Новая гонка за сверхзвуком: кто первым вернет эру быстрых перелетов

3 604 8

28 января демонстратор технологий XB-1 американской компании Boom Supersonic впервые преодолел сверхзвуковой барьер. Это событие стало важным шагом на пути к созданию пассажирского сверхзвукового самолета Overture, который, по замыслу разработчиков, откроет новую эру скоростных перелетов. Однако гонка за сверхзвуком не ограничивается США: Китай и Россия также активно работают над своими проектами, стремясь вернуть человечеству возможность летать быстрее звука.

История сверхзвуковых пассажирских самолетов началась с советского Ту-144, который поднялся в воздух 31 декабря 1968 года, опередив франко-британский «Конкорд». Однако оба проекта оказались экономически нежизнеспособными из-за огромного расхода топлива, высокой стоимости билетов и проблем с шумовым загрязнением. В итоге эра сверхзвуковых перелетов завершилась в начале 2000-х, оставив после себя лишь воспоминания.



Сегодня технологии шагнули вперед. Современные материалы, такие как композиты на основе углеродного волокна, позволяют создавать более легкие и прочные конструкции. Компьютерное моделирование помогает снизить уровень шума, а новые подходы к проектированию, включая отказ от окон в кабине пилотов, упрощают и удешевляют производство. Однако главная проблема остается нерешенной: ни у кого в мире пока нет подходящего двигателя для гражданского сверхзвукового самолета.

В то же время американский XB-1, несмотря на успешные испытания, пока может развивать скорость лишь до 1,7 Маха и только над морем. Для достижения заявленных 2,2 Маха требуется новый двигатель, разработка которого еще не завершена. Аналогичные трудности испытывают КНР и РФ. Китайский проект Yunxing находится на стадии испытаний двигателей, а наши разработки пока существуют в виде расчетов и отдельных узлов.

Тем не менее, даже если сверхзвуковые пассажирские самолеты не появятся в ближайшие годы, работа над ними уже приносит плоды. Например, в России ведутся исследования в области плазменной аэродинамики, которые могут значительно снизить сопротивление воздуха. Разработки в сфере систем управления и топливной эффективности также найдут применение в других областях авиации.

Гонка за сверхзвуком – это не только стремление создать быстрый самолет, но и возможность развивать науку и технологии. Опыт прошлого, включая наработки по Ту-144, показывает, что такие проекты часто становятся катализаторами для прорывов в других областях. Кто первым вернет миру сверхзвуковые перелеты, пока неизвестно, но ясно одно: новая эра авиации уже на пороге.

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 февраля 2025 10:36
    Вобщем, пиаренный когдато сверхзвуковой российйский бизнес-джет для арабских шейхов и олигархов остался только в старых обещалках
  2. -1
    12 февраля 2025 13:44
    Главный вопрос в безопасности перелёта, которая стремительно падает с возрастанием больших скоростей. Такие сверхзвуковые перелёты по себестоимости в разы выше (безопасность и пр.), а значит массовыми не могут быть, что и было с первыми сверхзвуковыми перелётами. Сверхзвук только на дальних перелётах за 5-15 т. км, Для РФ не актуально, ибо малый процент богатых летают на частных "джетах", остальным не по карману... Вывод: вкладывать средства на сверхзвуковую гражданскую авиацию нет основ, современная обычная авиация еле "дышит", вот неё и вложения.
  3. +2
    12 февраля 2025 21:16
    Если проспать ночь в купе поезда, то такое путешествие удобнее и дешевле авиа-перелёта. И не надо ехать в аэропорт и заниматься там всеми дурацкими процедурами...
    И можно сэкономить на ночёвке в гостинице.

    Во времена ВОВ немцы даже предполагали проложить по России ж/д колею 2.5 м и пустить по ней поезда 250 км/ч.
    8 - 9 часов пути -и более 2000 км ! Без всяких супер-пупер технологий ещё 80 лет тому.... . tongue
    1. +1
      14 февраля 2025 21:25
      Всё верно, когда расстояние в 1-1,5 т. км., когда больше, проезд на сутки и более. Ещё неудобство, не везде протянута и прямая ЖД. На расстояние за 1т.км. самолёт более предпочтителен. Сверхзвуковой й для РФ только маниловщина, нам бы возобновить сообщение на многие места, где ранее было авиасообщение.
  4. 0
    12 февраля 2025 21:33
    У нас есть Ту-160М с его прекрасными двигателями НК:32, он может из Москвы долететь до Вашингтона за 5 часов, на крейсерской скорости 2М вопрос где 5 часов там и 10 не критично, я не понимаю зачем все это, людям жрать нечего, а тут на марс и луну типа летят, да деньги воруют, все как обычно, ничего не меняется am
    1. +2
      13 февраля 2025 05:52
      Людям бывает жрать нечего не от того, что на Луну летят.
      А от того, что воруют.
      1. 0
        13 февраля 2025 11:59
        Фейки, на Луну полеты пин.досами, после аудита были резко остановлены, и теперь уже не уверен, что нашим верхним людям будет интересно разоблачить этот фейк, думаю по сговору с США никто на луну не полетит больше и похоже не в этом веке, теперь будут отмывать деньги на Марсе laughing
        Думаю, когда технологии скакнут еще выше, какой-нибудь миллиардер из Индии или Китая построит ракету на Луну, но это будет частная экспедиция hi
  5. 0
    Вчера, 07:17
    Это серьёзно? ИМХО, наш флаг на этой картинке, точно лишний. Предпосылки к успеху, отсутствуют напрочь.