Сможет ли донбасский литий стать «белой» нефтью для России?

48

По мере продвижения ВС РФ на запад в сторону Днепра стали появляться сообщения о том, что под контроль России перешло крупнейшее на Украине и одно из крупнейших в Европе месторождений лития. Сможет ли этот легкий металл стать для нашей страны «белой нефтью», заменив выпадающие доходы от экспорта углеводородов?

Литиевая лихорадка


По мере развития и массового внедрения электронных технологий литий стал одним из критических важных элементов всей нашей цивилизации. Он используется не только при производстве электроники, а именно, литий-ионных батарей, но также в металлургии, черной и цветной, для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов, в ядерной энергетике и атомной технике для получения трития, при производстве керамики и стекла и в медицине.



Больше всего, конечно, лития требуется при производстве литий-ионных аккумуляторов, что породило так называемую «литиевую лихорадку», которая выразилась в стремительном росте спроса и цены на этот белый металл. Развивалась она в три этапа. Первый скачок стоимости лития произошел в начале 90-х годов прошлого века, когда началось массовое производство литий-ионных батарей для всевозможных гаджетов, количество которых только росло.

Второй заметный ценовой подъем был связан с началом серийного производства электромобилей с 2010-х годов, для которых потребовались мощные литий-ионные аккумуляторы. По некоторым подсчетам, на производство одной батареи для Tesla Model S требуется 63 кг этого металла с 99,5% чистоты. Вслед за компанией Илона Маска собственную линейку электромобилей продвигают Mercedes, BMW, Toyota, Ford, Audi, Porsche, Volvo, Huyndai и Honda.

Третий скачок стоимости лития произошел в 2021-2022 годах, когда на фоне «зеленой» повесточки в Европе, Китае и США начали реализовывать программу постепенной «декарбонизации» экономики и перехода на «зеленые» технологии. Объемы производства электромобилей начали превышать объемы предложения лития на мировом рынке, усугубленные ковидными проблемами в КНР, и цены на белый металл установили исторический рекорд.

Китайская литиевая гегемония


Причем тут Китай? При том, что именно КНР контролирует порядка 80% мирового рынка комплексных услуг от добычи лития до его переработки в конечную продукцию. По данным U.S. Geological Survey, обладателями самых больших запасов лития в порядке убывания являются Боливия, Аргентина, Чили, США, Австралия, Китай, Конго, Канада, Германия, Мексика, Чехия, Сербия, Россия, Перу и Мали.

Правда, недавно государственное информационное агентство КНР Синьхуа объявило, что в районе Тибета обнаружено богатейшее месторождение этого белого металла, которое делает Поднебесную обладательницей 16,5% мировых запасов лития, опережая Австралию, Аргентину и Боливию, уступая лишь Чили. Но месторождениями мало обладать, их надо еще иметь возможность с коммерческой выгодой разрабатывать и, желательно, перерабатывать сырье в готовую продукцию.

В топ-10 производителей «белой нефти» входят Австралия, Чили, Китай, Аргентина, Соединенные Штаты, Бразилия, Зимбабве, Португалия, Боливия и Канада. На долю первой тройки приходится 52%, 25% и 13% мирового производства лития, соответственно. При этом необходимо учитывать, что китайские компании добывают литий не только в самой КНР, но и везде, где только можно.

Без Пекина в этом бизнесе никуда, поскольку в Поднебесной было построено гигафабрик по производству аккумуляторных батарей разных форм, размеров и стандартов. Именно из Китая идут аккумуляторные батареи для автомобилей Tesla, BMW, Volkswagen и других. Шесть из десяти крупнейших в мире производителей литий-ионных батарей находятся в КНР. Одна из них, компания CATL, производит каждые три из десяти батарей во всем мире.

Все это мы рассказываем для того, чтобы было понимание относительно реальных перспектив российской «белой нефти».

«Белая нефть» России


Китайцы создали успешную бизнес-модель, при которой всем проще продавать туда литий как сырье для переработки, а также размещать заказы на производство батарей. В этом вопросе они сегодня не имеют себе равных, и именно они бы стали конечными покупателями шевченковского лития, если бы его начали разрабатывать.

В действительности, с этим месторождением на Донбассе все очень непросто. С одной стороны, есть желающие его разрабатывать, а именно, австралийская компания European Lithium, принадлежащая британскому бизнесмену Энтони Сейджу. Еще в бытность бывшего премьер-министра Риши Сунака она купила ООО «Европейский литий Украина» (бывшая Петро-Консалтинг) с лицензиями на разработку месторождений Доброе и Шевченковское.

С другой стороны, есть вопросы по возможности реальной разработки лития на Донбассе. Запасы содержащей этот белый металл руды на Шевченковском месторождении оцениваются почти в 14 миллионов тонн. Это внушительная цифра, однако для его коммерческой добычи потребуется еще большее количество пресной воды при процессе флотации руды.

С водой на Донбассе и без того очень большие проблемы, о чем мы говорим постоянно, призывая наших стратегов дойти хотя бы до среднего течения Днепра, чтобы взять контроль над истоками водоводного канала «Днепр – Донбасс». Если этого не будет сделано, о разработке лития можно будет забыть. Но даже в случае успеха такой наступательной операции возникнут большие экологические риски для этого истерзанного войной «нового» российского региона, поскольку отработанная пресная вода при флотации будет загрязняться различными токсичными элементами.

Это была одна из причин, почему при СССР Шевченковское месторождение трогать не стали, а вот пану Зеленскому этой земли не жалко. В любом случае конечным покупателем донбасского лития стал бы Китай, умеющий жестко ставить свои ценовые условия, откуда произведенные батареи пойдут на Запад.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 января 2025 13:11
    Поверхностная оценка. Конечно озера Байкал в Новороссии нет. Но если мы хотим перестать быть сырьевым придатком и вспомним о возможных санкциях и собственных стратегических интересах, то, как вариант, можно рассмотреть этап обогащения ископаемого на ГОКе с последующей транспортировкой концентрата к побережью Азовского моря, где построить Атомку для запитки опреснителя. Нельзя исключать и замкнутый цикл использования воды. Ещё как вариант - на газовых электростанциях при сжигании природного газа большой процент продуктов горения составляет та самая вода - конденсировать для отопления тепличного хоз-ва с дальнейшим использованием в производстве лития. Просто нужен государственный подход, а не погоня за 300% прибыли здесь и сейчас.
    1. +5
      18 января 2025 13:28
      Поверхностная оценка.

      Не поверхностная, а адекватная.

      Но если мы хотим перестать быть сырьевым придатком и вспомним о возможных санкциях и собственных стратегических интересах, то, как вариант, можно рассмотреть этап обогащения ископаемого на ГОКе с последующей транспортировкой концентрата к побережью Азовского моря, где построить Атомку для запитки опреснителя. Нельзя исключать и замкнутый цикл использования воды. Ещё как вариант - на газовых электростанциях при сжигании природного газа большой процент продуктов горения составляет та самая вода - конденсировать для отопления тепличного хоз-ва с дальнейшим использованием в производстве лития.

      Ничего этого с 2014 не было сделано даже для Крыма. находящегося на Черном море.

      Просто нужен государственный подход, а не погоня за 300% прибыли здесь и сейчас.

      Его нет и не будет. Только мечта поскорее вернуться в статус сырьевого придатка Запада.
      1. +2
        18 января 2025 14:48
        Вы просто не знаете ,что при работе опреснителей возникает проблема: Куда девать соль - грязь после очистки и выпаривания этого дерьма из воды. Если бы рядом был океан , как на пример в Катаре или ОАЭ то это одно а больше то куда это добро определять? Портить рядом земли, закапывая ?
        Кроме того , пласт с литиевым сырьём идёт резко вниз в сторону Днепропетровска. Тоже проблема с организацией шахт для добычи и подъёма сырья на поверхность. По этому , легко судить со стороны , не являясь компетентным специалистом и ругать беспредметно кого то , самому не обладая нужными знаниями.
        Придёт время , начнут и добычу. Возможно разработают новую технологию по переработке сырья. Такое сегодня уже не редкость.
        Ну и дополню. Когда то там поработала и геологоразведка из США , лет 15-20 назад.
        Ну и ? Никаких подвижек по разработке и даже по приобретению участка сделано не было. Значит добыча и проблемы с ней стали и им понятны и они ничего не предприняли в дальнейшем .
    2. +1
      18 января 2025 13:29
      Цена этого лития с учётом строительства "Атомки" и очистки воды будет неконкурентноспособна.
      Стоимость лития только падает. В ноябре 22-го 81.000 $ за тонну, в ноябре 24-го 13.000$ за тонну. В 6 раз! Эксперты утверждают, что она стабилизируется около 10-11 тысяч $ за тонну в 25-году. Вернее, они надеются.
      Причины две - лития в мире оказалось очень много. И "зелёная повестка" оказалась большой фикцией.

      И у Автора что то не в порядке с арифметикой:

      Запасы содержащей этот белый металл руды на Шевченковском месторождении оцениваются почти в 14 миллионов тонн.

      На Шевченковском месторождении половина мировых запасов? Не порите чушь!

      Подтверждённые запасы лития имеются на территории 20 стран мира и на 1 января 2024 года составляют 28 млн тонн. При этом 80% подтверждённых запасов, или 22 млн тонн лития, учитывают в своих недрах Чили, Австралия, Аргентина и Китай.

      https://nedradv.ru/nedradv/ru/ratings?rubric=10bf605261c2320b59dda400e8765096
      1. +2
        18 января 2025 15:07
        Вы сравниваете разные вещи - запасы металлического оития в мире и запасы литиевой руды на месторождении.
      2. 0
        18 января 2025 16:03
        Цитата: Странный гость
        Не порите чушь!

        Неужели ей неприятно?
        С прошедшими вас праздниками! И с наступающим и последним в этой бесконечной новогодней очереди!
        1. 0
          18 января 2025 18:27
          Спасибо! И Вас поздравляю!
          А по статье - ну просто желание хайпануть со стороны Автора. Ага - у Украины обнаружилась половина мировых запасов лития. Посмеялся.
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            19 января 2025 08:14
            А по статье - ну просто желание хайпануть со стороны Автора. Ага - у Украины обнаружилась половина мировых запасов лития. Посмеялся.

            Шевченковское литиевое месторождение — одно из крупнейших в Европе — открыто в 1982 году. Запасы лития оцениваются в 13,8 миллиона тонн. Кроме того, по словам председателя комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседателя координационного совета по интеграции новых регионов Владимира Рогова, там много других ценных природных ресурсов: ниобий, бериллий, тантал и прочее.

            По словам Пушилина, теперь "все недра" пойдут на пользу жителям ДНР и России.

            https://ria.ru/20250113/pushilin-1993431640.html
            смех без причины - признак дурачины hi
            В РИА Новости тоже решили хайпануть, а Автор подтянулся вслед за ними. yes
            А может для автора как журналиста вес РИА Новости, входящего в тройку крупнейших федеральных СМИ, как источника выше, чем частной лавочки "про недра" от И.П. Ширяевой? wink
            1. -1
              19 января 2025 09:22
              Если Вы действительно верите, что в Шевченковском месторождении находится ПОЛОВИНА мировых запасов лития - я с этим ничего не могу поделать yes
              Но даже( представим невозможное) если это и так - на сколько рухнет цена лития , если ещё и Россия выйдет на мировой рынок, увеличив мировое предложение этого металла в два раза recourse
              1. 0
                19 января 2025 10:07
                Если Вы действительно верите, что в Шевченковском месторождении находится ПОЛОВИНА мировых запасов лития - я с этим ничего не могу поделать yes

                По вопросам веры - это не ко мне. От вас ничего "поделать" никто и не просит, собственно.
                Кроме того, чтобы вы выбирали корректные выражения при комментировании материалов, над которыми серьезно работают другие люди, не принижая эту работу.
            2. 0
              Вчера, 09:24
              Мировые ресурсы лития на 1 января 2024 года оцениваются в 105 млн тонн.
              ...
              Подтверждённые запасы лития имеются на территории 20 стран мира и на 1 января 2024 года составляют 28 млн тонн.

              https://nedradv.ru/nedradv/ru/ratings?rubric=10bf605261c2320b59dda400e8765096
              Т.е. 13,8 млн. из 105 млн. и без нового месторождения в Тибете, КНР про которое упоминается в данной статье.
              1. 0
                Вчера, 09:39
                Кроме того, говорится об оценке запасов литиевой руды. В богатых рудах содержание Li2O 1,3–1,5%, редко достигает 2%, в бедных – 0,6–1,0%.
    3. -1
      25 января 2025 11:11
      Согласен, но хочу обобщить. Господь Бог дал России несметные богатства, чтобы она использовала их для своих нужд, а не растранжиривала на сторону как алкаш или нарик, меняя на зелёные фантики, часть их уже отобрали, а большая часть долларов и евро скоро превратится в ничто. hi
  2. +2
    18 января 2025 13:13
    Ни чего ещё не перешло. Душилин позорник даже свой регион не знает. И вы вопрос не изучили.
    В ДНР несколько Шевченко, кажется 3. Где литий, это Шевченко в Великоновоселовском округе, оно не под нашим контролем.
    1. +1
      18 января 2025 13:29
      В ДНР несколько Шевченко, кажется 3. Где литий, это Шевченко в Великоновоселовском округе, оно не под нашим контролем.

      То, что Пушилин дал фальшстарт, известно. Но это не меняет сути вопроса, в принципе.
      1. +1
        18 января 2025 13:37
        Ну если перемирия ни какого не будет. То и это Шевченко заберём рано или поздно.
        1. +3
          18 января 2025 14:11
          Цитата: Muskool
          Ну если перемирия ни какого не будет. То и это Шевченко заберём рано или поздно

          Бриты не дадут нам перемирия, Трамп не отменит санкции а думаю ещё подкинет и очень жёстких. Никто нас никуда не отпустит и для чего? Что бы мы снова погнали в Европу газ, высвободили огромное количество солдат и техники и полезли наводить порядок на БВ? Бриты понимают что это один из немногих шансов нас в конце концов завалить и уже без возможности оклематься как в девяностых. Азиатам нравится наша дешёвая нефть, американцам наши газовые трубы с дырами на дне моря а в Сирии сидим очень тихо в границах наших баз и не вякаем.
          1. -1
            18 января 2025 15:16
            У бритов сейчас поменяется власть, которая по иному смотрит на украинский конфликт, тем более , у них наросло уже проблем в экономике выше крыши.
            В Сирии , как это не парадоксально , но новые власти заинтересованы в сохранении наших баз. Так что и там всё вполне нормально. Ещё и в Ливии две базы будет , одну с аэродромом уже достраивают . Кстати , там обе власти это приветствуют . На Ближнем Востоке тоже будет порядок .У нас там только один интерес - чтобы не было что то типа ИГИЛ , так теперь в этом и турки заинтересованы и израильтяне и прочие . Нефтегазовые проблемы по прокладке там разных трубопроводов ,нами как бы решены . Опасных для нашего бизнеса там не будет.Торговля налаживается или налажена , ну и что нам теперь от этих государств требуется? Тем более с Ираном хороший договор заключили , вы даже не представляете как и нам и им это выгодно . Транспортный коридор Север - Юг через них заработал и теперь расширяется что даст нам выход в Южную Азию и Индию и прочие тамошние страны. Это очень выгодно всем этим странам .
            Дырявые трубы? Мы их давно окупили . Но в конце концов их отремонтируют , дело в том что у американцев есть проблемы с запасами сланцевого газа и его оказалось не так много как заявляли и думали ранее. Максимум лет на 15 , но сейчас с газом проблема и у самих штатов , значит часть газа не пойдёт на экспорт а пойдёт на внутренний рынок . А это сокращает сроки запасов на продажу за рубежи США . По запасам - был отчёт на закрытом заседании конгресса от энергетической комиссии несколько лет назад. Так что Евросоюз ещё будет обращаться за нашим газом. Ну а наш СПГ и сейчас идёт не плохо на продажу .
            Ну а по поводу нашей ,,дешёвой,, нефти .Не такая уж она дешёвая ,просто когда покупают огромный объём или заключают длительный контракт ,то как правили продавцы во всём мире дают хорошую скидку . Сравните мелкий опт и крупный опт торговых сетей. Совсем разная цена на один и тот же товар . Вот так и тут. Так что наша нефть торгуется сейчас по среднемировым ценам. Ну а санкции успешно обходятся. Могу сказать, что даже американские граждане в виде экспертов и спецов нам в этом помогают. На пример , основные страховщики наших танкеров американцы и европейцы. Удивительно ,но факт.
            Так что санкции санкциями а жизнь и желание зарабатывать это разные вещи. Бабло всегда побеждает зло!
            1. -2
              18 января 2025 15:34
              Да и ещё. Вы можете продать нефть на пример так как требовали США. Но если танкер ваш , а они почти все наши , то разницу просто включить в оплату транспортных расходов. Всё равно продавец получит все свои деньги за проданный товар по нормальным для рынка , ценам. Это отработано давно и этим пользуются. Заход в порт тоже не возможно запретить. Рядом с портом всегда есть причалы , порту не принадлежащие - это рыбаки , или какие то иные компании , построившие свои причалы .Так что организовать на них приём нефтепродуктов это просто вопрос небольшого времени по постройке коммуникаций по приёмке . Что и делается. Бросить на пример участок ЖД в сто - 200 метров как времянку - это неделя две. Ну или оборудование по перекачке подвести и установить или даже многокилометровый трубопровод пробросить до ближайшей ЖД , или той же нефтебазы рядом с портом , тоже быстро. Порт как бы не при чём . Что сейчас и делается. Так что все потуги по запретам - дело временное и существует много путей по обходу чужой дури.
            2. 0
              18 января 2025 17:16
              Ну на такую гору оптимизма что вы выдали я даже не полезу )))
              1. -1
                18 января 2025 17:41
                Дело не в оптимизме. Просто любые санкции далеко всё предусмотреть не могут.
                Кроме того , предприятиям по переработке определённого сорта нефти надо работать. Да и нефть разная на рынке и такую часто ещё поискать надо , чтобы не переналаживать производство под другую ( а её в свободной продаже может и не быть) что очень затратно и по деньгам и по времени. Тем более , российская нефть оптимально сбалансирована по химсоставу. Ну а нет нефти , нет производства продукции и вашу нишу на рынке займут другие и возвращение на этот рынок в дальнейшем будет проблематично. Вы просто с вашим умом не понимаете , что такое торговля нефтью и её переработка с реализацией. Это бизнес очень серьёзных и очень умных дядей и там крутятся ну очень огромные деньги. По этому они и продавят любое решение или найдут в том числе и юридически выгодное и им , да и государству ,где предприятия и расположены , решение вопроса.
  3. +1
    18 января 2025 15:34
    Мне очень нравится гибридная тема, тк чистый электрокар у нас не работает, мне очень удобно заряжать из розетки на даче, потом на работе, акб на 60 км хватает, как раз, и очень нужен полноприводный гибриб, мне на Урале сложно на переднем из сугробов выезжать laughing
    И тогда лития хватит на всех am
    1. +1
      18 января 2025 17:05
      Мне очень нравится гибридная тема, тк чистый электрокар у нас не работает

      Я вот также думаю, что в авто зимой вовсю работает отопление, которое потребляет много энергии. Тут гибридная установка была бы кстати.
  4. +3
    18 января 2025 15:45
    Супер крутые планы!!!! Прямо таки рвет от перспектив!
    Т.е. даже не надежда на переработку, выпуск своих батарей.
    Мы просто будем торговать сырьем и обогащать переработчиков, которые будут иметь больше при выпуске конечной продукции - ну а мы впереди планеты всей сырьевой придаток мира.
    Гениальная перспектива -гению идеи премию Дарвина!
  5. +1
    18 января 2025 15:55
    Сами, я так понимаю, Li-Ion батареи производить не будем, лучше продавать литий и редкоземы
    1. 0
      18 января 2025 16:12
      Технология Li-ion себя, вообще-то, изживает. Уже есть вполне работоспособные промышленные наработки по натрию, коего на Земле практически в открытом виде столько, что можно убрать весь литий из производства аккумуляторов. Это (наряду с нынешними уточнёнными оценками запасов лития) тоже влияет на резкое снижение цены лития.
      1. 0
        18 января 2025 18:05
        Вы правы. Китайцы уже осваивают такую технологию и первые их источники начали появляться уже у их военных. Через год пойдёт наверно массово , только пока не понятно , куда в первую очередь.
        1. 0
          18 января 2025 18:24
          Цитата: svoroponov
          пока не понятно , куда в первую очередь

          Это и неважно. Главное, что процесс пошёл.
  6. +2
    18 января 2025 15:57
    Черная нефть, "белая" нефть...
    Мало загадили побережье мазутом?
    Добавим ещё отходов литиевого производства.
    "Прибыль" от продажи мазута посчитали уже?
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    18 января 2025 17:02
    С водой на Донбассе и без того очень большие проблемы, о чем мы говорим постоянно, призывая наших стратегов дойти хотя бы до среднего течения Днепра, чтобы взять контроль над истоками водоводного канала «Днепр – Донбасс».

    Литий при его добыче на Донбассе получается довольно дорогой. Поэтому добывать его будут очень не скоро. А что касается воды, то на магистрали Днепр-Донбасс свет клином не сошелся. По Северо-крымскому каналу вода самотёком подходит к Крыму. Не так сложно её пустить вдоль Азовского моря в направлении Мариуполя и далее установив насосные станции, которые и на старой магистрали, кстати имеются. Правда, для этого нужно освободить Каховскую ГЭС с плацдармом км 30 хотя бы.
  9. -2
    18 января 2025 17:18
    Цитата: svoroponov
    Но если танкер ваш , а они почти все наши , то разницу просто включить в оплату транспортных расходов.

    У нас есть свои танкеры?Кто когда и где их строил?Фрахтуем(арендуем) это да но про свои что то не слышал.
    1. +1
      18 января 2025 17:52
      Да скупили по дешёвке не новых но вполне работоспособных до-
      статочно. Наши предвидели такое положение дел вот и подсуетились заранее. Вы как с другой планеты. Ведь много писали об этом. Ну а флаг на танкер повесить за денежку малую другой удобной страны не проблема.
      Есть и в длительной аренде, за денежку малую (лучше владельцу получить что то за аренду чем за стоянку самому платить) какое то количество, но не большое. Но вам надо знать как и кем на таких танкерах заключаются договора.
      Просто знаком со страхованием судов по жизни вот и пишу. Да этого и в сети достаточно , чтобы узнать. Поищите и найдёте или поспрашивайте капитанов знакомых, если они у вас есть. Ну и ещё есть ряд лиц с этим хорошо знакомый.
      Просто часто в сетях разгоняют ужасы нашего городка по тем или иным причинам или от незнания вопроса , так сказать ,и пугают обывателей выражениями типа: Завтра конец света и мы все умрём. Многие , не окрепшие умы ,этой ахинеи и верят.
      что вносит в их жизнь хаос . Напрасно.
  10. 0
    18 января 2025 17:32
    Главная ценность Украины заключается в её территории и географическом расположении.
    Есть такой параметр, как "территория комфортного проживания", так вот в РФ всего 16% +-1 (большая часть территории это вечная мерзлота, болота, тайга, горы, сопки, холодная зона) является комфортным для проживания, на Украине 83% (-5,+1), в Белоруссии 84% (-4,+0). Уже только по этому параметру надо возвращать республики в Отечество.
  11. 0
    18 января 2025 18:01
    Цитата: svoroponov
    Вы просто с вашим умом не понимаете , что такое торговля нефтью и её переработка с реализацией. Это бизнес очень серьёзных и очень умных дядей и там крутятся ну очень огромные деньги.

    Да куда мне до вас та со своим скудным умом?Но я езжу на авто и вижу цифры на табло с ценами.Давайте ваш оптимизм весь озвученный обсудим где-нибудь через полгода заодно наши-ненаши как мы выяснили танкеры будут перевозить нашу нефть.Даже не удивлюсь им будет выгодно стоять в простое чем её перевозить и будет это по приказу дяди сэма.
  12. +2
    18 января 2025 20:21
    Фи.
    Нефти у нас и так полно. И черной, и голубой, и золотой ,и алмазной, титановой, зерновой ,древесной и т.д.

    Но все сливки достаются олигархам. 3 раза подымался вопрос о налоге на сверхдоходы экспортников, и всегда сливался...
    А цены в магазинах и так каждый видит...
    1. 0
      18 января 2025 23:18
      Но все сливки достаются олигархам.

      Не все. Посмотрите отчёты о доходах бюджета России. Там только прямые доходы от нефтегаза доходят до 40%. А косвенные также не маленькие. По этой причине америкосы и хотят зарубить наш экспорт нефти и газа.
      1. +1
        19 января 2025 09:01
        Зачем смотреть? Путин об этом неоднократно вслух говорил.
        наверняка все и так помнят.
        Стандартный вопрос с 1% населения, владеющего ВСЕМ
      2. 0
        22 января 2025 15:27
        Посмотрите отчёты о доходах бюджета России. Там только прямые доходы от нефтегаза доходят до 40%.

        Посмотрел расходы бюджета на 25 год : 43% расходов на армию и безопасность т.е. на силовые структуры.
        1. 0
          22 января 2025 21:52
          43% расходов на армию и безопасность

          А что вы хотели? Война. Естественно что то урежут и народное хозяйство пострадает. ВВП начнет снижаться. Такова жизнь. Войну нужно кончать, даже если не всё удастся освободить. Только вот Каховскую ГЭС нужно освобождать точно, иначе Крым и Херсонская будут без воды из Северо-крымского канала.
          1. 0
            22 января 2025 22:48
            А что вы хотели? Война.

            Да, война - вероломное нападение Украины на Россию.
            1. 0
              23 января 2025 10:08
              Да, война - вероломное нападение Украины на Россию

              А нас за шо?
  13. 0
    19 января 2025 04:05
    Сможет ли донбасский литий стать «белой» нефтью для России?

    Нет, не сможет. Новые литиевые месторождения обнаруживаются то там, то сям в последнее время. Просто раньше этим металлом никто особо не интересовался, а сейчас просто литиевая лихорадка, идёт геологоразведка активно. К тому же, в отличие от нефти, будет вторичный литий из переработанных аккумов. Ажиотаж вокруг лития пойдет на спад.
  14. +1
    19 января 2025 10:56
    В руках наших эффективных правителей-буржуинов - всё превращается в г-о...Загадка природы...
  15. +1
    19 января 2025 17:13
    Очень много зависит от руководителя компании и его компетенции.. Если вновь поставят приближённого дружка по типу Миллера, который принёс стране Газпромом одни многомиллиардные убытки, то ничего хорошего ждать не стоит. Тот же Сечин из Роснефти виновен в экологической катастрофе в Керченском проливе, где своим мазутом загадил два тёплых моря на Юге страны, где отдыхала основная масса населения. Именно Роснефть фрахтователь судна, в данном случае Роснефть даёт команду куда следовать судну. И под каждую перевозку компания грузовладелец подбирает подходящее судно. То есть они знали куда именно направили старые речные суда в зимнее время года.То есть либо Роснефть знала о фактическом состоянии этих судов, либо зафрахтовала их без такой проверки, что обходится очень значительно дешевле. А это прямое участие в преступной эксплуатации судов, не соответствующих требованиям безопасности к перевозке нефтепродуктов. Но Сечен не предстанет перед судом, осудят стрелочников капитанов.
  16. +1
    20 января 2025 10:12
    Всё чего касаются руки-голова эффективных капиталистических менеджеров превращается в ....
    1. 0
      22 января 2025 15:30
      Но Сечен не предстанет перед судом, осудят стрелочников капитанов.

      Страшные вещи вы говорите товарищ.
  17. 0
    22 января 2025 06:29
    Донбасс полностью разрушен, население частью уничтожено, часть уехала ( кто смог). Ни о какой добыче ресурсов, тем более производстве ближайшие 50- 100 лет не может быть и речи. Тем более под РФ
    1. Комментарий был удален.
  18. 0
    26 января 2025 00:23
    Вот почему россиянам пытаются вбить в голову, что они не способны ничего делать руками? Могут только распродавать ресурсы, чтобы другие получали максимальную прибавленную стоимость. А русские добыть и продать, ну край первичный передел... выплавить люминий и продать его в чушках...
    Почему нет призыва к олигархам, покупать технологии и заводы? Почему поиск новых точек доения русского народа? То нефть, то газ, то лес... сейчас вот литий.
    Пока Россия не будет себя обеспечивать всем на 90%, ничего хорошего для российского народа не будет. А 10% это каучук, редкозём, кофе, бананы и экзотические фрукты.