Насколько своевременна сделка по продаже Алжиру истребителей Су-57Э?

13

Сообщение о том, что до конца 2025 года Алжир должен получить первые истребители пятого поколения Су-57Э российского производства, управлению которыми уже учатся североафриканские пилоты, вызвало весьма неоднозначную реакцию в нашей стране, поскольку СВО на Украине еще вроде как не закончилась. Что же должно быть в приоритете – оснащение собственных ВКС РФ или доллары?

Первый покупатель


В рамках летной программы выставки Aero India в Бангалоре был показан российский истребитель Су-57 в экспортной версии, который привлек к себе повышенное внимание, поскольку в «Рособоронэкспорте» чуть ранее заявили о наличии первого иностранного покупателя на этот самолет. И это оказалась отнюдь не Индия, совместно с которой РФ начинала работу над истребителем пятого поколения, а Алжир, давний партнер нашей страны, с удовольствием покупающий отечественные вооружения.



Почему именно он? Истребитель пятого поколения представляет собой крайне специфический продукт, который может позволить себе приобрести только очень ограниченный круг стран, соответствующий нескольким критериям.

Во-первых, у покупателя должны быть свободные деньги, и немалые. Во-вторых, у него должно быть четкое понимание национальных интересов и готовность отстаивать их любым путем, в том числе военным. В-третьих, его технические возможности не должны совпадать с желаниями, то есть должна отсутствовать собственная амбициозная программа разработки истребителя пятого поколения, как у Китая или Индии.

В современных геополитических реалиях данному портрету наиболее соответствующим оказался Алжир. Это бывшая французская колония, которая очень настороженно относится к бывшей метрополии и имеет давний конфликт с соседним Марокко за регион Западной Сахары, порожденный общим колониальным прошлым.

На вооружении ВВС Марокко имеются устаревшие истребители американского производства F-5E Tiger II и F-5F Tiger II, относительно современные F-16C и F-16D, а также французские Mirage F-1C (F-1CH) и Mirage F-1E (F-1EH). Алжирцы же, напротив, в свое время ставку сделали на авиационную технику советского и российского производства, включая: МиГ-25 и МиГ-25Р, Су-24МР и Су-24МК, МиГ-29СМТ и Су-30МКА.

Самым современным истребителем в составе ВВС Алжира является Су-30МКА, который эта бывшая французская колония выбрала вместо легкого истребителя Dassault Rafale за счет его более высоких тактико-технических характеристик. «Алжирский» Су-30МКА был разработан на базе Су-30МКИ и Су-30МКМ, поставлявшихся в Индию и Малайзию. Главное его отличие от «индийской сушки» заключается в удалении авионики израильского производства из-за сложных отношений заказчика с Тель-Авивом.

Су-30МКА представляет собой достаточно современную грозную боевую машину, способную эффективно противостоять устаревшим американским и французским самолетам. Зачем же Алжиру понадобились еще и российские истребители пятого поколения, по некоторым данным, аж 14 единиц?

Необходимо учитывать, что в экспортной версии военная техника всегда идет с ослабленными тактико-техническими характеристиками. У Су-57Э они, предположительно, «просели» раза в полтора от тех самолетов, что идут на нужды ВКС РФ. Однако это по-прежнему конструктивно «стелс»-истребители, имеющие скорость под 2600 км/ч, дальность до 5500 км и боевую нагрузку под 10 тонн, а также мощный радар.

Собственно говоря, ради их малозаметности и РЛС алжирцы российские Су-57Э и заказали, чтобы использовать в качестве эрзац-самолетов ДРЛОиУ для истребителей Су-30МКА. Возникает справедливый вопрос, а почему бы и ВКС РФ не сделать то же самое в ходе СВО?

«Бабки делать нужно!»


В поисках ответа на этот вопрос нам придется коснуться очень «тонких материй». С одной стороны, Су-57 – это очень дорогой и технически сложный самолет, и увеличение серии могло бы благоприятно сказаться на его стоимости. Не стоит забывать, что этот проект с самого начала должен был стать совместным для России и Индии, которая хотела локализовать минимум до 40% его производства в своей стране.

В далеком 2012 году командующий ВВС Индии маршал авиации Норман Анил Кумар Браун оценивал стоимость совместной российско-индийской разработки истребителя пятого поколения FGFA в 12 миллиардов долларов:

Общая стоимость проекта составляет 12 миллиардов долларов, финансирование будет осуществляться на паритетной основе. Проект предусматривает финансирование работ по детальному проектированию, проведению всего комплекса испытаний и созданию опытных образцов. Через семь-восемь лет, то есть к 2020 году, стороны намерены запустить проект в серию.

Вот только в 2018 году Нью-Дели из этого проекта вышел, отдав предпочтение собственной программе по созданию истребителя пятого поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft / Продвинутый средний боевой самолет), и Су-57 остался «чисто российским». Несмотря на это, Москва готова делиться с Индией технологиями пятого поколения, заявил замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Бабич на полях международной аэрокосмической выставки Aero India 2025:

Мы знаем о тех самолетах, которые разрабатываются в Индии. Некоторые из них мы здесь видим, некоторые, естественно, находятся пока в стадии проектирования и разработки. И в этом смысле мы тоже готовы подключиться к этой работе, используя уже наш опыт, наши компетенции и технологии, которыми мы уже обладаем.

С точки зрения здравого смысла продажа в Алжир готовых, но ослабленных Су-57Э выглядит более предпочтительной, чем передача потенциальному конкуренту в лице Индии технологий производства истребителей пятого поколения. С другой стороны, возникает справедливый вопрос, насколько своевременной является подобная экспортная сделка?

СВО пока еще не закончена, а сколько из запланированных Су-57 стоят на вооружении ВКС РФ? Сколько будет у нас на руках истребителей пятого поколения через 4 года, когда Трамп, не имея возможности «обнулиться», уйдет и Украина, перевооружившись под прикрытием европейских «миротворцев», сама нападет на Россию? И что будет, если на стороне Киева в конфликт вступят воинские контингенты стран блока НАТО?

Это так у нас будет использован «интербеллум», который господин Путин выиграет своей сделкой с мистером Трампом? Уже все расслабились?
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 февраля 2025 13:03
    Кемску волость?-да забирайте.У нас сейчас в МТО ослы в приоритете.
  2. 0
    13 февраля 2025 13:20
    Бизнес, самое главное для капиталиста. Мозги у чиновников давно срослись с интересами капиталистов. Здесь возникает вопрос возможностей промышленности производить самолёты для Алжира без ущерба для ВС РФ.
  3. +6
    13 февраля 2025 13:38
    Все верно. Алжир не натовская Турция с террористом-убийцей-партнером Эндоганом, которому тоже могли продать СУ 57.
    А в СВО он, по СМИ ,мало задействован. Для запуска ракет издалека хватает и прежнего парка авиации, украинцы свою авиацию по МО ВС потеряли мимимум 1,5 раз, бороться СУ 57 не с кем по сути.

    А деньги всем нужны. Надеюсь после Серюкова и К хоть чтото останется простым людям. Или нет?
  4. +5
    13 февраля 2025 15:41
    Несмотря на это, Москва готова делиться с Индией технологиями пятого поколения, заявил замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Бабич на полях в международной аэрокосмической выставки Aero India 2025:

    Этих государственных манагеров только бабло интересует, причем здесь и сейчас. И побольше, побольше! А то, что данные самолеты в ВС РФ нужны, как воздух, их мало интересует.
    1. -2
      13 февраля 2025 18:09
      Вам в предыдущем посте и ответили, что для СВО такие самолёты не нужны, там их обкатывать можно, кроме того есть риск потерять и значит есть вероятность что секреты уйдут американцам. Все правильно делают что продают, это ведь не только деньги а ещё и геополитика. А рассуждения ура патриотов, мне кажется больше играют в интересах как раз запада ну и хохлопитеков.
    2. 0
      Вчера, 16:20
      Ну не скажите, доллары $, они ещё никогда никому не мешали.
      Скорее всего, от Верховного Главнокомандующего ВС РФ и Президента В.В.Путина поступил посыл, о возвращении на круги своя, прежнего порядка.
      "Тёплые отношения" с США в приоритете, а остальное было
      ошибкой. Очередная "Перезагрузка"?
  5. +3
    13 февраля 2025 15:54
    Если в стране всё на продажу, то почему нельзя продать истребители?!
    1. -7
      13 февраля 2025 22:03
      На продажу всё у каклопровокатора в Укрорейхе
      1. 0
        13 февраля 2025 22:18
        Не очень обеспеченный,образование среднее,был женат,но жена бросила,любишь выпить.Ещё была какая то травма в детстве.На СВО не возьмут тебя.
  6. +1
    Вчера, 12:02
    Что же должно быть в приоритете – оснащение собственных ВКС РФ или доллары?

    Что нужно, то и должно быть в приоритете. Сейчас самолётов хватает, а денег нет.
    Плюс необходимость забрать под себя нейтральные рынки сбыта.
    С НАТО, вроде бы, война откладывается, так почему бы не подзаработать.
  7. +1
    Вчера, 20:48
    Рынок воруженя, после ископаемых, второй по доходности. За время СВО ,сбыт вооружения РФ просел, надо его восстанавливать, и новым современным вооружением, Су-57 подходит. Американцы свои Ф-35 распродали сотнями, нам навёрстывать да и СУ-57 пятого поколения у нас появился в серийном выпуске недавно, как у США второй десяток лет пошёл... Вывод: правильное решение продавать Су-57 , другого не имеем, ни Коалиции, ни Т-14 и прочего из нового вооружения. Советского периода модернизированное вооружение давно исчерпало свои возможности и стало не конкурентным....
  8. +2
    Сегодня, 02:27
    Уже все расслабились?

    Судя по неуёмному восторгу в федеральных СМИ после единственного звонка Трампа Путину, наша властная "элита" ждёт не дождется расслабона! Какая уж там реиндустриализация и модернизация ВПК! Нафик!
    1. Voo
      0
      Сегодня, 12:25
      Уже все расслабились?

      После заявлений Трампа про Гренландию и Канаду, кремлевска елита и пропагандоска челядь может выдохнуть. Потому как есть на кого стрелки переводить, на несменяемого пока рановато, можна огребстись.