Так может ли Су-34 запускать гиперзвуковые ракеты «Кинжал»?

9 160 22

Несколько дней назад в медийном пространстве приключилось довольно любопытное событие. Сперва со ссылкой на официальное издание Минобороны РФ «Красная звезда» был опубликован рассказ о первом боевом применении гиперзвукового «Кинжала» с бомбардировщика Су-34, растиражированный другими СМИ, но вскоре – опровергнут. Что же пошло не так?

Операция «Дезинформация»?


Информация о том, что сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик может быть адаптирован для запуска гиперзвуковых ракет «Кинжал», появилась еще осенью 2023 года, вызвав неоднозначную реакцию в экспертном сообществе, от горячего одобрения до изрядного скепсиса.



В начале января 2025 года издание «Красная звезда» разместило публикацию, посвященную подвигу ветерана Государственного летно-испытательного центра имени В .П. Чкалова заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации полковника Максима Стефанова, который на шестом десятке пошел воевать в зону СВО, где управлял истребителем Су-35 и истребителем-бомбардировщиком Су-34, уничтожив 120 объектов военной инфраструктуры противника. При этом, как впоследствии уточнила редакция, в тексте была допущена ошибка:

При подготовке материала автором была допущена грубая ошибка, использована непроверенная информация, опубликованная на стороннем интернет-ресурсе о якобы боевом применении в зоне СВО экипажем самолета Су-34 гиперзвуковой ракеты «Кинжал». В публикацию внесены необходимые изменения. Редакция приносит извинения своим читателям.

Этим сторонним изданием был якобы официальный сайт Федерального государственного автономного учреждения «Центральный военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот». Сообщение о применении «Кинжала» с бомбардировщика Су-34 вызвало недоверие у известного авиаблогера Fighterbomber, который прокомментировал его следующим образом:

Конечно, плохо, что девочки-дизайнеры добрались и до центрального печатного органа МО России, но что поделать. Такие времена. Новость следует читать так: «Железный Макс» летает и на Су-34, и на Су-35, и на МиГ-31 различных модификаций, в том числе экипажем. «Кинжалы», как и прежде, запускаются только с МиГ-31И (К). С Су-34 запускать их никто и никогда даже и не пытался, ибо скорости у Су-34 сравнительно малы при всей его офигенности.

Отметим, что еще в сентябре 2023-го Fighterbomber был в числе скептиков:

Действительно, пару дней назад Су-34 жахнул новейшим оружием, но при чем тут «Кинжал», я не знаю. В общем, поменяйте слово «Кинжал» на другое название, и будет норм.

В общем и целом ситуация эта является вполне типичной для современной медиасферы, когда в своей работе журналисты, блогеры и копирайтеры вынуждены ориентироваться на крупные федеральные средства массовой информации, профильные СМИ и официальные издания государственных учреждений как источники. Если в них закрадываются ошибки, они потом быстро расходятся и тиражируются.

За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить ставшую классикой жара историю с эсминцем «Дональд Кук» и «Хибинами». Сообщение про Су-34 и «Кинжал» было подхвачено, например, зарубежным изданием Bulgarian Military, главред которого Бойко Николов с явным одобрением прокомментировал его следующим образом:

Россия заложила основу для новой стратегии применения гиперзвукового оружия воздушного базирования. Су-34 представляет собой новую угрозу для систем ПВО противника, которые не готовы вовремя обнаруживать ракеты. Су-34 в сравнении с МиГ-31 имеет большую дальность полета и меньшую заметность.

Но вернемся к самой сути вопроса, является ли фейком превращение этого истребителя-бомбардировщика в носителя гиперзвуковых ракет?

(Не)идеальный носитель


Гиперзвуковой ракетный комплекс 9-А-7660 «Кинжал», или Х-47М2 «Кинжал», состоит из двух частей: самой ракеты, являющейся вариацией от ракеты 9М723 оперативно-тактического комплекса «Искандер» воздушного базирования, и самолета-носителя. В качестве последнего выступает модифицированный для ее запуска сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К.

Возможно, данная модернизация старого советского самолета была самой лучшей идеей использования его остаточного ресурса. Вот только количество их весьма ограниченно, а производство давно прекращено. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а что будет, когда МиГ-31К уже не смогут выполнять возложенные на них задачи по запуску «Кинжалов»?

В качестве замены ему вроде как был выбран серийно производимый истребитель-бомбардировщик Су-34, который имеет сопоставимую боевую нагрузку в 8 тонн против 9 тонн нагрузки у МиГ-31, а также изначально лучше подходит для ударов по наземным целям, чем бывший базовый истребитель-перехватчик.

Однако «утконосый» серьезно уступает МиГ-31 по таким тактико-техническим характеристикам, как скорость и максимальная высота, имеющим принципиальное значение для самолета – носителя «Кинжала», для которого он выступает в качестве первой ступени. Скорость МиГ-31К составляет 3000 км/ч на большой высоте, а предельная высота – 20 000 м. У Су-34 эти показатели составляют 1900 км/ч и 17 000 м соответственно.

Очевидно, что разница между 1900 км/ч и 3000 км/ч просто огромна и «утенок» объективно очень сильно уступает МиГ-31К, на что справедливо указывал Fighterbomber. Однако расклад может довольно существенно поменяться, если вместо Су-34 в базовой версии в качестве первой ступени будет использоваться Су-34М.

Самое главное отличие между ними заключается в использовании в качестве силовой установки АЛ-41Ф-1С, тяга на форсаже которого составляет 14 500 кг.с., что всего на 1 тысячу уступает МиГ-31К. Для понимания: этот двигатель с управляемым вектором тяги был разработан для истребителей пятого поколения Су-57, также они ставятся на Су-35С.

Вот с таким новым «пламенным сердцем» и обновленным БРЭО истребитель-бомбардировщик Су-34М может стать вменяемой альтернативой стареющему «тридцать первому».
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 января 2025 13:23
    Тема про орешник вообще заглохла.Путин попиарился,горе-эксперты повыли в экстазе и тишина.А был ли мальчик?
    1. +2
      20 января 2025 14:20
      Мальчик был . Юж Маша нет, совсем . Путин не пиарился. Просто испытали комплекс в реальных условиях с головками без ядерного оснащения. Мощность всех его 36 головок в ядерном оснащении и индивидуальном наведении каждой суммарно это 45 Хиросим. Я думаю , что поставлена задача и начато серийное производство этого комплекса , сформировать полк или полки с ядерной составляющей .Мир не спокоен однако . Ну а затем уже для остальных .Кстати на западе подсчитали ,что всего 35-40 ,где то два полка, комплексов с ядерной начинкой за 15 минут максимум , превращают весь европейский сад и Британию в том числе ,в радиоактивную пустыню.
      По поводу пуска Кинжала с Су -34. Подвесить то можно но это уменьшит дальность доставки. Миг вполне справляется. У Су своей работы по доставке достаточно.
      1. +1
        20 января 2025 17:40
        С чего сделан вывод, что завод уничтожен? Как раз скорее, что никакого мальчика не было
        1. 0
          21 января 2025 09:38
          Да стоит завод. Если повреждения и есть, то не большие. Фото снимков из космоса, дней через 10, после удара публиковали. Кинетическая энергия блока, при его массе, не велика. Думаю, даже до обычной БЧ "Искандера" не дотянет. Для человека, такой удар, вблизи, смертелен, а для инфраструктуры, чистый пшик. За бешеные деньги.
          1. 0
            21 января 2025 09:48
            Цитата: anclevalico
            За бешеные деньги.

            Любые испытания боевой техники стоят "бешеных денег". "Орешник" не исключение". Его испытания на полигоне стоили бы столько же, если не больше.
            1. +1
              21 января 2025 10:02
              А кто пишет про испытания? Я о применении без штатной БЧ. Некоторым, зашла мысль, что "орешник", эффективен и без БЧ. Моу их разочаровать.
              1. 0
                5 февраля 2025 23:27
                Цитата: anclevalico
                А кто пишет про испытания? Я о применении без штатной БЧ. Некоторым, зашла мысль, что "орешник", эффективен и без БЧ. Моу их разочаровать.

                Это и были испытания в боевых условиях, и в частности того, какой эффект будет без БЧ. Разочарований не будет. Любой результат - это все равно результат.
    2. 0
      20 января 2025 14:56
      Если бы был второй орешник,то цель для него всегда есть.Судя по тому ,что у этого орешника даже не было тротила в боеголовке,это был единственный экспериментальный экземпляр.
  2. -2
    20 января 2025 14:52
    Уже 287 дней подряд ровно в 9 утра какой то чудак на выдает из МО на ТВ России одну и ту же новость:"СУ34 сегодня атаковал врага".Причем,в ВКС России летает,судя по балбесам из МО только ОДИН самолёт СУ34.Давайте соберём деньги и купим для ВКС России ВТОРОЙ самолёт!
    1. -1
      20 января 2025 18:43
      Цитата: мыкола ковач
      Давайте соберём деньги и купим для ВКС России ВТОРОЙ самолёт!

      Детские копилки разобьём или заначки с "рыбалочных" валенок вытащим ?
  3. -1
    20 января 2025 15:24
    Да дело то наверное не в носителе а в заказчике (что мешает поставить разгонную ступень на "Кинжал"?).
    1. 0
      21 января 2025 09:51
      Цитата: mark1
      что мешает поставить разгонную ступень на "Кинжал"?

      Плевое дело, взять и примотать ракетный ускоритель к Кинжалу синей изолентой. А её в продаже нет, осталась только разноцветная китайская.laughing
      1. 0
        21 января 2025 17:29
        Степа Пирамидон,похоже, что ваше кредо - "и быть, и казаться". Цвет изоленты и способ намотки определяет разработчик, а необходимость "примотать" бустер к ракете определяет заказчик. Бустеры "приматывают" ко многим КР, не велика проблема.
  4. -1
    20 января 2025 16:15
    Афффтор, а какая связь в вашем понимании между управляемым вектором тяги двигателя и максимальной скоростью самолета?
    Не запускайте очередную утку, а лучше учите матчасть
    1. +1
      21 января 2025 08:27
      Афффтор, а какая связь в вашем понимании между управляемым вектором тяги двигателя и максимальной скоростью самолета?

      А почему вы считаете, что автор это решил увязать? Где это в тексте?

      Не запускайте очередную утку, а лучше учите матчасть

      А какая утка была предыдущей? Можно ссылку?
      И не хамите другим людям.
  5. -1
    20 января 2025 21:47
    Все это из пустого в порожнее.
    1) никто не будет запускать Кинжал на максимальной свер-скорости и сврх-высоте. Это риск и расходы.
    Так что Су34 вполне.
    2) по сути, экспериментально нетрудно переделать 1н самолет ,чтоб мог тащить Кинжал вручную. Усилить где надо, нарастить, добавит. Вполне.
    3) весь вопрос, надо ли нного так переделывать, если есть Миги? Не утратят ли СУ части функциональности ,как Миги?
    Но об этом везде молчок.
    А есть, нет ( о чем и не встречал) - какая разница.
  6. +1
    21 января 2025 10:06
    У каждой толковой хозяйки на кухне куча всяких ножей.
    Один для хлеба, другой для овощей, третий для мяса, четвёртый для рыбы... и так далее.
    Один универсальный нож никогда не заменит узкоспециализированные по качеству.
    Под разные задачи нужны разные специализированные самолёты. Разве это не очевидно?!
    Всё остальное, про деньги, производственные мощности, рабочий персонал и прочее - это отговорки.
    Важно поставить цель. Самолёт под "Кинжал". Самолёт под бомбы с модулем управления.
    Самолёт ДРЛО фронтового назначения.
    Была бы воля.
    1. 0
      21 января 2025 17:39
      Цитата: prior
      Самолёт под "Кинжал". Самолёт под бомбы с модулем управления.

      Шагнем дальше - самолет под розовые бомбы, самолет фиолетовые, самолет под "Кинжалы" цвета баклажан...
      А с Запада дурное поветрие идет - МФИ называется. Вот уж ересь... sad
      Но целеуказание важно.
  7. +2
    21 января 2025 15:54
    Очередные "многа букав и мало смысла"...
    1. Су-34 может. Даже Ил-76 может, вопрос в только бортовом оборудовании для запуска
    2. Меньшая скорость и высота носителя скажутся только на уменьшении дальности и возможно скорости. ВСЁ.
    1. 0
      21 января 2025 17:41
      Поставить разгонную ступень и не на чем не скажется.
  8. 0
    21 января 2025 16:25
    Цитата: Бейдодыр
    Афффтор, а какая связь в вашем понимании между управляемым вектором тяги двигателя и максимальной скоростью самолета?

    А почему вы считаете, что автор это решил увязать? Где это в тексте?

    Не запускайте очередную утку, а лучше учите матчасть

    А какая утка была предыдущей? Можно ссылку?
    И не хамите другим людям.

    Вам никто не хамит. Если человек не понимает, что такое ТТХ самолета, то не нужно на эту тему писать. Можно просто про разведение комнатных растений (если, конечно, он разбирается в этом лучше, чем в с связи между максимальной скоростью и изменяемым вектором тяги двигателя)
  9. 0
    22 января 2025 01:27
    Цитата: mark1
    Поставить разгонную ступень и не на чем не скажется.

    Разгонная ступень имеет вес и размер. И если по весу запас теоретически ещё есть, то сегодняшняя длина Кинжала - уже > 7 метров