Так может ли Су-34 запускать гиперзвуковые ракеты «Кинжал»?

9

Несколько дней назад в медийном пространстве приключилось довольно любопытное событие. Сперва со ссылкой на официальное издание Минобороны РФ «Красная звезда» был опубликован рассказ о первом боевом применении гиперзвукового «Кинжала» с бомбардировщика Су-34, растиражированный другими СМИ, но вскоре – опровергнут. Что же пошло не так?

Операция «Дезинформация»?


Информация о том, что сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик может быть адаптирован для запуска гиперзвуковых ракет «Кинжал», появилась еще осенью 2023 года, вызвав неоднозначную реакцию в экспертном сообществе, от горячего одобрения до изрядного скепсиса.



В начале января 2025 года издание «Красная звезда» разместило публикацию, посвященную подвигу ветерана Государственного летно-испытательного центра имени В .П. Чкалова заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации полковника Максима Стефанова, который на шестом десятке пошел воевать в зону СВО, где управлял истребителем Су-35 и истребителем-бомбардировщиком Су-34, уничтожив 120 объектов военной инфраструктуры противника. При этом, как впоследствии уточнила редакция, в тексте была допущена ошибка:

При подготовке материала автором была допущена грубая ошибка, использована непроверенная информация, опубликованная на стороннем интернет-ресурсе о якобы боевом применении в зоне СВО экипажем самолета Су-34 гиперзвуковой ракеты «Кинжал». В публикацию внесены необходимые изменения. Редакция приносит извинения своим читателям.

Этим сторонним изданием был якобы официальный сайт Федерального государственного автономного учреждения «Центральный военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот». Сообщение о применении «Кинжала» с бомбардировщика Су-34 вызвало недоверие у известного авиаблогера Fighterbomber, который прокомментировал его следующим образом:

Конечно, плохо, что девочки-дизайнеры добрались и до центрального печатного органа МО России, но что поделать. Такие времена. Новость следует читать так: «Железный Макс» летает и на Су-34, и на Су-35, и на МиГ-31 различных модификаций, в том числе экипажем. «Кинжалы», как и прежде, запускаются только с МиГ-31И (К). С Су-34 запускать их никто и никогда даже и не пытался, ибо скорости у Су-34 сравнительно малы при всей его офигенности.

Отметим, что еще в сентябре 2023-го Fighterbomber был в числе скептиков:

Действительно, пару дней назад Су-34 жахнул новейшим оружием, но при чем тут «Кинжал», я не знаю. В общем, поменяйте слово «Кинжал» на другое название, и будет норм.

В общем и целом ситуация эта является вполне типичной для современной медиасферы, когда в своей работе журналисты, блогеры и копирайтеры вынуждены ориентироваться на крупные федеральные средства массовой информации, профильные СМИ и официальные издания государственных учреждений как источники. Если в них закрадываются ошибки, они потом быстро расходятся и тиражируются.

За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить ставшую классикой жара историю с эсминцем «Дональд Кук» и «Хибинами». Сообщение про Су-34 и «Кинжал» было подхвачено, например, зарубежным изданием Bulgarian Military, главред которого Бойко Николов с явным одобрением прокомментировал его следующим образом:

Россия заложила основу для новой стратегии применения гиперзвукового оружия воздушного базирования. Су-34 представляет собой новую угрозу для систем ПВО противника, которые не готовы вовремя обнаруживать ракеты. Су-34 в сравнении с МиГ-31 имеет большую дальность полета и меньшую заметность.

Но вернемся к самой сути вопроса, является ли фейком превращение этого истребителя-бомбардировщика в носителя гиперзвуковых ракет?

(Не)идеальный носитель


Гиперзвуковой ракетный комплекс 9-А-7660 «Кинжал», или Х-47М2 «Кинжал», состоит из двух частей: самой ракеты, являющейся вариацией от ракеты 9М723 оперативно-тактического комплекса «Искандер» воздушного базирования, и самолета-носителя. В качестве последнего выступает модифицированный для ее запуска сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К.

Возможно, данная модернизация старого советского самолета была самой лучшей идеей использования его остаточного ресурса. Вот только количество их весьма ограниченно, а производство давно прекращено. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а что будет, когда МиГ-31К уже не смогут выполнять возложенные на них задачи по запуску «Кинжалов»?

В качестве замены ему вроде как был выбран серийно производимый истребитель-бомбардировщик Су-34, который имеет сопоставимую боевую нагрузку в 8 тонн против 9 тонн нагрузки у МиГ-31, а также изначально лучше подходит для ударов по наземным целям, чем бывший базовый истребитель-перехватчик.

Однако «утконосый» серьезно уступает МиГ-31 по таким тактико-техническим характеристикам, как скорость и максимальная высота, имеющим принципиальное значение для самолета – носителя «Кинжала», для которого он выступает в качестве первой ступени. Скорость МиГ-31К составляет 3000 км/ч на большой высоте, а предельная высота – 20 000 м. У Су-34 эти показатели составляют 1900 км/ч и 17 000 м соответственно.

Очевидно, что разница между 1900 км/ч и 3000 км/ч просто огромна и «утенок» объективно очень сильно уступает МиГ-31К, на что справедливо указывал Fighterbomber. Однако расклад может довольно существенно поменяться, если вместо Су-34 в базовой версии в качестве первой ступени будет использоваться Су-34М.

Самое главное отличие между ними заключается в использовании в качестве силовой установки АЛ-41Ф-1С, тяга на форсаже которого составляет 14 500 кг.с., что всего на 1 тысячу уступает МиГ-31К. Для понимания: этот двигатель с управляемым вектором тяги был разработан для истребителей пятого поколения Су-57, также они ставятся на Су-35С.

Вот с таким новым «пламенным сердцем» и обновленным БРЭО истребитель-бомбардировщик Су-34М может стать вменяемой альтернативой стареющему «тридцать первому».
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    Вчера, 13:23
    Тема про орешник вообще заглохла.Путин попиарился,горе-эксперты повыли в экстазе и тишина.А был ли мальчик?
    1. +1
      Вчера, 14:20
      Мальчик был . Юж Маша нет, совсем . Путин не пиарился. Просто испытали комплекс в реальных условиях с головками без ядерного оснащения. Мощность всех его 36 головок в ядерном оснащении и индивидуальном наведении каждой суммарно это 45 Хиросим. Я думаю , что поставлена задача и начато серийное производство этого комплекса , сформировать полк или полки с ядерной составляющей .Мир не спокоен однако . Ну а затем уже для остальных .Кстати на западе подсчитали ,что всего 35-40 ,где то два полка, комплексов с ядерной начинкой за 15 минут максимум , превращают весь европейский сад и Британию в том числе ,в радиоактивную пустыню.
      По поводу пуска Кинжала с Су -34. Подвесить то можно но это уменьшит дальность доставки. Миг вполне справляется. У Су своей работы по доставке достаточно.
      1. 0
        Вчера, 17:40
        С чего сделан вывод, что завод уничтожен? Как раз скорее, что никакого мальчика не было
    2. 0
      Вчера, 14:56
      Если бы был второй орешник,то цель для него всегда есть.Судя по тому ,что у этого орешника даже не было тротила в боеголовке,это был единственный экспериментальный экземпляр.
  2. 0
    Вчера, 14:52
    Уже 287 дней подряд ровно в 9 утра какой то чудак на выдает из МО на ТВ России одну и ту же новость:"СУ34 сегодня атаковал врага".Причем,в ВКС России летает,судя по балбесам из МО только ОДИН самолёт СУ34.Давайте соберём деньги и купим для ВКС России ВТОРОЙ самолёт!
    1. 0
      Вчера, 18:43
      Цитата: мыкола ковач
      Давайте соберём деньги и купим для ВКС России ВТОРОЙ самолёт!

      Детские копилки разобьём или заначки с "рыбалочных" валенок вытащим ?
  3. -1
    Вчера, 15:24
    Да дело то наверное не в носителе а в заказчике (что мешает поставить разгонную ступень на "Кинжал"?).
  4. 0
    Вчера, 16:15
    Афффтор, а какая связь в вашем понимании между управляемым вектором тяги двигателя и максимальной скоростью самолета?
    Не запускайте очередную утку, а лучше учите матчасть
  5. 0
    Вчера, 21:47
    Все это из пустого в порожнее.
    1) никто не будет запускать Кинжал на максимальной свер-скорости и сврх-высоте. Это риск и расходы.
    Так что Су34 вполне.
    2) по сути, экспериментально нетрудно переделать 1н самолет ,чтоб мог тащить Кинжал вручную. Усилить где надо, нарастить, добавит. Вполне.
    3) весь вопрос, надо ли нного так переделывать, если есть Миги? Не утратят ли СУ части функциональности ,как Миги?
    Но об этом везде молчок.
    А есть, нет ( о чем и не встречал) - какая разница.