Могут ли американские лайнеры Boeing вернуться на российский рынок?

4 444 10

По некоторым данным, американская корпорация Boeing рассматривает возможность поэтапного возвращения на российский рынок, откуда сама добровольно ушла в 2022 году. Возможен ли подобный сценарий, и если да, то что будет с отечественной программой импортозамещения иностранных авиалайнеров?

Возвращение Boeing?


Первоисточником данной информации стал популярный телеграм-канал SHOT, который поведал своим читателям о двухэтапном плане по возвращению американских авиалайнеров в РФ:



Авиапроизводитель рассматривает вариант, при котором «Боинги» снова начнут поступать в Россию в два этапа. Первый – компания разрешит поставки нашим авиакомпаниям старых самолетов, которые продают другие перевозчики. В основном из дружественных стран. На втором этапе планируется снятие всех ограничений и возможность нашим компаниям оформлять заказы напрямую у производителя.

По данным SHOT, триумфальное возвращение Boeing может начаться с возобновления поставок комплектующих для ремонта эксплуатируемых в нашей стране американских пассажирских самолетов и разрешения корпорации на перепродажу российским авиаперевозчикам бывших в употреблении у иностранных компаний лайнеров.

На следующем этапе в РФ могут официально вернуться и новенькие самолеты. Наибольший интерес у отечественных воздушных перевозчиков может вызвать узкофюзеляжный Boeing 737, который используется в большинстве отечественных авиакомпаний, и широкофюзеляжный Boeing 777.

Помимо официального возвращения на рынок РФ, американская корпорация может вновь получить доступ к российскому титану, используемому при производстве важнейших компонентов для авиалайнеров. При этом европейский концерн Airbus в этой сделке участвовать не сможет, поскольку Евросоюз настроен на дальнейшую конфронтацию с Москвой и ужесточение санкций. Возможно ли все это?

Да, более чем.

Всех переиграли


До введения жестких секторальных санкций в 2022 году российское небо почти безраздельно принадлежало дуополии Boeing и Airbus. Когда американская и европейская корпорации отказались продавать нашей стране новые и обслуживать уже поставленные авиалайнеры, это создало для нее огромные проблемы, у которых нет простого решения.

Эпопея с попыткой преодоления западных санкций при производстве ближнемагистрального «Суперджета» и среднемагистрального МС-21 тянется еще с 2014 года, когда только начали вводиться первые рестрикции со стороны США и ЕС. На дворе уже 2025 год, но эти перспективные лайнеры до сих пор не удалось полностью импортозаместить. Причина заключается в том, что доля иностранных комплектующих в «Суперджете» изначально составляла не менее 75%, а в МС-21 она превышала 50%.

То есть российский ближнемагистральный самолет с полным на то основанием можно было назвать «конструктором». Хорошо, что хотя бы среднемагистральный лайнер сразу проектировался под два типа двигателя, американский и российский ПД-14, иначе дело было бы совсем плохо. Однако его «черные крылья» изначально делались из иностранных композитов, а их замена и переход на отечественные аналоги бортового оборудования привели к переутяжелению конструкции и необходимости проектирования укороченной версии самолета.

Как результат, сроки начала серийного производства полностью импортозамещенного «Суперджета» и МС-21 постоянно переносятся вправо. В качестве временной замены им всерьез рассматриваются советские среднемагистральный Ту-214 и дальнемагистральный Ил-96. Однако за минувшие три года в Казани так и не удалось наладить серийное производство «Тушки» конвейерным способом, который бы сделал ее конкурентоспособной с МС-21. Широкофюзеляжный Ил-96, судя по всему, вообще не собираются производить крупными сериями.

В сухом остатке получается, что отечественные авиаперевозчики вынуждены летать на имеющихся у них на руках американских и европейских лайнерах, которые производители отказались обслуживать. Ремонтировать их можно своими силами методом «каннибализации» одних самолетов ради поддержания летной годности других, либо же гоняя их в Иран, где давно наловчились доставать из-под полы подсанкционные западные комплектующие.

Скажем откровенно, ничем хорошим подобная ситуация закончиться не может. В мае 2024 года старший вице-президент компании «ЮТэйр – пассажирские авиалинии» Дмитрий Белоконь уже публично поднимал вопрос о необходимости начала закупок бывших в употреблении западных самолетов:

Мы понимаем, что останавливаться в производстве своих самолетов ни в коем случае нельзя, но на горизонте времени, пока нет своих, а старые ветшают, надо завозить бэушные, как это делает тот же Иран. Наверное, только так можно разгонять дальнейший спрос, потому что текущая утилизация флота на предельном уровне. Если ничего не делать, достичь показателей, которые к 2030 году мы ставим, объективно сложно.

Напомним, что в 2011 году авиалайнеры отечественного производства подверглись жесткой критике со стороны президента Медведева. Вначале он проехался по Ту-214 из-за его «тряскости и ненадежности»:

К сожалению, даже новые самолеты имеют проблемы, и в этом я убедился на личном опыте. Вкалывать, а не деньги требовать.

Потом, после авиакатастрофы Ту-134, произошедшей из-за ошибки пилота, он повелел ускоренно вывести их из эксплуатации:

Конечно, несмотря на то что действительно здесь, вероятнее всего, произошла ошибка экипажа, но это нужно еще установить, потому что раньше времени нельзя делать выводы. Просто это некое вероятностное предположение. Тем не менее я дал поручение министру транспорта о том, чтобы готовить в целом форсированный вывод Ту-134 из эксплуатации. И не только из‑за этого летного происшествия, но и просто потому, что это уже пора сделать. Во всяком случае, я полагаю, что в короткой перспективе по моему указанию они проанализируют вопрос о запрете эксплуатации этих судов на регулярных рейсах.

Видимо, чем-то подобным дело и закончится, если дальнейшая эксплуатация самолетов-«каннибалов» приведет к серьезной авиакатастрофе, и тогда необходимость возвращения к закупке западных лайнеров будет признана безальтернативной. А наш «агент Дональд» сможет улучшить конкурентные позиции Boeing по отношению к Airbus.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    20 февраля 2025 14:00
    Могут ли американские лайнеры Boeing вернуться на российский рынок?

    Бездарности будут всеми силами затягивать Boeing'и. Их надо выпороть и заменить стоящими руководителями.
  2. +7
    20 февраля 2025 14:02
    Могут ли американские лайнеры Boeing вернуться на российский рынок?

    Конечно! Смешные вопросы!
    Гражданская авиация , несмотря на бравую болтовню "мантуровых" в глубоком ауте. Европа встала в позу рожающей орлицы и ведомая доблесными выходцами из вонючих прибалтийских территорий еще долго будет в ауте. Самое время для Боинга!! З/части, обслуживание, лизинг . Трамп деловой человек в отличии от "шахматиста" и знает свое дело .Есть возможность вытащить Боинг из дерьма , в который он попал , потеснить на нашем рынке "Арбузы" и еще больше уделать нашу авиацию.
  3. +6
    20 февраля 2025 14:23
    как по мне, так Медведев должен быть отстранен от всех государственных должностей и по нему должно быть возбуждено уголовное дело, по множеству статей включая "измену родине".....
  4. +6
    20 февраля 2025 14:34
    Если снова пустить к нам Боинг - значит своих самолётов у нас не будет уже НИКОГДА. С нашими-то эффективными манагерами... Так что - запчасти на переходный период это наверное хорошо, а вот закупки новых самолётов реальный кирдык авиастроению.. Окончательный и бесповоротный..
  5. +2
    20 февраля 2025 14:57
    Боинг пускать на наш рынок можно для начала по запчастям. А дальше надо смотреть. 737ой нет смысла разрешать закупать, ибо это уже очень устаревшая модель, из которой Б. выжимает уже последние соки, за счет скомпрометированной безопасности. К тому же это прямой конкурент МС-21.

    Насчет же больших боингов - тут уже больше вариантов, тот же 777ой или 787 - хорошие самолеты, аналогом которых может быть только глубоко модернизированный Ил-96, и то только для 777ого, а размерности 787 у нас аналогов нет даже в перспективе, после разрыва с китайцами по программе CR929. Т.е. если альтернатива 777му в будущем (хоть и весьма отдаленном, судя по всему), ещё может появиться, то 787му - нет. Разве что только Эйрбас, но мы их пока не рассматриваем в данных полит.условиях.

    Конечно, нельзя исключать, что мы в одиночку попробуем возобновить программу CR929, но это явно будет не раньше завершения работ по импортзаму Суперджета и МС-21
  6. +4
    20 февраля 2025 15:11
    Боинг в свое время лоббировал Медведев. Помнится, когда был выбор: выделять деньги на покупку боингов или выпуск самолетов в России, он выбирал Боинг. И сын его жил тогда в Омерике...

    Боинг же это не только Авиалайнеры. Это еще подрядчик Пентагона.
    И Боингу наши СМИ недавно пророчили почти конец.

    Но вот опять , как всегда...
    1. -1
      20 февраля 2025 19:11
      Боинга у нас не будет. Ну купим сейчас а через 3 года вдруг придут к власти демократы и что? По кочкам по новой?.Запчасти к тем которые летают возможно и купят , хотя часть уже иморто заместили, часть покупают правда пока на стороне , но покупают ведь. Тут то что наши участвовали в какой то кооперации с западом это позволяет.
      Но самолётов не будет. Да и аварийность у них пока высокая, их теперь по новой сертифицировать надо после подобных происшествий ,а это время . Да и кто теперь на себя у нас возьмёт такую ответственность по допуску их эксплуатации у нас .Будут свои до ума доводить. Закончат с СВО , средства перебросят на решение этих проблем о строительством самолётов в том числе.
    2. 0
      27 февраля 2025 18:15
      Латышеву опять Медведев за чашкой чая подробности рассказал?
  7. +2
    20 февраля 2025 16:28
    При достижении соответствующих договорённостей (а шансы на это есть) у Боинга будут реальные шансы серьёзно потеснить или даже вытеснить Аэрбас на российском рынке.
  8. +2
    24 февраля 2025 23:57
    Идет не просто политическая борьба. А экономическая борьба. США в конгрессе и сенате протащат снятие финансовых санкций в отношении нашего финансового блока (госбанк России, частные банки, разрешение на межбанковские операции и работу VISA MasterCardt) чтобы занять нишу по всей России как в гражданских авиаперевозках, так и в покупке металлов, а Европейцы со своими санкциями и русофобией пролетают от экономического развития, в том числе и Аэрбас .Но это переспективы.Наш производитель гражданских самолетов делает только Суперджеты , с небольшой дальностью полета и пассажировместимостью до 100 человек. Такие дальнемагистральные самолёты как Боинг-777с вместимостью от 350 до 500 ! пассажиров, дальностью в зависимости от модификации до 17500 км ! у нас не делали и не делают. И вряд ли будут делать. А Суперджет не являеться конкуретом таким Боингам, как 777 или 787 серии.