Важный рекорд: Россия всего за 5 лет создала новый авиационный двигатель

76 161 13

На прошлой неделе Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) представила на выставке Aero India новейший агрегат ВК-650В. Параллельно с этим на предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге состоялась церемония вручения сертификата типа, подтверждающего соответствие двигателя всем требованиям летной годности.

Это означает, что силовая установка полностью готова к серийному производству. При этом разработка ВК-650В заняла рекордные 5 лет вместо традиционных 10–15, что стало значимым достижением для российской авиационной промышленности.



Новый двигатель мощностью 650 л. с. на взлетном режиме и 750 л. с. на чрезвычайном режиме предназначен для легких вертолетов, таких как «Ансат», который ранее использовал иностранные моторы. Уже в апреле запланирован первый испытательный полет данной винтокрылой машины с ВК-650В.

В то же время история ВК-650В выходит за рамки ремоторизации «Ансата». В октябре 2024 года этот двигатель впервые поднялся в воздух на модернизированном вертолете Ми-34М.

Ми-34, разработанный еще в 80-х годах как учебно-спортивный вертолет, в обновленной версии Ми-34С1 стал единственным в мире легким вертолетом, способным выполнять фигуры высшего пилотажа. Это делало его идеальным для тренировок военных летчиков, а также конкурентом западных моделей, таких как «Робинсон» и «Еврокоптер».

Однако в какой-то момент данный проект был заморожен в пользу сотрудничества с итальянской компанией Agusta Westland, которое завершилось в 2014 году. Лишь в 2023-м «Вертолеты России» вернулись к идее возрождения Ми-34 с новым российским двигателем ВК-650В. Теперь, с его сертификацией, можно ожидать и возвращения самой винтокрылой машины на рынок.

Впрочем, потенциал ВК-650В не ограничивается одними только вертолетами. Двигатель может быть адаптирован для применения на самолетах и беспилотниках.

Например, учебно-тренировочный Як-152, который долгое время использовал немецкий двигатель RED A03 V12, теперь может получить российский аналог. Самолет, завершивший госиспытания в конце 2023 года, станет важным шагом в подготовке будущих летчиков.

Кроме того, ВК-650В может быть установлен на беспилотник «Альтиус», который ранее также зависел от иностранных двигателей. Это открывает перспективы для возобновления производства этого высотного разведчика.

Наконец, ВК-650В также станет основой для гибридной силовой установки, которая может быть использована на конвертопланах, транспортных БПЛА и даже региональных самолетах сверхкороткого взлета. Что немаловажно, широкий спектр применения двигателя обеспечит высокий спрос, что, в свою очередь, снизит стоимость его производства.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    19 февраля 2025 10:04
    Я работал в НИИФИ в 80-е годы и там был провален проект акселерометров АЛЕ-033 для тестирования проникающих боеголовок. Директору Волкову было объяснено что ему будет конкретно "мордой по столу" за этот провал. И тогда он поручил переделать этот проект на как обычно в стиле "жевания соплей", а выполнить очень быстро и по настоящему. Я был привлечен к проектированию электроники и полный цикл разработки сделал за 3 дня.
    Так что есть простой рецепт
    - Руководство должно знать о серьезном наказании за провалы
    - Привлекайте людей которые стремятся и могут дать результат ( а не освоение бабла в бесконечном цикле)
    1. +2
      Вчера, 13:24
      Вся государство заточено под распил бабла, везде засилье профессиональных распильщиков, эффективных манагеров, нормальные профессионалы исчезли как класс или всеми силами гнобятся этими самыми манагерами. В этих условиях ваш рецепт нереален и хорош для другой страны.
      1. 0
        Вчера, 18:44
        Цитата: Hiber
        нормальные профессионалы исчезли как класс

        Нет, они все переселились на форумы в комменты laughing
  2. -3
    19 февраля 2025 13:11
    Впрочем, потенциал ВК-650В не ограничивается одними только вертолетами. Пока нечего и не к чему прилаживать да и не просматривается на горизонте ! Глупость — дар Божий, но не следует им злоупотреблять.
  3. +2
    19 февраля 2025 18:53
    Напрашивается под этот двигатель двух моторный легкий самолет. Между малыми городами и сёлами нам надо на чём-то летать.
    1. 0
      Вчера, 00:24
      Пешком. Или на осликах... А ещё лучше на оленях - они выносливые.
      1. 0
        Вчера, 00:38
        Это вы об использовании ишаков на ЛБС на Украине?
    2. 0
      Вчера, 07:08
      Кому надо? У нас, спасение утопающих, как известно, дело рук, самих утопающих.
  4. Jim
    +2
    19 февраля 2025 19:07
    А вы уверены, что ВК-650 подойдёт?

    RED A03* — российско-немецкий авиационный поршневой 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения.
    ВК-650В - газотурбинный двигатель. Как он станет вместо дизельного, очень большой вопрос. wink

    * Разработчик двигателя Владимир Райхлин закончил Казанский авиационный институт по специальности инженера авиадвигателей. После института некоторое время проработал на ВАЗе. В начале 2000-х годов в Германии основал компанию RED (Raikhlin Engine Development).

    В 2023 году Райхлин был осуждён судом Кобленца ФРГ и приговорён к пяти годам лишения свободы за незаконный экспорт в Россию с 2015 по 2021 годы оборудования для военного применения в обход германских санкций
    1. Jim
      +3
      19 февраля 2025 19:15
      Советское время, купе поезда. Пассажиры едут обсуждают международную обстановку. Тут кто-то предложил угадывать фамилии.
      Первый говорит, моя фамилия это зверь, живёт в лесу, питается ягодами, зимой спит.
      Все хором Медведев.
      Второй, моя фамилия это птица, плавает в пруду, белого цвета. Все дружно - Лебедев.
      Третий, моя фамилия это то, что большевики обещали крестьянам до революции и что крестьяне получили после. Тишина.
      Тут встаёт четвёртый и говорит, - приятно было с вами познакомиться, а вы товарищ Райхер пройдёмте со мной.
  5. +1
    19 февраля 2025 19:23
    А зачем вообще с буржуями связались? от них добра не жди например они вместо российского автопрома хотят отверточную сборку а значит наши конструкторы и инженеры и техники связанные с ними пошли на улицу к черту!? надо свое делать тогда наши инженеры и техники будут при деле и доходах а что до буржуев то ну их
  6. +2
    19 февраля 2025 23:39
    Когдато на подобную "перемогу" один реальный специалист сказал: западный автопром выпускает новые модели каждые 2 года....
    А здесь хвастаются, что разрабатывали не 15 лет....
    Вот когда выпустят хотябы серию реальных вертолетов с этими двигателями, тогда и пора хвастаться...
  7. +2
    Вчера, 00:14
    В статье нет ни одного слова о редукторе, а это слабое звено в гражд. вертолётах, в основном закупалось на западе.