Важный рекорд: Россия всего за 5 лет создала новый авиационный двигатель
На прошлой неделе Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) представила на выставке Aero India новейший агрегат ВК-650В. Параллельно с этим на предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге состоялась церемония вручения сертификата типа, подтверждающего соответствие двигателя всем требованиям летной годности.
Это означает, что силовая установка полностью готова к серийному производству. При этом разработка ВК-650В заняла рекордные 5 лет вместо традиционных 10–15, что стало значимым достижением для российской авиационной промышленности.
Новый двигатель мощностью 650 л. с. на взлетном режиме и 750 л. с. на чрезвычайном режиме предназначен для легких вертолетов, таких как «Ансат», который ранее использовал иностранные моторы. Уже в апреле запланирован первый испытательный полет данной винтокрылой машины с ВК-650В.
В то же время история ВК-650В выходит за рамки ремоторизации «Ансата». В октябре 2024 года этот двигатель впервые поднялся в воздух на модернизированном вертолете Ми-34М.
Ми-34, разработанный еще в 80-х годах как учебно-спортивный вертолет, в обновленной версии Ми-34С1 стал единственным в мире легким вертолетом, способным выполнять фигуры высшего пилотажа. Это делало его идеальным для тренировок военных летчиков, а также конкурентом западных моделей, таких как «Робинсон» и «Еврокоптер».
Однако в какой-то момент данный проект был заморожен в пользу сотрудничества с итальянской компанией Agusta Westland, которое завершилось в 2014 году. Лишь в 2023-м «Вертолеты России» вернулись к идее возрождения Ми-34 с новым российским двигателем ВК-650В. Теперь, с его сертификацией, можно ожидать и возвращения самой винтокрылой машины на рынок.
Впрочем, потенциал ВК-650В не ограничивается одними только вертолетами. Двигатель может быть адаптирован для применения на самолетах и беспилотниках.
Например, учебно-тренировочный Як-152, который долгое время использовал немецкий двигатель RED A03 V12, теперь может получить российский аналог. Самолет, завершивший госиспытания в конце 2023 года, станет важным шагом в подготовке будущих летчиков.
Кроме того, ВК-650В может быть установлен на беспилотник «Альтиус», который ранее также зависел от иностранных двигателей. Это открывает перспективы для возобновления производства этого высотного разведчика.
Наконец, ВК-650В также станет основой для гибридной силовой установки, которая может быть использована на конвертопланах, транспортных БПЛА и даже региональных самолетах сверхкороткого взлета. Что немаловажно, широкий спектр применения двигателя обеспечит высокий спрос, что, в свою очередь, снизит стоимость его производства.
Информация