Могут ли дирижабли заменить России пассажирские и транспортные самолеты?

38

Непростая ситуация, сложившаяся в сфере отечественного гражданского авиастроения, слегка «придушенного» западными санкциями, вынуждает задаться вопросом, нет ли какой-то альтернативы всем этим «авиадолгостроям»?

Как ни странно, есть давно проверенное в деле и хорошо зарекомендовавшее себя средство воздухоплавания, сочетающее лучшие качества самолетов и вертолетов.



Легче воздуха


Речь идет, конечно же, о дирижаблях. Если сравнивать их достоинства и недостатки, то первые серьезно перевешивают последние.

Во-первых, дирижаблям как летательным аппаратам легче воздуха доступны большая дальность беспосадочных перелетов и очень большая грузоподъемность. Например, прототип многозадачного автономного стратосферного дирижабля Stratobus от компании Thales Alenia Space при длине 115 метров и собственной массе в 7 тонн должен поднимать груз до 450 тонн!

Во-вторых, благодаря использованию плавучего гелия для обеспечения подъемной силы дирижабли считаются более безопасными для авиаперелетов, снижая риски серьезных авиационных катастроф. В случае утечки этого инертного газа он не воспламенится, как «Гинденбург», а плавно начнет снижаться.

В-третьих, для эксплуатации дирижаблей не нужна привычная аэродромная инфраструктура со взлетно-посадочными полосами, как для самолетов. Понадобится причальная мачта, но в самых продвинутых моделях этих летательных аппаратов возможно обойтись даже без нее. Это делает их чрезвычайно привлекательными для эксплуатации в условиях Крайнего Севера или Дальнего Востока.

В-четвертых, в качестве силовой установки можно использовать не дорогостоящие и технически сложные реактивные, а обычные дизельные, электрические двигатели или гибридные дизель-электрические. Помимо удешевления процесса производства, это еще и снижает стоимость перевозки грузов воздушным путем, особенно крупногабаритных и массивных.

В-пятых, дирижабли как летательные аппараты легче воздуха могут находиться в небе длительное время, на порядки дольше самолетов или вертолетов, особенно в беспилотной версии, выполняя широкий круг задач.

Ну и, наконец, дирижабли значительно более экологичный вид воздушного транспорта, чем обычные реактивные самолеты. И еще они красивые и эстетичные!

Минусы у дирижаблей также хорошо известны. Это высокая парусность, низкая маневренность, относительно невеликая скорость движения в зависимости от погоды. Также проблемой являются крупные габариты данного вида летательных аппаратов, требующих строительства на земле не менее крупных ангаров для хранения и последующего технического обслуживания.

В целом очевидных достоинств явно больше, чем недостатков. Так почему же дирижабли сегодня являются лишь пилотными проектами для огромных корпораций и скучающих миллиардеров?

Блеск и нищета дирижаблей


Считается, что концом эпохи дирижаблестроения стала катастрофа, произошедшая 6 мая 1937 года в США, когда самый большой дирижабль в мире, «Гинденбург», сгорел при посадке на американской авиабазе Лейкхерст. Тогда погибли 36 из 97 находившихся на его борту пассажиров и членов экипажа.

Первопричиной данной трагедии стало то, что «Гинденбург» был изначально заточен под использование безопасного гелия, который компания-производитель закупала в США. Однако после прихода к власти в Германии открытых нацистов Вашингтон, в отличие от Украины образца 2014 года, наложил на Берлин экономические санкции. И немцам пришлось модифицировать дирижабль под использование огнеопасного водорода, что в итоге и привело к катастрофе на американской же земле.

Однако не гибель «Гинденбурга» под вспышками фотокамер журналистов стала реальной причиной заката эры дирижаблестроения. Она заключалась в снижении интереса к таким летательным аппаратам со стороны военных. Если в Первую мировую войну дирижабли можно было использовать в качестве дальних бомбардировщиков и воздушных разведчиков, и примитивные «летающие этажерки» почти ничего не могли им противопоставить, то к кануну Второй мировой появление стремительных истребителей полностью изменило расклад сил в небе. Тихоходным и маломаневренным гигантам там уже не было места на поле боя.

Есть ли перспективы у летательных аппаратов легче воздуха сегодня? Скорее да, чем нет.

В беспилотной версии оснащенные мощной РЛС стратосферные дирижабли ДРЛО могут выступать важной составляющей системы противоракетной обороны стратегического уровня. Также беспилотные дирижабли могли бы использоваться для долговременного патрулирования морских акваторий и государственной границы, естественно, вне зоны активных боевых действий!

Беспилотные грузовые дирижабли имеют достаточно широкую нишу для применения в сфере логистики, например, для доставки крупногабаритных грузов в условиях Крайнего Севера, материалов для строительства трубопроводов или еще чего. Летательные аппараты легче воздуха точно не помешали бы для наблюдения за регионом Арктики и Северным морским путем. Еще им нет цены как летающим пожарным где-то над горящей тайгой.

Не исключено применение дирижаблей и в качестве региональных и ближнемагистральных пассажирских лайнеров где-нибудь на Дальнем Востоке, где большие расстояния идут рука об руку со слабо развитой инфраструктурой и малочисленностью населения. Возможно использование их в сфере туризма над живописными местностями, а также в качестве индивидуальных «воздушных яхт» для миллионеров и миллиардеров.

В общем и целом дирижабли самолеты заменить точно не смогут, но имеют шанс найти свою прочную рыночную нишу, если получат якорного заказчика в лице государственных органов и структур.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 января 2025 13:28
    Самое актуальное для всего человечества - конка на водородной батарее с солнечным приводом угольно-атомного аннигилятора от бензо-дровяного генератора.
  2. +6
    24 января 2025 13:48
    Могут ли дирижабли заменить России пассажирские и транспортные самолеты?

    - не могут , скорость в лучшем случая в 100 км в час, (может несколько более, если ветер попутный, если нет, так и менее), висеть пол суток, чтоб пролететь 1000 км., когда самолётом за полтора часа... Дирижабли для специфических задачь...
  3. Voo
    +3
    24 января 2025 14:07
    Могут ли дирижабли заменить России пассажирские и транспортные самолеты?

    Очередная оптимизация?
    В Советском Союзе была развитая сеть малой и большой авиации, в которую входили и сельхозавиация и другие ведомственные авиапреприятия. А что по итогам реформации и бурной десоветизации с десоциализацией мы имеем теперь? Очередные прожекты, очередных прожектеров. У нас аэропортов для малой авиации уже не осталось, ввиду сокращения сел и деревень, ну а нефтяникам и газовщикам строить ангары для дирижаблей, тот ещё интерес. Ну, ежели только для развития туристической отрасли, которую упорно продвигает туристичесое лобби, оно может и пригодится, устраивая воздушные заплывы в заповедные места.
    1. +5
      24 января 2025 16:42
      И кто же все разрушил? Обама и Байден? Нет, не они руководили Россией. Хотя они виноваты, согласен.
      1. -1
        24 января 2025 23:22
        Они, они...руками-водители. Доруководились .
        Обама Байденоф..
    2. 0
      Вчера, 11:34
      У нас аэропортов для малой авиации уже не осталось, ввиду сокращения сел и деревень

      У нас в полумиллионной Туле аэропорт закрыли, а в здании аэровокзала магазин сантехники сделали. А когда-то я летал в Ригу и Кишинёв, в Анапу и Симферополь. Да, были времена. А вы говорите сокращение сёл и деревень.
      1. Voo
        0
        Вчера, 14:41
        Я понятия не имею, что там в Туле, но могу сказать, что в Хабаровске (население, стабильно, 600тыс.чел.), при Советах, был отличный аэропорт с аэродромом для малой региональной авиации, который теперь на лопате. Как то так. В том же Биробиджане (ЕАО), народ при тех же Советах пользовался малой авиацией, а теперь? А теперь спасает японский автопром.
  4. 0
    24 января 2025 14:38
    Ха! Сразу видно Сергея!
    Жжет еще с мирных времен.
    Вот сколько за последние 5 лет у нас построили дирижаблей? Вроде 2-3, маленьких (а может и 0). И все.
    Аэростатов больше.

    Китай? Омерика? Ейропа? Гондурас с Малазией? Тоже несколько штук вроде.

    Но вообще "експерды" обещают со времен СССР, т.е 40 лет. но пока шпарят боинг, аэрбас и прочие самолеты. Опять на сверхзвук замахнулись.
    Вот-вот Наши с арабами выкатят обещаный когдато сверху сверхзвуковой джет... Или нет?
    1. 0
      Вчера, 10:30
      Жжет еще с мирных времен.
      Вот сколько за последние 5 лет у нас построили дирижаблей? Вроде 2-3, маленьких (а может и 0). И все.
      Аэростатов больше.

      Так спроса нет, вот и не строят.
  5. +5
    24 января 2025 14:38
    Скорей на воздушных шарах будем летать,дешево и сердито,хотя у нас дешево врядли.
  6. +2
    24 января 2025 15:05
    Уже по названию статьи сразу ясно, кто автор ))
    1. -1
      Вчера, 10:30
      Уже по названию статьи сразу ясно, кто автор ))

      И дальше-то что?
    2. -2
      Вчера, 16:04
      Да, вы правы. Очередной прОжект. Хотя идея, поднятая в статье, далеко не нова. Автор ни одной новой идеи не предложил. Уже давно предложено много жизнеспособных идей. Тот же термоплан (гибридный дирижабль на паре горячий_воздух+гелий) грузоподъёмностью под 1000 тонн. Но, как всегда, всё упирается в финансирование.
      1. +1
        Вчера, 20:58
        Да, вы правы. Очередной прОжект. Хотя идея, поднятая в статье, далеко не нова. Автор ни одной новой идеи не предложил. Уже давно предложено много жизнеспособных идей. Тот же термоплан (гибридный дирижабль на паре горячий_воздух+гелий) грузоподъёмностью под 1000 тонн. Но, как всегда, всё упирается в финансирование.

        Забавно, как в одном комментарии может сочетаться два взаимоисключающих утверждения laughing То ли прОжект, то ли жизнеспособная идея wink
        Но главное ведь - это нахамить, оставаясь вне зоны доступа, уважаемому автор, да? yes
        1. 0
          Вчера, 22:17
          В моём посте нет ни грамма противоречия. Полёты на дирижаблях могли бы стать развлекухой для богатых буратино, т.е. проектом для зарабатывания больших денег на богатых и никуда не торопящихся путешественников. А грузовые могли бы стать транспортом для местностей, куда надо доставить негабарит, но нет соответствующей инфраструктуры. Либо грузовиками там, где такая инфраструктура не нужна ввиду нерегулярности товаропотока. Т.е. в обоих случаях - нишевой продукт. Автор же предлагает практически заместить воздухоплавательными аппаратами основные грузо- и пассажиропотоки. Не благодари за ликбез.
  7. +6
    24 января 2025 16:41
    Смешно. И тачанки вместо танков. И лучины вместо электрических лампочек Ильича. И шкуры вместо одежды. И жить в пещерах, чтобы не платить за коммунальные услуги.
  8. +5
    24 января 2025 17:00
    Просто киберпанк...
  9. +4
    24 января 2025 17:19
    Статья в силе могут ли лапти заменить современную обувь в условиях специальной военной операции? Могут, но только летом, а также в сухое и тёплое межсезонное время года. Давайте решим главный вопрос, а потом будем строить прожекты.
  10. +3
    24 января 2025 18:28
    не могут, это создавать отдельную отрасль и при этом не отказываясь от самолетов, спрашивается на хрена козе баян?
    1. +5
      24 января 2025 18:41
      Я не Кассандра, будущее не предсказываю. Но тут знаю точно - кто-то сказочно разбогатеет...
  11. +3
    24 января 2025 19:23
    Перепечатали статью ИА "Панорама"?
  12. +3
    24 января 2025 19:37
    Да че там дирижабли? Давайте уж сразу на дилижансы пересаживаться.
    1. +1
      24 января 2025 20:10
      Для дилижансов нужно дороги строить, а для дирижаблей - нет. Сплошная экономая. Наладим транспортное сообщение по всей стране.
      1. 0
        Вчера, 04:15
        дороги пол беды, лошадей то нет в должном количестве, а так же конюхов, кучеров и кузнецов.... laughing
  13. 0
    24 января 2025 23:20
    Дирижабли зависят от ветра и погоды !
    Расписание и график это не про них.
    Встречный ветерок и все...приплыли.
    Неделю ветер - неделю сиди в аэропорте.
    1. 0
      Вчера, 10:29
      Дирижабли зависят от ветра и погоды !
      Расписание и график это не про них.
      Встречный ветерок и все...приплыли.

      А вы с воздушными шарами их не путаете? laughing
      1. 0
        Вчера, 11:43
        Полет Гинденбурга в Америку по расписанию 65 часов, обратно 52 часа потому что над Атлантикой ветер попутный, если с ветром повезет за 43 часа можно долететь. Дирижабль игрушка в руках ветра. А обледенение, что в нашем климате актуально, как с ним бороться?
        1. -1
          Вчера, 15:45
          Цитата: Pembo
          Полет Гинденбурга в Америку по расписанию 65 часов, обратно 52 часа

          Вообще-то, это довольно быстро в обоих направлениях. Для любителей комфортабельных салонов, неспешных комфортных путешествий и возможности оттянуться по полной - самое то.
        2. 0
          Вчера, 20:56
          Дирижабль игрушка в руках ветра

          а двигатели на что?

          Полет Гинденбурга в Америку по расписанию 65 часов, обратно 52 часа потому что над Атлантикой ветер попутный, если с ветром повезет за 43 часа можно долететь.

          А никто из Владика до Калининграда на дирижабле летать вроде не предлагает. Только региоальные рейсы.
          1. 0
            Вчера, 22:19
            Средняя скорость дирижабля Гинденбург 117 км в час, а скорость "ласточки" Москва Нижний Новгород максимум 180 км в час, средняя 130-150. И зачем нужен дирижабль?
  14. G N
    0
    24 января 2025 23:22
    Разрушения России матушки продолжается под руководством «нечестно» обманутых воров и мерзавцев! Они же свои буржуинские! Этот который еще не начинал 1000 самолетов до 2030 года обещал на голубом глазу! Они Нас совсем за идиотов держут!
    1. -1
      Вчера, 15:46
      Цитата: G N
      Они Нас совсем за идиотов держут!

      А зачем вас за них-то держать? Вы же в слове "мама" делаете 3 ошибки.
    2. Вас идиотов, которые пишут про то, что "всё пропало" под каждой статьей и держать не надо. Так них походите один в один
  15. -1
    24 января 2025 23:27
    благодаря использованию плавучего гелия для обеспечения подъемной силы

    А что такое "плавучий гелий"?
    Маржецкий так торопился опубликовать прОжект, что не удосужился даже текст вычитать.
    1. -2
      Вчера, 10:28
      А что такое "плавучий гелий"?

      Плавучий гелий — это газ, который используется в дирижаблях для создания подъёмной силы. 1
      Также подъёмная сила таких аппаратов создаётся за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой формой корпуса, и векторной тяги вращающихся двигателей. 1

      Маржецкий так торопился опубликовать прОжект, что не удосужился даже текст вычитать.

      А ты, "русский офицер", вместо хамства на ровном месте в отношении уважаемого человека мог бы воспользоваться поиском и не расписываться в собственном невежестве и быдлятстве.
      1. -1
        Вчера, 10:34
        Цитата: Бейдодыр
        Плавучий гелий — это газ, который используется в дирижаблях для создания подъёмной силы

        В летательных аппаратах легче воздуха используются газы, имеющие плотность ниже плотности воздуха. Один из них - гелий, просто гелий. А никакой не плавучий. Тот же, что и в воздушных шариках на праздниках, в системе вытеснения топлива на "Старлайнере", в системе охлаждения на космическом телескопе им. Джеймса Уэбба. Это для вас ликбез, жертва скуренного в первом классе букваря.
        1. 0
          Вчера, 20:54
          В летательных аппаратах легче воздуха используются газы, имеющие плотность ниже плотности воздуха.

          да ты шо?

          Один из них - гелий, просто гелий. А никакой не плавучий.

          Именно плавучий, позор русского офицерства, скрывающийся от мобилизации в Белоруссии!

          Это для вас ликбез, жертва скуренного в первом классе букваря.

          Лично я не курю, чего и тебе не советую.
          1. Комментарий был удален.
  16. -1
    Вчера, 11:02
    Конечно смогут /обещать - не значит жениться/. Но те кто уничтожал авиацию не для того по прежнему рулят...Лошадка вот наш идеал...Но сена не дадут...