Вероятную утрату сирийского Тартуса не стоит превращать в трагедию

35

Позиции РФ в Средиземном море существенно ослабли на фоне неопределённости насчёт будущего Тартуса, а перспектива альтернативных вариантов по Ливии и Алжиру туманна. Падение режима Асада поставило под сомнение боеспособность упомянутой военно-морской базы, да и само её существование. Судьба Тартуса находится в центре внимания из-за своего стратегического значения относительно доступа к Северной Африке, Ближнему Востоку и Южной Азии. В предлагаемом материале рассказывается о возможных версиях развития событий.

Всё не так уж плохо?


Натовские ожидания, что Россию за считаные дни лишат возможности присутствия в Восточном Средиземноморье, оказались необоснованными. Как известно, ради безопасности корабли временно были выведены в море, что выглядит вполне логично. Их благополучное возвращение подтвердило былой статус-кво и продемонстрировало относительную стабильность в данном вопросе. Кремль оперативно наладил контакты с новым руководством САР и урегулировал проблему статуса своих военно-воздушной и военно-морской баз (по крайней мере, временно).



Вероятно, решение нашего президента предоставить убежище свергнутому сирийскому лидеру принималось с учётом осложнений, которые могут при этом возникнуть. И отечественная дипломатия там неплохо поработала, так как после бегства «друга Башара» пришедшие к власти радикалы заявили: российские и китайские связи будут уважаемы, поскольку борьба велась только с режимом Асада. Так что вывод российских сил из отдельных сирийских мухафаз не означает скорого закрытия Тартуса или Хмеймима.

Достигнутая при посредничестве Анкары договорённость с новым правительством Сирии, согласно которой Россия остаётся в Тартусе, пока соблюдается. Однако во всей этой истории замешаны разновекторные интересы ряда государств, в первую очередь Турции и США. И создавшаяся ситуация лишний раз подтверждает, что нельзя все яйца класть в одну корзину.

Вынужденное переосмысление подходов и их корректировка


По сути, нам и не нужна военно-морская база в качестве центральной (наподобие Тартуса), ибо это в XXI веке чересчур громоздко. Ведь эскадра ЧФ в Средиземном море, в последние годы насчитывавшая десяток кораблей, в том числе 3-5 вспомогательных, служила Москве инструментом демонстрации силы, сбора разведданных, реагирования на конфликты локального характера и поддержки союзников. А для этого вовсе не обязательно сосредотачиваться в одном месте, предпочтительнее обладать несколькими разбросанными базами поменьше. К тому же закрытие турецких проливов в результате украино-российского конфликта прервало непосредственную связь между Тартусом и Севастополем.

Тем не менее, если потеря Тартуса всё-таки произойдёт, она будет иметь необратимые последствия. База обеспечивает заправку, пополнение судовых запасов, а также актуальное техобслуживание, благодаря чему наши корабли постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море, включая фрегат «Адмирал Григорович», могут годами находиться вдали от родных берегов. Таким образом, РФ потребуется нечто равнозначное, чтобы компенсировать потерю Тартуса без утраты региональной активности.

Африканский пасьянс


«Корзина» первая: Алжир. Армия этой страны на 85% комплектуется военной техникой и получает методическое содействие из Москвы. Но деятельность РФ в Мали якобы противоречит интересам Алжира. Это обстоятельство рождает разногласия во взглядах между государствами и свидетельствует, что оно вряд ли будет способствовать размещению российских баз. А ещё Алжир не забывает параллельно заигрывать и с Вашингтоном. Поэтому, скорее всего, здесь можно рассчитывать лишь на проведение некоторых видов ремонтных операций, поскольку это менее щекотливый момент, нежели создание полноценных иностранных баз. В общем, ненадёжный вариант, хотя попробовать можно.

«Корзина» вторая: Судан. Заманчивая локация – бассейн Красного моря. Через суданскую военщину можно было бы выйти на отстаивание национальных интересов в районе Африканского Рога. Россия неофициально поддерживает Вооружённые силы Судана в гражданской войне на территории этой страны, в том числе ради получения доступа к Порт-Судану, способному одновременно принимать четыре корабля. Однако переговоры о создании военно-морской базы ведутся уже несколько лет, немилосердно затягиваясь. Суэцкий канал можно не использовать, если это будет база ТОФ. Но тогда придётся иметь дело с сильно удалённой зоной ответственности и длинным логистическим плечом, которое не оправдало себя в советскую эпоху. Однако, памятуя об уязвимости яиц в одной корзине, при случае и этот шанс не стоит упускать, тем более что, если надо, морская база без труда превращается в сухопутную.

«Корзина» третья: Ливия. В Восточной Ливии дружественного РФ генерала Халифа Хафтара размещён контингент из 2 тыс. наших военнослужащих, а также имеется канал обеспечения деятельности России на Африканском континенте. Посему есть смысл организовать в Тобруке либо Бенгази сравнительно безопасную постоянную базу ВМФ в придачу к уже используемой в этом регионе авиабазе Аль-Кадим. Правда, фронт работ по оборудованию объекта там огромный, налицо определённые проектные сложности. Сооружение современной военной инфраструктуры по соседству с торговым портом и не вполне рационально, и займёт немало времени, но, в принципе, подходяще.

Впрочем, некоторый риск существует и здесь. Присутствие России в Ливии так или иначе придётся согласовывать с Анкарой, учитывая региональные интересы Эрдогана и его намерение оказывать дальнейшую поддержку местному Пправительству национального согласия. Плюс, в отличие от Асада, Хафтар не является международным изгоем, поддерживая партнёрские отношения с тем же Парижем. В общем, давление со стороны других партнёров этого правителя может повлиять на глубину предоставляемого доступа. И не исключено, что в конце концов Хафтар может повести себя, как в своё время египетский Садат, предавший советских союзников и указавший им на дверь.

***

Если наш флот потеряет Тартус, он не перестанет быть влиятельным фактором в регионе, однако его присутствие станет менее заметным. Мало того, любые партнёры, на которых Москва могла бы здесь положиться, не так повязаны с ней обязательствами, как был повязан асадовский Дамаск, что создаёт долгосрочные политические риски. Дни РФ как традиционного «контролёра» Средиземноморья, пожалуй, пока не сочтены, но её доминирование и способность поддерживать достаточное присутствие могут стать достоянием прошлого.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    20 января 2025 09:15
    С автором полностью согласен. Но здесь существует другая угроза. Падение режима Асада может очень неблагоприятно отразиться на соседних странах.И под эту угрозу попадают перечисленные автором страны.
    1. +1
      Вчера, 05:49
      Да ничего не стоит "превращать" .... Снявши голову, по волосам не плачут. Раздолбали на части в 1991 ночью в приграничном лесу свою собственную страну, "чтоб этих и этих не кормить... ..", а потом "земли собирают" - - и то ничего как бы laughing

      Как говорил артист Задорнов :"хорошо жить не будем никогда, зато весело" , не трагедия, а траги-комедия. Любимый жанр-безбашенный.
  2. -5
    20 января 2025 09:36
    была инфа о возможном договорняке между Трампом и ВВП, РФ отдает Сирию, взамен получает Украину и заверения не трогать Иран. Может поэтому Трамп отодвинул решение по Украине на полгода, а не на сутки, как говорил ранее.
    1. -4
      20 января 2025 09:46
      РФ отдает Сирию, взамен получает Украину

      Украина не бутерброд, там вообще-то люди живут. Со своим мнением.
      1. -1
        20 января 2025 15:11
        Так пусть эти так называемые "люди" это мнение себе засунут туда, куда требуют гейропейские ценности.
      2. +4
        20 января 2025 17:34
        Цитата: Pembo
        РФ отдает Сирию, взамен получает Украину

        Украина не бутерброд, там вообще-то люди живут. Со своим мнением.

        Здравомыслие и интернационализм давно не в почёте:

        Цитата: guest
        Так пусть эти так называемые "люди" это мнение себе засунут туда, куда требуют гейропейские ценности.

        Это мнение типичного интернет-"освободителя"...
      3. +2
        20 января 2025 17:54
        да и никто менять Сирию на Украину не будет...мягко говоря бутерброды не равнозначные...одним с чёрной икрой, другим с заморской баклажанной??? Трамп не настолько ушибленный...

        что-то от Украины безусловно останется за Россией, только вот иностранные дельцы будут делать всё, чтобы это что-то стремилось к минимуму...да, Крым, Донецк и Луганск с Мариуполем скорее всего останутся за РФ...

        а вот, что куколды не сдадут Энергодар - я не уверен...МЯГКО ГОВОРЯ
    2. +14
      20 января 2025 10:28
      Цитата: dubas
      отдает Сирию, взамен получает Украину

      Есть такая пословица - оказанная услуга ничего не стоит. Сирию они УЖЕ забрали, так зачем им отдавать Украину?
      А вообще не думаю, что был такой договорняк, слишком уж он нелепый получается.
  3. +8
    20 января 2025 09:42
    Вот с таких действий и начинался распад Союза. Подумаешь, теряем влияния, так автор?
    1. +3
      20 января 2025 15:13
      Цитата: kot711
      Подумаешь, теряем влияния, так автор?

      Ну зато понимаете ли кормить теперь никого там не надо будет. laughing
  4. +3
    20 января 2025 09:47
    Цитата: Pembo
    РФ отдает Сирию, взамен получает Украину

    Украина не бутерброд, там вообще-то люди живут. Со своим мнением.

    когда вернем её, тогда и послушаем мнения, а заодно проверим кто за кого скакал.
    1. +4
      20 января 2025 10:42
      когда вернем её,

      Об этом уже и наш замечательный президент, Владимир Владимирович Путин, не мечтает.
  5. -3
    20 января 2025 09:54
    Тартус работал и работает. И новые власти и Турция вполне не против. Против американцы , но они поддерживают курдов , а по этому против новых властей да и турков в том числе , для которых курды , враги .
    В Ливии мы строим две аналогичные базы. Одну уже фактически заканчиваем , с аэродромом . Там кстати , есть согласие на длительное наше размещение от обеих конфликтующих сторон. Главное , чтобы мы не лезли в их разборки. Но нас и не интересует это.
    1. +7
      20 января 2025 12:56
      Тартус работал и работает. И новые власти и Турция вполне не против.

      В этом и проблема, что против. По сути если личный состав еще можно эвакуировать, то технику получается оставили.

      российские суда «Спарта» и «Спарта II», направленные для эвакуации военной техники из Сирии, продолжают оставаться без разрешения на вход в порт Тартус.

      Сирия запретила ввоз товаров из России, Ирана и Израиля

      Про порт была новость даже тут, с тех пор корабли так и не зашли в порт.
      https://topcor.ru/55549-novye-sirijskie-vlasti-ne-dajut-rf-vyvesti-voennuju-tehniku-iz-tartusa.html
  6. -1
    20 января 2025 10:07
    Убираться оттуда надо однозначно - незачем становиться миротворцами между турками и жидами, а именно в этой идиотской роли турчата нас и оставляют, да и западло быть на третьих ролях в услужении у Турции. А вот куда базы выводить? Думаю, нет лучше варианта, чем выбить нагличан с Кипра, захватив два их анклава, оставшихся от колониальных времён. Но уверен, что наши трусливые "кремлёвские башни" на смелые действия не способны. Увы.
    1. +2
      20 января 2025 10:44
      Но уверен, что наши трусливые "кремлёвские башни" на смелые действия не способны.

      Они пока ещё не сошли с ума.
      1. -2
        20 января 2025 17:38
        Да, к счастью совершенно аванюристически-безумные идеи в основном высказывают отдельные интернет-комментаторы и пропагандисты-политологи...
  7. 0
    20 января 2025 10:31
    Буквально все, кроме представителей стран НАТО говорят о том, что база останется, но нет, некоторые всё равно продолжают навязывать нам мысль про вывод баз.
    Сдаётся мне автор получает ЗП в одном из не наших НКО.
  8. 0
    20 января 2025 10:59
    Пока не придумают средства борьбы с Бэками любой флот - это хорошая цель, чего бы он не пытался контролировать.
    1. 0
      20 января 2025 11:14
      А какие здесь технические проблемы?
      Что мешает сбить БЭК, если умеют сбить ракету?

      Не спец, но догадываюсь, проблемы ЧФ просто от того, что у нас не только все делается по приказу, но даже извилины напрягаются по приказу.

      А без приказа только одна-ниже спины.
    2. +1
      20 января 2025 14:02
      Цитата: kriten
      Пока не придумают средства борьбы с Бэками любой флот - это хорошая цель

      Пока- это через сколько лет ? Помнится в кино "Тайна двух океанов" (1955) , корабли взрывали безэкипажными торпедами с автоматических баз. Идее 70 лет минимум. Автору сценария Пилинашвили она была уже известна
      За это время выросли аж три поколения наших "флотоводцев" в красивой морской форме.... Но никто из них не догадался напрячь извилины. Пароль - семнадцать ! hi
  9. +5
    20 января 2025 11:12
    Фи, очередная ура-объяснялка.
    "Подумаешь, потеряли лицо."
    Очередной "свой" пожизненный президент все прокакал и сбежал с миллиардами в Ростов/Москву, кинув своих же соратников.
    Оставив "новым партнерам" или как их там? кучу оружия (интересно, распиаренные здесь же С300 поставленные сирийцам, как там они? никто давно уже не пишет), секретов, проектов по добыче чегото там, российских денег и т.п. ( а здесь же писали о неслабых суммах и проектах когдато)

    Глядя на это, остальные "партнеры" лишний раз задумаются о "многовекторности" ," сером импорте" и "импортозамещении". Как перечисленные ,так и не озвученные.
  10. +3
    20 января 2025 12:28
    Ох уж все эти ХПП. Потеряли Сирию -> от этого только выиграли, скоро придет очередь Приднестровью а потом уже и Калининграду. Хотя Калининград может и раньше случится - на Балтике ситуация явно нездоровая. Вроде еще сложности возникли с вывозом нашего добра из Сирии - у Царева читал. Но ничего, сейчас агент Дональд отдаст нам Украину по самый Львов. неужели кто то в это верит? Мне кажется что Трамп НАОБОРОТ только ужесточит противостояние и поднимет ставки. Кстати, нашу Урсу Майор утопили - и все, концы в воду. Тишина. Да, поведение достойное ядерной сверхдержавы.
    1. -6
      20 января 2025 13:20
      Выяснят от чего и кто и дадут ответ. Чего орать на весь мир .Ну а поквитаться так поквитаются но вам об этом не доложат . А может уже кто то и получил своё.
      1. +2
        20 января 2025 14:58
        Нет, я ещё жить хочу. Думаю, что все можно решить конвенциональными средствами. Ну то есть угрозой их применения. Идея - почему бы не вложиться в массовое производство дешёвых ракет с дальностью 1000 км и сверхзвуковой скоростью? Представьте, что в сутки наши бы заводы в горах Урала могли бы производить 1000 таких ракет. И чтобы запускались они с обычных грузовиков. Уверен что все ПВО НАТО не сможет бороться с такой угрозой. И никаких для это авианосцев и прочих дорогущих корыт нам не надо. Как вам идея?
    2. -4
      20 января 2025 13:21
      Конкретно что предлагаете вы ,Алекс Краус ?Ударить нам по вам ЯО ? А вдруг и вы где то рядом будете или ваши родственники и дети. Хочется поджариться и видеть как умирают ваши дети и родные в страшных мучениях и самому это испытать? Хорошо если погибнут мгновенно а если нет?
  11. +5
    20 января 2025 12:32
    Шахматист, пританцовывая, тихо напевал: Всё хорошо, прекрасная маркиза! Кобыла сдохла, дом сгорел..
  12. +7
    20 января 2025 13:48
    В общем через ЛОМов и СМИ началась постепенная моральная подготовка к оставлению Тартуса - я правильно понимаю????
  13. +5
    20 января 2025 14:13
    Не знаю о каких яйцах автор говорит, но ясно одно - базы в Сирии наши стратеги, скорей всего, профукали, и Россия, как и раньше, остаётся строителем новых возможных баз, с перспективой из них вылететь... - а статья эта - просто самоуспокоения или попытка оправдания перед кем? - самими собой? - не убедительно, грустно и стыдно.
  14. +1
    20 января 2025 15:51
    Lessons Learned тут очень простые.
    Нужно изначально выстраивать двухсторонние отношения со страной, где нет тирании во власти.
    Тогда, при смене верхушки не будет ситуации, как сегодня в Судане, когда с одним Васей договорились об откатах, но его свергли и следующий оказался менее сговорчивым.
    А что касается Сирии, то только слепой не видел, что Асада народ ненавидит.
    При планировании базы 2я сторона четко должна понимать, что они будут с этого экономически и политически иметь. А не так, как в Сирии: вы тут меня защищайте, а я вас за это бесплатно пускаю. Даже на Ближнем Востоке на дворе уже давно 21й век
  15. 0
    20 января 2025 16:09
    А вот державы, где каждые четыре, пять лет независимый аудит баланса зрад и перемог делают, никто и не бомбит А скрепные державы, где на любую зраду скрепный хор сразу запевает: хорошо тому живется у кого одна нога и штанина не порвется и не надо сапога, все, кому не лень, лягнуть норовят.
  16. Voo
    +1
    20 января 2025 20:28
    Вероятно, решение нашего президента предоставить убежище свергнутому сирийскому лидеру принималось с учётом осложнений, которые могут при этом возникнуть. И отечественная дипломатия там неплохо поработала, так как после бегства «друга Башара» пришедшие к власти радикалы заявили: российские и китайские связи будут уважаемы, поскольку борьба велась только с режимом Асада. Так что вывод российских сил из отдельных сирийских мухафаз не означает скорого закрытия Тартуса или Хмеймима.

    Странные успехи в последнее время у нашего вечно молодого президента, то Херсон, Харьков геройски слили, Курск полгода отбиваем, Сирия слита, но в Кремле считают, что все хорошо прекрасная маркиза.
  17. 0
    20 января 2025 21:07
    Разговоры шли о Ливии, о переводе туда военно морского контингента и части авиации. Там и нефтепродукты у них свои, керосин авиационный и дизтопливо можно у них покупать на первых порах. Если уж так необходимо присутствие ВМС Росиии в Средиземном море.
  18. +1
    Вчера, 07:20
    По типу "Да не очень-то и хотелось!" Да? В принципе, очередной шматок авторитета страны отвалился, впервой, что-ли? Сейчас, не смертельно. Очередной маленький порез. На каком очередном маленьком порезе, общая потеря крови приведёт к смерти?
  19. +1
    Вчера, 08:18
    соединения ВМФ РФ в Средиземном море, включая фрегат «Адмирал Григорович», могут годами находиться вдали от родных берегов.

    Для чего? Показать мнимое величие страны?