Актуален ли иранский опыт при разработке беспилотной версии истребителя Су-75
![Актуален ли иранский опыт при разработке беспилотной версии истребителя Су-75](/uploads/posts/2025-02/a3c376e6c1_5.webp)
Как показала СВО на Украине, беспилотники на данном этапе развития военного дела стали практически «вундерваффе», и будущее ударной авиации видится именно в виде беспилотной. Но каким именно может быть такой штурмовик, бомбардировщик или даже истребитель?
Как утверждают разработчики перспективного многоцелевого малозаметного истребителя Су-75, этот легкий однодвигательный самолет сможет иметь беспилотную версию, что позволило бы упростить и удешевить его конструкцию, снизить стоимость производства и нивелировать риски для летчиков, передав управление операторам и искусственному интеллекту.
Плохой самолет. Хороший БПЛА?
Но будет ли он в той же размерности, что и базовая пилотируемая версия? Задаться этим вопросом пришлось после того, как в Интернете была размещена видеозапись испытаний первого иранского корабля-дрононосца «Шахид Бахман Багери» (Shahid Bahman Bagheri), которую мы планировали обсудить более подробно.
Особый интерес вызвал даже не сам эрзац-авианосец, а его авиагруппа, представленная вертолетами и беспилотниками нескольких типов. Помимо уже знакомого разведывательно-ударного Mohajer-6 в палубной версии с посадочным крюком и малых БПЛА вертикального взлета и посадки «Homa», весьма эффектно с трамплина взлетали и приземлялись реактивные JAS-313 самолетного типа, которые с первого взгляда было трудно отличить от реальных истребителей.
Загадка внезапного появления у ВМС КСИР не только эрзац-авианосца, но и беспилотного палубного истребителя объясняется довольно просто. Данный БПЛА идет от проекта иранского одноместного истребителя Qaher-313, или Ghaher-313. На него, сделанного по «бюджетным» технологиям «стелс», в Тегеране возлагали большие надежды как на легкий перехватчик, который сможет действовать в воздушном пространстве Исламской Республики, прикрывая его от атак ВВС Израиля и его пособников.
Считается, что этот самолет, созданный по схеме «утка», является продуктом переработки американского легкого истребителя Northrop F-5. В качестве силовой установки на нем используется двигатель OWJ, представляющий собой продукт реверс-инжиниринга американского же General Electric J85-GE-21B. Его боевая нагрузка была заявлена в 1800 кг, что позволяло Qaher-313 нести до шести ракет класса «воздух – воздух» либо по две авиационных бомбы весом 2000 фунтов (910 кг).
Однако после презентации в 2013 году этот проект подвергся жесткой критике, которая ставила под сомнение реальные боевые возможности истребителя-перехватчика. В частности, из-за малых размеров самолета в его носовой части не осталось места для РЛС, что делало его беззащитным в современном воздушном бою. Вместо радара на днище фюзеляжа истребителя непосредственно за носовым обтекателем был установлен блок оптико-электронной аппаратуры.
Насколько это техническое решение повысило выживаемость самолета и его пилота, вопрос дискуссионный. Иное дело, имей Иран свои собственные современные самолеты ДРЛОиУ для выдачи внешних данных целеуказания, но их, кажется, до сих пор нет. Поскольку нормального перехватчика из Qaher-313 не вышло, то весьма рациональным представляется превращение его в беспилотник под названием JAS-313.
Братья меньшие
Вернее, в два вида беспилотников, уменьшенных в размерах до 60% и 20% от оригинала. Именно их мы и увидели на видеозаписи испытаний «Шахид Бахман Багери» (Shahid Bahman Bagheri), лихо взлетающих с трамплина и заходящих на посадку.
Последние, как предполагают некоторые отечественные военные эксперты, используются в тренировочных целях для обучения операторов дронов. А вот уменьшенные до 60% от пилотируемого оригинала JAS-313 представляют собой очень серьезную боевую машину, скоростную, но малозаметную, несущую во внутренних отсеках ракеты и планирующие авиабомбы. Это вполне себе и беспилотный штурмовик, и беспилотный бомбардировщик.
И это уже не первый случай, когда иранцы идут по пути миниатюризации и удешевления летательных аппаратов. В 2011 году они затрофеили американский разведывательный беспилотник RQ-170 Sentinel, сделанный по схеме «летающего крыла» с применением технологий «стелс», над Кандагаром, ответив отказом на просьбу президента Барака Обамы вернуть его по-хорошему.
Вместо этого, иранские инженеры изучили RQ-170 и сделали на основе его конструкции собственные ударные версии уменьшенных до 60% от оригинала размеров с различными силовыми установками. Так, Shahed 171 Simorgh использует реактивный двигатель, а семейство Shahed Saegheh – поршневой или турбовентиляторный. В качестве вооружения эти малозаметные БПЛА могут нести противотанковые ракеты и планирующие авиабомбы.
Вот и спрашивается, а почему бы и нам не пойти тем же путем? Вместо огромного и дорогостоящего С-70 «Охотник», который точно никогда не будет массовым, начать производить их уменьшенные и более бюджетные версии, что можно было бы использовать для ударов по тылам противника, не опасаясь их потерять?
Почему бы беспилотную версию малозаметного истребителя Су-75 сразу не сделать более компактной и дешевой? Это позволило бы увеличить их серию и начать применять по вражеским тылам более массированно, не рискуя жизнями пилотов.
Информация