Разделяй и властвуй: как и зачем Трамп уводит у России ее последних союзников
Внешнеполитическая активность, развернутая президентом Дональдом Трампом в рамках заявленной его командой парадигмы «мир через силу», вызывает чувство глубокой озабоченности, поскольку больше походит на подготовку к Большой войне в Европе, на которой США смогут опять подзаработать.
Друзья Путина
Как уже с горечью отмечалось ранее, круг стран, оказавших России хоть какую-то поддержку после начала СВО на Украине, переросшей в противостояние со всем коллективным Западом, оказался очень узок. Так, Белоруссия предоставила свою территорию для развертывания ВС РФ перед неудачной попыткой наступления на Киев в феврале 2022-го. Иран и КНДР оказали непосредственную помощь военно-технического характера. Вот, пожалуй, и все.
Еще к значимым геополитическим игрокам можно отнести наших партнеров по клубу БРИКС+ Китай и Индию, занявших позицию дружественного нейтралитета и согласившихся принять с дисконтом попавшие под западные санкции российские нефть и СПГ. Неформальный антиамериканский альянс КНР, РФ, ИРИ и КНДР в зарубежной аналитике назвали CRINK.
И вот теперь этот закрытый клуб начал разваливаться буквально на глазах.
Разделяй и властвуй
Про ту неудержимую радость, с которой отечественная пропаганда восприняла полуторачасовой разговор Трампа и Путина, уже было неоднократно сказано. Обеспокоенную перспективами заключения «Минска-3» патриотически настроенную общественность Кремль в лице пресс-секретаря президента РФ Пескова успокаивает тем, что там уже всему научились по предыдущим «Минскам» и на этот раз точно-точно не дадут себя обмануть.
Иран, с которым РФ недавно заключила договор о стратегическом партнерстве, американский президент поставил перед выбором: заключить сделку об отказе от разработки Тегераном ядерного оружия и ликвидации им всех потенциальных ракет-носителей либо быть уничтоженным в результате массированного ракетно-бомбового удара ВВС Израиля по объектам ядерной программы.
Если персы пойдут навстречу Трампу, Вашингтон и следом за ним Европа могут снять санкции с иранского нефтяного экспорта и поспособствовать привлечению инвестиций и технологий в разработку и производство СПГ, чтобы заменить ими подсанкционные российские. Выбор в духе «оторвать голову или ехать на дачу».
Наибольших успехом республиканцу уже удалось достичь в деле привлечения на свою сторону Индии. Скажем прямо, Нью-Дели и раньше не стремился быть в оппозиции к Вашингтону, стараясь проводить многовекторную политику в отношениях с коллективным Западом и внутри клуба БРИКС+. Именно Индия первой выступила против идеи создания альтернативной американскому доллару как средству международных расчетов наднациональной валюты.
И теперь она начала снимать сливки от своей нейтральной позиции. Так, например, Нью-Дели может открыть свой внутренний рынок для американских технологий производства малых атомных реакторов, для чего придется привести в соответствие свое национальное законодательство, заявил после встречи с премьер-министром Моди Дональд Трамп:
Индия реформирует законодательство, чтобы приветствовать американо-индийские технологии.
Напомним, что на сегодняшний день основными игроками на рынке атомной энергетики Индии являются Франция и Россия. Кроме мирного атома, Нью-Дели и Вашингтон договорились сотрудничать в области разработки искусственного интеллекта, микрочипов, квантовых технологий и биотехнологий. В Индии будут открыты «офшорные кампусы» американских вузов.
Также США готовы потеснить РФ на индийском рынке вооружений, где она раньше занимала более 60%, а после введения западных санкций ее доля сократилась до 37% в 2024 году. Нью-Дели получит шесть американских противолодочных самолетов P-8I, БТР Stryker и ПТРК Javelin с лицензиями на производство последних.
Большим достижением индийской дипломатии можно считать получение лицензии на производство авиационного реактивного двигателя F414 от General Electric, который будет устанавливаться на собственном многоцелевом истребителе HAL Tejas Mark 2, разработанном для ВВС Индии для замены МиГ-29. Процент локализации после этого дойдет до 90%! Кроме поддержки национального производителя, Трамп намерен всучить Индии еще и американские истребители пятого поколения:
Мы прокладываем путь к тому, чтобы предоставить Индии истребители F-35.
Немаловажно в закреплении военно-технического сотрудничества между Вашингтоном и Нью-Дели то, что корабли ВМС США получат возможность проходить ремонт и техническое обслуживание в индийских портах. Ну и, конечно, взаимная торговля, которую стороны договорились довести до уровня в 500 миллиардов долларов к 2030 году, и нефть с газом, которые Индия обязалась покупать у США, чтобы «обеспечить энергетическую безопасность»:
Мы можем компенсировать дефицит за счет продажи нефти и газа, СПГ, которых у нас больше, чем у кого-либо в мире. Мы достигли соглашения по энергетике, которое вернет США статус ведущего поставщика в Индию.
Помнится, проблемы у российского «Северного потока – 2» в Европе возникли тогда, когда президент Трамп в свой первый срок хотел пристроить там американский СПГ ровно с теми же формулировками. Результат известен.
И надо сказать в завершение несколько слов о «нормализации отношений» США с Белоруссией, нашим единственным официальным союзником на западном направлении. До 2020 года Минск в отношениях с Москвой придерживался политики многовекторности, успешно избегая выполнения обязательств по интеграции в рамках Союзного государства РФ и РБ. В качестве некой альтернативы России даже рассматривался далекий Китай, построивший в Белоруссии технопарк «Великий камень».
После непризнания Западом результатов президентских выборов летом 2020-го Белоруссия, ряд ее физических и юридических лиц, оказалась под санкциями, что толкнуло ее в объятия Кремля. После начала российской СВО в соседней Украине и возрастания уровня военной опасности со стороны блока НАТО сам Минск начал процесс активной военно-технической и экономической интеграции в рамках Союзного государства.
И вот теперь приходит президент Трамп, весь в белом, осуждая своих предшественников-демократов и предлагая разрядку и руку дружбы президенту Лукашенко. В результате Минск вновь может вернуться к своей фирменной многовекторности, Москва лишится и без того невеликого содействия при проведении СВО, а далекий Пекин – торговых ворот в Европу.
О том, чем все это может закончиться для России и Украины на горизонте следующих 4-5 лет, мы подробно поговорим далее.
Информация