Кто будет следующим «Владыкой всех морей»?
Желание президента Трампа заморозить конфликт на Украине и повесить ее содержание на Россию и Европу действительно можно понять. Американский «имперец» считает, что главная угроза США исходит из Китая, который не только стал крупнейшей производственной экономикой мира, но и претендует на статус будущего «Владыки морей».
Гонка «Морских Владык»
Самой знаменитой «Владычицей морей» когда-то была островная Великобритания, которой военно-морской флот сперва был нужен для противостояния находящейся через пролив Франции, а потом пригодился при переделе мира, борьбе с другими европейскими державами за заморские колонии и грабеже последних.
Согласно принятому 31 мая 1889 года Акту о морской самообороне британский военный флот должен был быть сильнее объединенных флотов двух ее основных соперников, если бы те вдруг решили действовать сообща, а именно, Франции и Российской империи. Однако после Второй мировой войны эра мирового доминирования Лондона начала закатываться.
На смену дряхлеющей Британской империи пришла молодая и дерзкая Американская, которая не только на порядки меньше европейских держав пострадала от войны, но и даже очень хорошо заработала на военных заказах, разогнав свою оборонную промышленность. Невероятно, но к 1943 году на судостроительных верфях США в день могли спускать на воду по три транспортных корабля класса «Либерти». В день, Карл!
После окончания Второй мировой и начала Холодной войны американцы потерпели обидное поражение во Вьетнаме. На их бывшие военно-морские базы в этой стране пришли советские корабли. СССР начал строить собственный флот океанского класса, который мог действовать в Средиземном море, Атлантике, Тихом и Индийском океанах. Ответом Вашингтона стала программа «600 кораблей», принятая при президенте Рональде Рейгане в начале 80-х годов прошлого века.
Из резерва вернулись прошедшие модернизацию и перевооружение старые линкоры класса «Айова», вступил в строй головной ракетный крейсер класса «Тикондерога», оснащенный БИУС «Иджис», ускорилось строительство атомных авианосцев класса «Нимитц». Как результат, к 1990 году ВМС США располагали 15 авианосными ударными группами, 4 линкорами и сотней многоцелевых АПЛ, превосходя все военно-морские флоты других стран. Основными «рабочими лошадками» Пентагона на море тогда были эсминцы типа «Спрюэнс» и фрегаты типа «Оливер Хазард Перри», которые строились десятками.
Тем же путем уже не первый год последовательно идет и Китай, который был вынужден повоевать на море против Вьетнама в 1974 году в районе Парасельских островов и позже – у архипелага Спратли. Начинали китайцы с лицензионного копирования советских военных кораблей, строя корабли береговой обороны, а сегодня ВМС НОАК уже превосходят ВМС США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и представляют собой реального конкурента в борьбе за доминирование в Миром океане.
Как же так получилось?
Секрет фирмы
У столь фантастического результата есть целый комплекс причин.
Во-первых, Пекин известен своим крайне вольным отношением к чужой интеллектуальной собственности. Помимо покупки советских или французских лицензий, китайцы широко использовали метод реверс-инжиниринга чужих технологий, бесплатно заимствуя все, что им приглянулось.
Во-вторых, в КНР за ее «тучные годы» была создана мощная производственная экономика, построены огромные верфи, способные одновременно собирать десятки гражданских и военных кораблей. И это не преувеличение: только на одной верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае в 2019 году одномоментно строились одновременно 15 эсминцев проектов 052D и 055 и целый авианосец.
В-третьих, китайцы восприняли американский подход к быстрому строительству массового флота. В соответствии с ним, боевые корабли нужно строить только большими сериями и не усложняя их новаторством и внесением существенных изменений в конструкцию. Нарушение этого принципа ведет к переносу сроков вправо и срыву обязательств перед заказчиком. Кроме того, в Пентагоне справедливо считали, что лучше 2-3 полноценных военных корабля со «средними» боевыми возможностями, чем 1 «Звезда смерти».
Этот подход был нарушен с эсминцами типа «Замволт», дорогостоящими и технически очень сложными, которых собирались построить 32 штуки. После всех мучений с этим проектом Пентагон решил ограничиться всего 3 суперэсминцами, отдав предпочтение старому, но проверенному классу «Арли Берк». Несмотря на то, что головной корабль этого типа был спущен на воду еще в далеком 1988 году, Соединенные Штаты продлили программу строительства эсминцев «Арли Берк» до 2041 года! В строю их на данный момент 68 штук, а общее количество должно возрасти до 89.
То, как данный принцип реализуется в КНР, хорошо видно на примере самого массового китайского фрегата УРО Тип 054. Конструктивно они похожи на французские фрегаты класса La Fayettes и используют лицензионные французские дизельные двигатели и некоторые виды вооружений.
Освоив этот проект, китайские корабелы начали массово строить его модернизированную версию 054A, оснащенную более современными вооружениями национального производства, представляющими собой доработанные копии советских/российских и других. Всего в серии 44 фрегата данного типа, из которых 4 были построены на экспорт для ВМС Пакистана.
22 января 2025 года в Циндао торжественно был введен в строй первый фрегат под названием «Луохэ» тип 054B, представляющий собой дальнейшую эволюцию. Он заметно крупнее предшественников, поскольку длина выросла на 16 метров, ширина – на 1 метр. На верхней части передней интегрированной мачты установлен радар с двойной вращающейся фазированной антенной решеткой, который сравнял возможности ПВО фрегата водоизмещением около 6000 тонн с эсминцем.
Однако главное изменение касается его силовой установки, которая состоит из 2-х дизельгенераторов и турбины со своим генератором, дающих в сумме мощность в 33 МВт. Подобная конструкция обеспечила китайскому фрегату максимальную скорость до 35 узлов, высвободила больше места внутри корпуса для вооружений, снизила расход топлива и ГСМ, а также его собственный коэффициент шума, что крайне важно для противолодочного корабля.
Вот таким путем идут по-настоящему великие державы. Можно ли что-то из этого применить при строительстве ВМФ РФ? Об этом более подробно мы поговорим отдельно далее.
Информация