Кто будет следующим «Владыкой всех морей»?

15

Желание президента Трампа заморозить конфликт на Украине и повесить ее содержание на Россию и Европу действительно можно понять. Американский «имперец» считает, что главная угроза США исходит из Китая, который не только стал крупнейшей производственной экономикой мира, но и претендует на статус будущего «Владыки морей».

Гонка «Морских Владык»


Самой знаменитой «Владычицей морей» когда-то была островная Великобритания, которой военно-морской флот сперва был нужен для противостояния находящейся через пролив Франции, а потом пригодился при переделе мира, борьбе с другими европейскими державами за заморские колонии и грабеже последних.



Согласно принятому 31 мая 1889 года Акту о морской самообороне британский военный флот должен был быть сильнее объединенных флотов двух ее основных соперников, если бы те вдруг решили действовать сообща, а именно, Франции и Российской империи. Однако после Второй мировой войны эра мирового доминирования Лондона начала закатываться.

На смену дряхлеющей Британской империи пришла молодая и дерзкая Американская, которая не только на порядки меньше европейских держав пострадала от войны, но и даже очень хорошо заработала на военных заказах, разогнав свою оборонную промышленность. Невероятно, но к 1943 году на судостроительных верфях США в день могли спускать на воду по три транспортных корабля класса «Либерти». В день, Карл!

После окончания Второй мировой и начала Холодной войны американцы потерпели обидное поражение во Вьетнаме. На их бывшие военно-морские базы в этой стране пришли советские корабли. СССР начал строить собственный флот океанского класса, который мог действовать в Средиземном море, Атлантике, Тихом и Индийском океанах. Ответом Вашингтона стала программа «600 кораблей», принятая при президенте Рональде Рейгане в начале 80-х годов прошлого века.

Из резерва вернулись прошедшие модернизацию и перевооружение старые линкоры класса «Айова», вступил в строй головной ракетный крейсер класса «Тикондерога», оснащенный БИУС «Иджис», ускорилось строительство атомных авианосцев класса «Нимитц». Как результат, к 1990 году ВМС США располагали 15 авианосными ударными группами, 4 линкорами и сотней многоцелевых АПЛ, превосходя все военно-морские флоты других стран. Основными «рабочими лошадками» Пентагона на море тогда были эсминцы типа «Спрюэнс» и фрегаты типа «Оливер Хазард Перри», которые строились десятками.

Тем же путем уже не первый год последовательно идет и Китай, который был вынужден повоевать на море против Вьетнама в 1974 году в районе Парасельских островов и позже – у архипелага Спратли. Начинали китайцы с лицензионного копирования советских военных кораблей, строя корабли береговой обороны, а сегодня ВМС НОАК уже превосходят ВМС США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и представляют собой реального конкурента в борьбе за доминирование в Миром океане.

Как же так получилось?

Секрет фирмы


У столь фантастического результата есть целый комплекс причин.

Во-первых, Пекин известен своим крайне вольным отношением к чужой интеллектуальной собственности. Помимо покупки советских или французских лицензий, китайцы широко использовали метод реверс-инжиниринга чужих технологий, бесплатно заимствуя все, что им приглянулось.

Во-вторых, в КНР за ее «тучные годы» была создана мощная производственная экономика, построены огромные верфи, способные одновременно собирать десятки гражданских и военных кораблей. И это не преувеличение: только на одной верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае в 2019 году одномоментно строились одновременно 15 эсминцев проектов 052D и 055 и целый авианосец.

В-третьих, китайцы восприняли американский подход к быстрому строительству массового флота. В соответствии с ним, боевые корабли нужно строить только большими сериями и не усложняя их новаторством и внесением существенных изменений в конструкцию. Нарушение этого принципа ведет к переносу сроков вправо и срыву обязательств перед заказчиком. Кроме того, в Пентагоне справедливо считали, что лучше 2-3 полноценных военных корабля со «средними» боевыми возможностями, чем 1 «Звезда смерти».

Этот подход был нарушен с эсминцами типа «Замволт», дорогостоящими и технически очень сложными, которых собирались построить 32 штуки. После всех мучений с этим проектом Пентагон решил ограничиться всего 3 суперэсминцами, отдав предпочтение старому, но проверенному классу «Арли Берк». Несмотря на то, что головной корабль этого типа был спущен на воду еще в далеком 1988 году, Соединенные Штаты продлили программу строительства эсминцев «Арли Берк» до 2041 года! В строю их на данный момент 68 штук, а общее количество должно возрасти до 89.

То, как данный принцип реализуется в КНР, хорошо видно на примере самого массового китайского фрегата УРО Тип 054. Конструктивно они похожи на французские фрегаты класса La Fayettes и используют лицензионные французские дизельные двигатели и некоторые виды вооружений.

Освоив этот проект, китайские корабелы начали массово строить его модернизированную версию 054A, оснащенную более современными вооружениями национального производства, представляющими собой доработанные копии советских/российских и других. Всего в серии 44 фрегата данного типа, из которых 4 были построены на экспорт для ВМС Пакистана.

22 января 2025 года в Циндао торжественно был введен в строй первый фрегат под названием «Луохэ» тип 054B, представляющий собой дальнейшую эволюцию. Он заметно крупнее предшественников, поскольку длина выросла на 16 метров, ширина – на 1 метр. На верхней части передней интегрированной мачты установлен радар с двойной вращающейся фазированной антенной решеткой, который сравнял возможности ПВО фрегата водоизмещением около 6000 тонн с эсминцем.

Однако главное изменение касается его силовой установки, которая состоит из 2-х дизельгенераторов и турбины со своим генератором, дающих в сумме мощность в 33 МВт. Подобная конструкция обеспечила китайскому фрегату максимальную скорость до 35 узлов, высвободила больше места внутри корпуса для вооружений, снизила расход топлива и ГСМ, а также его собственный коэффициент шума, что крайне важно для противолодочного корабля.

Вот таким путем идут по-настоящему великие державы. Можно ли что-то из этого применить при строительстве ВМФ РФ? Об этом более подробно мы поговорим отдельно далее.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. А в России как только начнут строить большую серию кораблей, то тут же вылазит бывший капитан торгового флота СССР и с важным видом начинает критиковать строящиеся корабли, не смотря на те цели, для которых корабль строится. Тут ведь главное что по мнению "экспертов? Чтобы корабль мог потопить американские подводные лодки в случае войны с США, а другие цели и задачи в зачёт не идут.
    В НАТО строят корабли ПРО, а у нас будут одни противолодочные корабли. В мире строят корабли с морским базированием БПЛА, а у нас зато в случае войны с США будут противолодочные корабли.
    В мире появляется востребованность в кораблях с ДОК-станцией для размещения морских беспилотных аппаратов, а у нас зато в случае войны с США будут в достаточном количестве противолодочные корабли.
    Корабли с другими военно-морскими задачами нам не нужны?
    Экономически выгодная серия кораблей после подобных комментариев-вирусов прекращается после постройки 2-5 кораблей, потому что "эксперт" так написал
    1. -1
      Вчера, 22:00
      Цитата: Дормидонтов_Дормидонт
      Корабли с другими военно-морскими задачами нам не нужны?

      да не нужны, во первых подавляющая часть военного бюджета рф совершенно мудро идет на атомные подводные лодки , это основная сила рф на море и стратегически на море, надводный флот является вспомогательным для апл поэтому и строились фрегаты и корветы ПЛО именно они являются основой надводного флота, их основная функция пло вокруг баз апл, но он имеют и ударное воружение ракеты калибр, закладка их прекращена уже на неопределенное время, число фрегатов будет 21 и корветов 21 , россия не имеет технической и финансовой возможности строить и эксплуатировать по 15 эсминцев одновремно как китай или иметь 70 эсминцев как сша, ударные надводные корабли представлены сейчас двумя устаревшим эсминцами и одним модернизированным крейсером Устинов, крейсер петр великий планируется списывать ибо денег на ремонт его нет и не будет, ремодеринизация варяга нецелесобразна в ввиду преклоного возраста единичности крейсера (он уже только похож на устинова), наклонных пкр больше не делают, крейсеру 36 лет если начинат модернизацию то ему будет 46 лет и он же должен прослужить хотябы 20 лет после модернизации ,то есть ему будет 66 лет, он может просто равалиться как давеча два 50летних танкера жабодава в черном море... как только закончат Нахимова , то спишут петра и в течении 8-10 лет скорее всего не будет эсминцев и варяга, устинов думаю по уставу прослужит еще 14 лет с проведенем одного среднего ремонта, останется только нахимов до 2045 года , серии достаточно крупные фрегатов 8 +8, корветы вообще единой сериией двух модификаций, сейчас активно делают тральщики все одной серией видимо сделают всего 30-40
      1. -1
        Вчера, 22:14
        кузю нужно продавать и не вестись на идеи удк, ибо и ав и удк требует десятки кораблей сопровождения, а их нет и не будет
  2. 0
    Вчера, 20:36
    американцы или китайцы.... А китайцы впритык к Дальнему Востоку... И сил у них там сильно больше, чем у нас. И строить как китайцы мы уже не можем....
    Так что для нас пока верно. Упор на МРК, что спрячутся в бухте , под прикрытием береговых батарей, и будут пулять Калибрами - только подвози. А от вертолета, БЭКа или ДРГ своим слабеньким вооружением уж как нибудь отобъются.
    1. -1
      Вчера, 22:04
      строительство мрк признано ошибкой и прекращена их закладка
      1. -1
        Сегодня, 00:12
        Не встречал.
        А поиск выдает кучу новостей типа "Российский флот прирастает новыми МРК" (правда от 23 года)
        1. 0
          Сегодня, 09:06
          буянМ сняли с производства, крайний войдет во флот в 2025, каракурт тоже перестали закладывать, крайний заложили в 2020, 5 лет назад и даже расторгли контракт с одним из заводов, то есть их достроят и больше не закладывают, довольно много их получилось в итоге 28, при том что попытку обойти дрмсд, амерканцы обсмеяли, просто выйдя из дрмсд, в 2025-26 все они будут введены в строй и строительство их окончательно прекратится, хотя ввод боевого корабля в строй вполне реально назвать приращением флота
          1. 0
            Сегодня, 09:57
            Мож быть. не проверял.
            Так все равно вышло 28.Сиди в бухте и отстреливай подвозимые Калибры.
            Ранее, писали, достроили суда обслуживания ВМФ. Достроят эти - начнут еще что-нибудь
  3. +1
    Сегодня, 09:56
    Никогда Россия не была и не будет владычицей морей.
    Ей бы свои берега защитить.
    Так зачем морочить голову нереальными фантазиями?
    Денег некуда девать?
    Зачем России Суэцкий канал, Гибралтар, Панамский канал, мыс Горн и прочие моря и проливы?
    Дома, на суше заняться нечем?
    Я не сказал, что России не нужен флот.
    Вопрос в том, какой флот ей нужен?!
    1. +1
      Сегодня, 10:19
      Зачем России Суэцкий канал, Гибралтар, Панамский канал, мыс Горн и прочие моря и проливы

      За тем же, зачем маленькой Македонии нужна была Индия, а маленькой Московии - огромная Сибирь.
      1. 0
        Сегодня, 12:31
        Если сил нет и не предполагается, глупо щёки надувать.
        1. 0
          Сегодня, 12:52
          Дорогу осилит идущий.
          1. 0
            Сегодня, 12:55
            Да. Без оптимистов в этом мире было бы совсем грустно.
            1. 0
              Сегодня, 13:01
              Если бы Александр размышлял, как Вы - он никогда бы не покинул пределы своей маленькой Македонии wink
              Да и Чингис с такими думами трусил бы на коняшке по монгольской степи, погоняя свой табунчик lol
              В начале великих дел ни у кого из них не было достаточно сил. Но step by step - и за одно лишь десятилетие они изменили мир.
  4. 0
    Сегодня, 12:48
    Разница в экономиках США или КНР в сравнении с РФ 10 раз. По Сеньки и шапка. Советский Союз имел морской флот соизмеримый с США потому, что экономики были соизмеримые. Сперва нужны цели и задачи, и под них стоится флот. У США и КНР цель флота наступательный, захват заморских территорий, захват заморских акваторий. Какая цель у флота РФ? Оборонительная.