Могут ли дирижабли заменить России пассажирские и транспортные самолеты?
Непростая ситуация, сложившаяся в сфере отечественного гражданского авиастроения, слегка «придушенного» западными санкциями, вынуждает задаться вопросом, нет ли какой-то альтернативы всем этим «авиадолгостроям»?
Как ни странно, есть давно проверенное в деле и хорошо зарекомендовавшее себя средство воздухоплавания, сочетающее лучшие качества самолетов и вертолетов.
Легче воздуха
Речь идет, конечно же, о дирижаблях. Если сравнивать их достоинства и недостатки, то первые серьезно перевешивают последние.
Во-первых, дирижаблям как летательным аппаратам легче воздуха доступны большая дальность беспосадочных перелетов и очень большая грузоподъемность. Например, прототип многозадачного автономного стратосферного дирижабля Stratobus от компании Thales Alenia Space при длине 115 метров и собственной массе в 7 тонн должен поднимать груз до 450 тонн!
Во-вторых, благодаря использованию плавучего гелия для обеспечения подъемной силы дирижабли считаются более безопасными для авиаперелетов, снижая риски серьезных авиационных катастроф. В случае утечки этого инертного газа он не воспламенится, как «Гинденбург», а плавно начнет снижаться.
В-третьих, для эксплуатации дирижаблей не нужна привычная аэродромная инфраструктура со взлетно-посадочными полосами, как для самолетов. Понадобится причальная мачта, но в самых продвинутых моделях этих летательных аппаратов возможно обойтись даже без нее. Это делает их чрезвычайно привлекательными для эксплуатации в условиях Крайнего Севера или Дальнего Востока.
В-четвертых, в качестве силовой установки можно использовать не дорогостоящие и технически сложные реактивные, а обычные дизельные, электрические двигатели или гибридные дизель-электрические. Помимо удешевления процесса производства, это еще и снижает стоимость перевозки грузов воздушным путем, особенно крупногабаритных и массивных.
В-пятых, дирижабли как летательные аппараты легче воздуха могут находиться в небе длительное время, на порядки дольше самолетов или вертолетов, особенно в беспилотной версии, выполняя широкий круг задач.
Ну и, наконец, дирижабли значительно более экологичный вид воздушного транспорта, чем обычные реактивные самолеты. И еще они красивые и эстетичные!
Минусы у дирижаблей также хорошо известны. Это высокая парусность, низкая маневренность, относительно невеликая скорость движения в зависимости от погоды. Также проблемой являются крупные габариты данного вида летательных аппаратов, требующих строительства на земле не менее крупных ангаров для хранения и последующего технического обслуживания.
В целом очевидных достоинств явно больше, чем недостатков. Так почему же дирижабли сегодня являются лишь пилотными проектами для огромных корпораций и скучающих миллиардеров?
Блеск и нищета дирижаблей
Считается, что концом эпохи дирижаблестроения стала катастрофа, произошедшая 6 мая 1937 года в США, когда самый большой дирижабль в мире, «Гинденбург», сгорел при посадке на американской авиабазе Лейкхерст. Тогда погибли 36 из 97 находившихся на его борту пассажиров и членов экипажа.
Первопричиной данной трагедии стало то, что «Гинденбург» был изначально заточен под использование безопасного гелия, который компания-производитель закупала в США. Однако после прихода к власти в Германии открытых нацистов Вашингтон, в отличие от Украины образца 2014 года, наложил на Берлин экономические санкции. И немцам пришлось модифицировать дирижабль под использование огнеопасного водорода, что в итоге и привело к катастрофе на американской же земле.
Однако не гибель «Гинденбурга» под вспышками фотокамер журналистов стала реальной причиной заката эры дирижаблестроения. Она заключалась в снижении интереса к таким летательным аппаратам со стороны военных. Если в Первую мировую войну дирижабли можно было использовать в качестве дальних бомбардировщиков и воздушных разведчиков, и примитивные «летающие этажерки» почти ничего не могли им противопоставить, то к кануну Второй мировой появление стремительных истребителей полностью изменило расклад сил в небе. Тихоходным и маломаневренным гигантам там уже не было места на поле боя.
Есть ли перспективы у летательных аппаратов легче воздуха сегодня? Скорее да, чем нет.
В беспилотной версии оснащенные мощной РЛС стратосферные дирижабли ДРЛО могут выступать важной составляющей системы противоракетной обороны стратегического уровня. Также беспилотные дирижабли могли бы использоваться для долговременного патрулирования морских акваторий и государственной границы, естественно, вне зоны активных боевых действий!
Беспилотные грузовые дирижабли имеют достаточно широкую нишу для применения в сфере логистики, например, для доставки крупногабаритных грузов в условиях Крайнего Севера, материалов для строительства трубопроводов или еще чего. Летательные аппараты легче воздуха точно не помешали бы для наблюдения за регионом Арктики и Северным морским путем. Еще им нет цены как летающим пожарным где-то над горящей тайгой.
Не исключено применение дирижаблей и в качестве региональных и ближнемагистральных пассажирских лайнеров где-нибудь на Дальнем Востоке, где большие расстояния идут рука об руку со слабо развитой инфраструктурой и малочисленностью населения. Возможно использование их в сфере туризма над живописными местностями, а также в качестве индивидуальных «воздушных яхт» для миллионеров и миллиардеров.
В общем и целом дирижабли самолеты заменить точно не смогут, но имеют шанс найти свою прочную рыночную нишу, если получат якорного заказчика в лице государственных органов и структур.
Информация