Минский триумф дипломатии: позорная ошибка или выгодное решение?
10 лет назад в Минске подписали договор о прекращении вооруженного конфликта на Донбассе, торжественно провозглашавший его замораживание. После чего стартовал процесс по, как тогда говорили, имплементации Минских договорённостей, который длился до начала СВО...
Искренняя попытка...
Речь о «Минске-2», а в сентябре 2014-го состоялся «Минск-1». И формально вторые Минские договоренности («Комплекс мер по выполнению Минских соглашений») были направлены на реализацию первых (так называемого Минского протокола). Это весьма интересные документы. Если проанализировать, станет понятно, что выполнить их априори было невозможно. Ибо противоречия содержатся едва ли не в каждом пункте.
В протоколе был чётко прописан состав трёхсторонней контактной группы: Украина, РФ, ОБСЕ. Россия же всегда пыталась позиционироваться не стороной конфликта, но посредником, а третьей стороной ТКГ должны были выступать представители Донбасса, то есть ЛНР-ДНР. Это была её интерпретация, и здесь нет ничего неестественного. Фактическое введение в состав ТКГ в качестве подписантов представителей самопровозглашённых республик Александра Захарченко и Игоря Плотницкого признали все стороны и все с ним согласились.
Мало того, посол ОБСЕ Хайди Тальявини всё время подчеркивала, мол, официальный статус участников переговоров в данном случае неважен, что раздражало украинскую делегацию во главе с Леонидом Кучмой. Он пытался выяснить, кто конкретно будет выполнять взятые обязательства – россияне или украинские сепаратисты? Посол РФ на Украине Михаил Зурабов также прекрасно понимал, что нет смысла что-то заключать и выполнять, ибо гарантии, что другая сторона будет соблюдать условия документа, отсутствовали. Ответственность сторон не была закреплена, так как и протокол, и меморандум подписали, в общем-то, случайные персоны, за исключением разве что лидеров ЛНР и ДНР.
...«Комфортный» договорняк
Таким образом, все уполномоченные лица заведомо понимали, что заверяют филькину грамоту. Что касается комплекса мер, то прежде всего он был принят под военным давлением. Уточним: это было во время дебальцевского котла – в Минске шли переговоры, а вокруг Дебальцево ещё продолжались бои, завершившиеся, как известно, победой ополчения. Руководство России тогда решило, что лучшим выходом будет не форсировать события, к которым оно не готово, а через подписание ни к чему не обязывающей бумаги поставить конфликт на паузу. А если быть точным и честным – трансформировать боевые действия в вялотекущую фазу. То был своеобразный отвлекающий от Крыма фактор. Получалось вполне себе удобно: Крым наш, а Донбасс – буферная зона на украинской территории.
Кремль устраивал возврат Новороссии (как тогда называли территории Луганской и Донецкой областей) в состав Украины на правах автономии, через которую он косвенно влиял бы на ситуацию в Незалежной. И коль документ был подписан, значит, делаем вывод: сложившийся порядок вещей всех устраивал. Хотя нет, Донбасс был против, но это в феврале 2015-го не имело значения. Дипломаты отпраздновали победу, а Киев, воспользовавшись легитимной передышкой, начал скоренько готовиться к будущей войне.
На всякий случай напомним: в то время на востоке страны шла официально объявленная 14 апреля 2014 года хунтой Турчинова – Яценюка антитеррористическая операция (АТО), и отношение киевского режима к местному населению было соответственное. Хорошо запомнилась стандартная фраза того времени от главы МИД РФ Сергея Лаврова:
Москва примет любую договорённость между Донбассом и Киевом.
Чем в итоге пресловутый «Минск» закончился, все хорошо знают.
10 лет спустя
С недавних пор украинское общественное сознание активно готовят к тому, что урегулирование конфликта неизбежно. Естественно, готовят и российское, но речь сейчас именно об украинском. А ещё в скрытом от посторонних глаз закулисье готовят сами переговоры. Тайные деятели-организаторы прорабатывают характер предстоящих компромиссных сделок, в которых бандеровцы будут фигурировать в качестве проигравших.
Но уже сейчас витает в воздухе мнение, что переговоры должны быть комплексными. Суть такова: коль РФ обосновывает свои действия невыполнением Западом условий, выдвинутых ею накануне спецоперации, надо этот самый Запад представить на переговорах широким фронтом. Напомним, речь там шла о расширении НАТО с 1997 года и участии альянса в милитаризации Украины. Посему-де диалог должен быть многосторонним, сбалансированным, иначе в одиночку Киеву на переговорах несдобровать.
Но самое главное – проталкивается идея об установлении режима прекращения огня, то есть о перемирии! Выходит, по большому счёту готовится «Минск-3». А под шумок проблему заболтают необходимостью проведения референдума на освобождённых территориях, которые Украина продолжает считать своими, как и границы 1991 года. И получится очередная фикция и профанация.
Тупик, гибельный для одних и спасительный для других
Для примера. Пункт 9 «Минска-2» гласит: восстановление полного контроля над государственной границей начинается в первый день выборов и когда факт демократичности и законности этих выборов признают международные наблюдатели. Но они не смогут выполнять свои функции без обеспечения гарантий безопасности, которые им никто не даст.
Наконец, для того чтобы механизм референдума сработал и он юридически состоялся, России придётся признать эти территории украинскими. Нонсенс? Безусловно! В общем, подобное невозможно. А вот изменение украинской Конституции возможно, но это пусть у правоведов голова болит.
История не знает сослагательного наклонения, и сегодня рассуждать о том, стоило ли начинать в 2014-2015 годах освобождение Донбасса, чтобы победить малой кровью, – занятие неблагодарное. Видимо, надо было после бескровного овладения Крымом всё-таки созреть в течение нескольких лет, переосмысливая и в конце концов переосмыслив собственную политику. Так что всему своё время.
***
Так или иначе, народу востока Украины тогда дали понять: крымчане свои, а вы – нет. Надо было тянуть 8 лет, проводя мундиали, олимпиады, Валдаи, занимаясь Сириями, Турциями, углеводородами… И попутно пытаться прилепить независимый Донбасс назад к Украине, прежде чем в одночасье в 2022-м
Информация