (-5,+1), в Белоруссии 84% (-4,+0). Уже только по этому параметру надо возвращать республики в Отечество.
  11. 0
    Вчера, 18:01
    Цитата: svoroponov
    Вы просто с вашим умом не понимаете , что такое торговля нефтью и её переработка с реализацией. Это бизнес очень серьёзных и очень умных дядей и там крутятся ну очень огромные деньги.

    Да куда мне до вас та со своим скудным умом?Но я езжу на авто и вижу цифры на табло с ценами.Давайте ваш оптимизм весь озвученный обсудим где-нибудь через полгода заодно наши-ненаши как мы выяснили танкеры будут перевозить нашу нефть.Даже не удивлюсь им будет выгодно стоять в простое чем её перевозить и будет это по приказу дяди сэма.
  12. 0
    Вчера, 20:21
    Фи.
    Нефти у нас и так полно. И черной, и голубой, и золотой ,и алмазной, титановой, зерновой ,древесной и т.д.

    Но все сливки достаются олигархам. 3 раза подымался вопрос о налоге на сверхдоходы экспортников, и всегда сливался...
    А цены в магазинах и так каждый видит...
    1. 0
      Вчера, 23:18
      Но все сливки достаются олигархам.

      Не все. Посмотрите отчёты о доходах бюджета России. Там только прямые доходы от нефтегаза доходят до 40%. А косвенные также не маленькие. По этой причине америкосы и хотят зарубить наш экспорт нефти и газа.
  13. 0
    Сегодня, 04:05
    Сможет ли донбасский литий стать «белой» нефтью для России?

    Нет, не сможет. Новые литиевые месторождения обнаруживаются то там, то сям в последнее время. Просто раньше этим металлом никто особо не интересовался, а сейчас просто литиевая лихорадка, идёт геологоразведка активно. К тому же, в отличие от нефти, будет вторичный литий из переработанных аккумов. Ажиотаж вокруг лития пойдет на спад.