Актуален ли иранский опыт при разработке беспилотной версии истребителя Су-75

10
Актуален ли иранский опыт при разработке беспилотной версии истребителя Су-75

Как показала СВО на Украине, беспилотники на данном этапе развития военного дела стали практически «вундерваффе», и будущее ударной авиации видится именно в виде беспилотной. Но каким именно может быть такой штурмовик, бомбардировщик или даже истребитель?

Как утверждают разработчики перспективного многоцелевого малозаметного истребителя Су-75, этот легкий однодвигательный самолет сможет иметь беспилотную версию, что позволило бы упростить и удешевить его конструкцию, снизить стоимость производства и нивелировать риски для летчиков, передав управление операторам и искусственному интеллекту.



Плохой самолет. Хороший БПЛА?


Но будет ли он в той же размерности, что и базовая пилотируемая версия? Задаться этим вопросом пришлось после того, как в Интернете была размещена видеозапись испытаний первого иранского корабля-дрононосца «Шахид Бахман Багери» (Shahid Bahman Bagheri), которую мы планировали обсудить более подробно.

Особый интерес вызвал даже не сам эрзац-авианосец, а его авиагруппа, представленная вертолетами и беспилотниками нескольких типов. Помимо уже знакомого разведывательно-ударного Mohajer-6 в палубной версии с посадочным крюком и малых БПЛА вертикального взлета и посадки «Homa», весьма эффектно с трамплина взлетали и приземлялись реактивные JAS-313 самолетного типа, которые с первого взгляда было трудно отличить от реальных истребителей.

Загадка внезапного появления у ВМС КСИР не только эрзац-авианосца, но и беспилотного палубного истребителя объясняется довольно просто. Данный БПЛА идет от проекта иранского одноместного истребителя Qaher-313, или Ghaher-313. На него, сделанного по «бюджетным» технологиям «стелс», в Тегеране возлагали большие надежды как на легкий перехватчик, который сможет действовать в воздушном пространстве Исламской Республики, прикрывая его от атак ВВС Израиля и его пособников.

Считается, что этот самолет, созданный по схеме «утка», является продуктом переработки американского легкого истребителя Northrop F-5. В качестве силовой установки на нем используется двигатель OWJ, представляющий собой продукт реверс-инжиниринга американского же General Electric J85-GE-21B. Его боевая нагрузка была заявлена в 1800 кг, что позволяло Qaher-313 нести до шести ракет класса «воздух – воздух» либо по две авиационных бомбы весом 2000 фунтов (910 кг).

Однако после презентации в 2013 году этот проект подвергся жесткой критике, которая ставила под сомнение реальные боевые возможности истребителя-перехватчика. В частности, из-за малых размеров самолета в его носовой части не осталось места для РЛС, что делало его беззащитным в современном воздушном бою. Вместо радара на днище фюзеляжа истребителя непосредственно за носовым обтекателем был установлен блок оптико-электронной аппаратуры.

Насколько это техническое решение повысило выживаемость самолета и его пилота, вопрос дискуссионный. Иное дело, имей Иран свои собственные современные самолеты ДРЛОиУ для выдачи внешних данных целеуказания, но их, кажется, до сих пор нет. Поскольку нормального перехватчика из Qaher-313 не вышло, то весьма рациональным представляется превращение его в беспилотник под названием JAS-313.

Братья меньшие


Вернее, в два вида беспилотников, уменьшенных в размерах до 60% и 20% от оригинала. Именно их мы и увидели на видеозаписи испытаний «Шахид Бахман Багери» (Shahid Bahman Bagheri), лихо взлетающих с трамплина и заходящих на посадку.

Последние, как предполагают некоторые отечественные военные эксперты, используются в тренировочных целях для обучения операторов дронов. А вот уменьшенные до 60% от пилотируемого оригинала JAS-313 представляют собой очень серьезную боевую машину, скоростную, но малозаметную, несущую во внутренних отсеках ракеты и планирующие авиабомбы. Это вполне себе и беспилотный штурмовик, и беспилотный бомбардировщик.

И это уже не первый случай, когда иранцы идут по пути миниатюризации и удешевления летательных аппаратов. В 2011 году они затрофеили американский разведывательный беспилотник RQ-170 Sentinel, сделанный по схеме «летающего крыла» с применением технологий «стелс», над Кандагаром, ответив отказом на просьбу президента Барака Обамы вернуть его по-хорошему.

Вместо этого, иранские инженеры изучили RQ-170 и сделали на основе его конструкции собственные ударные версии уменьшенных до 60% от оригинала размеров с различными силовыми установками. Так, Shahed 171 Simorgh использует реактивный двигатель, а семейство Shahed Saegheh – поршневой или турбовентиляторный. В качестве вооружения эти малозаметные БПЛА могут нести противотанковые ракеты и планирующие авиабомбы.

Вот и спрашивается, а почему бы и нам не пойти тем же путем? Вместо огромного и дорогостоящего С-70 «Охотник», который точно никогда не будет массовым, начать производить их уменьшенные и более бюджетные версии, что можно было бы использовать для ударов по тылам противника, не опасаясь их потерять?

Почему бы беспилотную версию малозаметного истребителя Су-75 сразу не сделать более компактной и дешевой? Это позволило бы увеличить их серию и начать применять по вражеским тылам более массированно, не рискуя жизнями пилотов.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 февраля 2025 14:06
    За почти 15 лет было выпущено полтора десятка Су57 и то с двигателем от предыдущей модели, а Су75 нет ещё даже в железе и в помине, и не известно когда ещё появится, за то интервью и мечтательные статейки появляются регулярно... Про "охотник с70" всё правильно - монстр, который никому не нужен в принципе, за эти деньги можно не одну сотню необходимых БПЛА купить или построить, но любовь к освоению бюджета в нашем МО неистребима...
    1. -1
      8 февраля 2025 14:42
      Цитата: Иван1978
      Про "охотник с70" всё правильно - монстр, который никому не нужен в принципе, за эти деньги можно не одну сотню необходимых БПЛА купить

      Воистину -"страшнее кошки зверя нет". А вариант МРА?, а стратегический (евростратегический или просто дальний) бомбардировщик, разведка, дозаправшик? Не только барражирующие боеприпасы нужны, которым по европам ни кто вольготно как сейчас летать не позволит.
  2. +1
    8 февраля 2025 18:59
    Ексель-моксель ! Статья- "переливание из пустого в порожнее" ! Каким будет беспилотный Су-75 уже решили ! Дело в том ,что поступило предложение выпускать Су-75 со съёмными кабинами ! Даже запатентовали такое "предложение" ! Предполагаются 3 варианта "шахмата" со съёмной кабиной:1.Одноместный; 2.Двухместный; 3. Беспилотный... !
  3. 0
    8 февраля 2025 20:15
    Все это откровенная фигня, имхо.
    1) все ведущие страны мира имеют продвинутый авиамодельный спорт. От продвинутых моделек с минипилотом и мини-прожекторами, до сделанных из пенопласта , палок и вентилятора моделей, все равно крутящих фигуры высшего пилотажа.
    Вот нужны ли такие? Чтото никто особо в БПЛА уменьшенные версии реальных самолетов не пихает. даже из копеечного пенопласта. неэффективно?
    2)Су-75 вообще пока нет. ВС РФ его не заказывали вроде , чтото делается на энтузиазме и обещается.... уже года 4..
    Уменьшеная версия? Двигатель , лекала , авионику, шасси ,сопромат - тоже заного разрабатывать, испытывать, производить, и тоже без заказа МО РФ? но чтоб ракеты мог нести реальные?

    имхо, может лучше помечтать и пописать о марсе за 2 месяца?
    (статья "российский плазменный двигатель позволит долететь до Марса за 60 дней ")
    это хотябы бесплатно...
    1. 0
      9 февраля 2025 19:00
      А Израильский опыт, поможет? Всё-таки Израиль в лидерах. Есть статья - Беспилотные летательные аппараты Израиля: причины лидерства. laughing
      https://topwar.ru/178422-bespilotnye-letatelnye-apparaty-izrailja-prichiny-liderstva.html
      1. 0
        9 февраля 2025 22:30
        Уже помог.
        Мы закупали и копировали, по сми, Израильские БПЛА до СВО.
        Но это отдельно от статьи.
        1) Израиль самолеты не уменьшает
        2) у Израиля нет Су 75.или аналога ШахиМата.
        1. 0
          9 февраля 2025 23:41
          Помог, не помог, но мир без войны лучше, чем развитие военного бизнеса. yes
          1. -1
            10 февраля 2025 00:01
            Это туда, наверх
            1. 0
              10 февраля 2025 10:53
              Нет. Это в Израиль, на Украину...
              А мы Родину, чьи власти вам не нравятся, защищаем, товарищ. yes
  4. 0
    10 февраля 2025 10:24
    Разработки "мозгов" всех беспилотников Ирана имеют привязанность к Китаю. Ничего нового, кроме комбинаций мы не увидим. Плыла бочка по воде, но не тонула - в ней был оптимист.