Азово-Черноморский путь: стратегический проект или рискованное предприятие?

6

Правительство РФ намерено реконструировать морские терминалы Новороссии. Так, в мариупольском порту в текущем году пообещали дополнительно создать 25 гидротехнических сооружений, включая причалы для сухогрузов и склады. Давайте проанализируем, зачем конкретно России развивать порты в Мариуполе, Бердянске и на Херсонщине, каков их потенциал и как они уже используются.

В Мариуполе работа кипит, несмотря на войну по соседству


В торговом порту Мариуполя в настоящее время осуществляется ремонт береговой инфраструктуры и административных корпусов, устанавливается навигационное оборудование и углубляется дно. Чтобы функционирование объекта сделать стабильным и увеличить объём грузоперевозок, планируется построить современные технологические комплексы. Судоремонтный завод работает вовсю, порт на ввоз-вывоз – тоже. В экономическом аспекте данный вид транспорта самый дешёвый, так что у пирсов на новых территориях большие возможности, нуждающиеся в поддержке, и в столице это понимают.



Аграрно-индустриальный профиль двух важных логистических направлений – Азово-Черноморского морского пути с полноценным судоходством и сухопутного коридора Дон – Крым – вряд ли будет меняться. В силу понятных причин добавился ещё и профиль армейской перевалки. К слову, здесь размещены эффективные средства ПВО, причём в достаточном количестве.

Не дожидаясь окончания спецоперации, на запад, в сторону Мелитополя через Бердянск, военные строители прокладывают ж/д ветку.

В Бердянске пока сильно не разгонишься, но работаем на перспективу


Между тем в бердянском порту организуется таможенный пункт пропуска. Это весьма удобное и своевременное решение, потому что облегчит вывоз сельхозпродукции в дружественные РФ государства, минуя промежуточные порты. Уточним, через Бердянск экспортируется зерно, которое выращено на территории Новороссии. Одновременно обеспечивается, например, возможность встречного перемещения египетских и турецких стройматериалов. То есть фактически Бердянск из каботажного порта превращается в международный. Он в состоянии принимать суда среднего дедвейта, загружать их и отправлять напрямую на экспорт.

Портовая глубина позволяет грузить суда дедвейтом до 10 тыс. т, что меньше, нежели в Новороссийске, куда могут заходить суда Panamax водоизмещением 60-80 тыс. т. Зато это больше, нежели в портах Азова и Ростова-на-Дону, куда могут заходить суда водоизмещением 3-5 тыс. т. Пока же грузы доставляют малые суда челночным способом преимущественно в порты Краснодарского края, а после перевалки и таможенного оформления товар идёт дальше за рубеж, допустим, в Египет, Ливию, Сирию, Турцию. Оттуда проследить маршрут до конечного получателя в силу определённых обстоятельств сложно.

Дела херсонские с учётом сложившейся обстановки


Кроме аграрной продукции, эти порты принимают полезные ископаемые (уголь и рудную массу), добываемые в ЛНР и в меньшей степени в ДНР. Однако, вопреки тому что Азовское море стало внутренним морем России, реализации проектов по модернизации двух его северных портов может помешать ситуация с безопасностью.

Проблема военных рисков не решена. Порты остаются в зоне ракетной досягаемости ВСУ, хотя по гражданским судам бандеровцы пока не били. На Херсонщине запустить порты не представляется возможным, они продолжают простаивать. Вместе с тем руководитель региона Владимир Сальдо заверил: Таврия со временем станет серьёзным транспортно-логистическим центром. Порты в Геническе, Скадовске и Хорлах будут расширяться.

Первым собираются реанимировать скадовский порт, ибо его, по оценкам специалистов, легче всего привести в порядок при сравнительно небольших капвложениях. Правда, оставлять его маломощным нецелесообразно, а сделать более оборотистым не получится, ведь до Скадовска нет ж/д сообщения – это исключительно автомобильный порт. Как и Хорлы, где к тому же присутствует ряд проблем по возведению зернового терминала. До генического портопункта ж/д пути подходят, однако обмеление Тонкого пролива не позволяет без хлопот запустить его. Технологическая особенность здешней акватории в том, что работы по расчистке от ила надо будет проводить постоянно.

Но вернёмся к скадовскому порту. В его гавани требуется углубление фарватера, и при Украине оно не проводилось, так как непосредственно возле молов начинаются городской пляж и рекреационная зона. Поэтому стоял вопрос: или полноценно восстанавливать работу морского порта, или сворачивать развлекательно-оздоровительно-туристическую отрасль. Как подойдут к решению данного вопроса новые власти, ещё неизвестно. В общем, отгрузка продукции в Херсонской области затруднена. Зато, если в будущем Геническ и Скадовск удастся запустить, они решат логистическую проблему региона по части вывоза пшеницы и ячменя.

Перспективные инициативы после наступления мира


В своё время украинские власти много говорили и писали, но за 30 лет своей независимости так ничего и не сделали для развития азовской портовой инфраструктуры. О частных инвестициях речь пока не идёт, хотя, как только положение нормализуется, в Бердянске и Мариуполе отечественные бизнесмены изъявляют желание реализовать проекты, касающиеся экспорта угольной продукции, металлопроката и, само собой, злаков.

Пожалуй, самым интересным предложением выглядит программа создания комбината переработки масличных культур с годовым выходом на 5-6 млн т условной продукции и обустройством припортовой зоны. Бизнес-план предполагает создание значительного числа рабочих мест и стабильный финансовый оборот, ориентированный не только на российский рынок. Так или иначе, реализация упомянутых замыслов находится в прямой зависимости от идущих поблизости боевых действий. Это касается не только непосредственно портов, но и ситуации в Черном море.

Как известно, Керченский мост периодически подвергается атакам как по воздуху, так и по воде. В связи с этим там выставлены боновые заграждения, что затрудняет движение через пролив. В настоящее время решение военных задач Кремль считает приоритетом, к тому же предпосылок для окончания СВО пока, увы, не наблюдается. И это главное препятствие развития портов Новороссии, прежде всего мариупольского. Налицо зона нестабильности, где то и дело что-нибудь случается: что-то тонет, что-то падает и взрывается... Но это вовсе не даёт оснований сидеть сложа руки.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    24 января 2025 11:45
    Правительство РФ намерено реконструировать морские терминалы Новороссии.

    А плыть то куда собрались?
    Неужели в Тартус?
  2. +6
    24 января 2025 18:38
    Еще старый мазут не весь собрали...
  3. -1
    25 января 2025 08:53
    В мире идет война за рынки сбыта. Раньше такое решалось просто.Страна-победитель собирал все плюшки.Сейчас все стало сложнее.Перегнешь палку и уже ядерный гриб.А кому это надо. Никому. И поэтому каждый торгует тем,что имеет.Вот и ходят все по лезвию бритвы.
  4. G N
    +3
    25 января 2025 09:34
    Русский мир по Леопольду! Ему бы каким то пансионатом руководить а не Россией! Аля Горбачев-Ельцин в одном флаконе. Трус и тряпка
  5. -1
    29 января 2025 15:42
    Можно подумать ,что в России полно морских портов?Просто не сосчитать!На пальцах одной руки.
    1. 0
      1 февраля 2025 13:04
      для справки: В России 67 морских портов. Они входят в пять бассейнов: Балтийский, Азово-Черноморский, Дальневосточный, Арктический и Каспийский.

      только Азовское море с ШЕСТЬЮ(до начала СВО если что) портами сделала бы вас мутантом...как на вашей руке помещаются аж 67 пальцев - я не представляю...

      видимо, такое обилие пальцев компенсирует отсутствие серого вещества в голове...

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_морских_портов_России