Нужны ли ВМФ РФ корабли с атомной силовой установкой и какие?

7 307 32

Падение режима президента Башара Асада поставило под угрозу сохранение российских авиационной и военно-морской баз в Сирии. Для кораблей и субмарин ВМФ РФ невозможность получения надежного технического обслуживания еще и на побережье Восточного Средиземноморья создает массу новых проблем.

Кризис автономности


Не все знают, но до открытия второго фронта в Европе под занавес Второй мировой войны американцы очень долго и жестоко воевали с японцами в Тихом океане. Именно тогда ребром встала проблема малой автономности кораблей класса эсминец относительно небольшого водоизмещения, которые не могли взять на борт столько же топлива, сколько крейсер или линкор.



Вопрос о возможности создания эсминца на атомном ходу (DDN) с реакторами от АПЛ начал вплотную рассматриваться в США в начале 50-х годов прошлого века. Знаменитый адмирал Арли Берк направил в Бюро кораблестроения запрос о возможности установки ядерного реактора на эсминце, крейсере и авианосце в первый же день назначения на пост начальником штаба.

По авианосцам и крейсерам ответ был дан положительный, а по эсминцу – отрицательный, поскольку считалось, что технологии тех лет не позволяли установить атомные реакторы на судно водоизмещением менее 8500 тонн. Строительство для ВМС США первого атомного авианосца «Энтерпрайз» сделало безальтернативной необходимость разработки надводных кораблей-атомоходов для его сопровождения.

Американцы решили пойти простым путем и взять за основу уже серийно производимые боевые корабли. Первый в мире атомный фрегат «Бейнбридж» с полным водоизмещением всего 7982 тонны был создан на основе легких ракетных крейсеров типа «Леги» с полным водоизмещением 7590 тонн. От прототипа атомоход отличался увеличенными длиной, шириной и водоизмещением, а также более многочисленным экипажем.

А вот его старший товарищ, атомный ракетный крейсер «Лонг Бич», был построен в единственном экземпляре для выполнения задач противовоздушной обороны авианосных соединений. Максимальная скорость этого боевого корабля полным водоизмещением 16 602 тонны превышала 32,5 узлов, и он воплощал в себе самые передовые технологии своего времени.

Третьим по счету американским атомоходом стал фрегат «Тракстан», представляющий собой модернизированную версию ракетных крейсеров типа «Белкнап». Для того чтобы вместить два реактора типа D2G фирмы «Дженерал Электрик», размеры корпуса пришлось нарастить на 5,2 метра в длине, на 0,91 метра в ширине, осадка возросла на 0,61 метра, а водоизмещение увеличилось на 1200 тонн.

Из-за большой технической сложности и дороговизны «Энтерпрайз» остался в единственном числе, и вместо него США начали строить свои «Нимитцы». Для их защиты и сопровождения было построено еще шесть атомных ракетных крейсеров: два проекта «Калифорния» и четыре – «Вирджиния», который являлся его дальнейшим развитием.

С 80-х годов прошлого века над американскими атомоходами нависла угроза, исходящая от более дешевых в строительстве и последующем обслуживании газотурбинных ракетных крейсеров класса «Тикондерога» и эсминцев типа «Арли Берк», которые де-факто представляют их уменьшенные и удешевленные версии. После распада СССР в 1991 году США начали сокращать свои военные расходы, и атомные крейсера оказались в числе первых на списание.

К 1999 году в составе их ВМС не осталось ни одного военного корабля на атомном ходу за исключением авианосцев. Стоит отметить, что это решение администрации Билла Клинтона вызвало неодобрение у собственных военных моряков. Однако проблемы американского флота компенсируются большим количеством военно-морских баз, разбросанных по всему миру.

Атомоходы по-нашему


Примечательно, что первый в мире надводный корабль с ядерной силовой установкой был наш советский ледокол «Ленин», спущенный на воду в 1959 году. Разработка боевого корабля на атомном ходу началась в 1956 году, который в итоге превратился в знаменитый проект 1144 «Орлан».

Он мог бы стать атомным ударным ракетным крейсером, имел шансы превратиться в атомный противолодочный крейсер, но стал многоцелевым, в который инженеры-конструкторы постарались вместить максимум возможных вооружений. С 1980 по 1998 год было построено четыре «Орлана», и каждый чем-то отличался от своих собратьев. На сегодняшний день осталось только два корабля этого класса - «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий».

Первый проходит дорогостоящую глубокую модернизацию, а судьба второго находится в подвешенном состоянии. Еще одним реально построенным при СССР атомоходом был уникальный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал», увы, утилизированный. Шестым атомным боевым кораблем мог бы стать тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск», но он не был достроен из-за распада СССР.

Мы все это столь подробно вспоминаем, поскольку в 2016 году издание «Лента.ру» со ссылкой на свои источники в оборонной промышленности сообщило любопытную информацию:

Речь идет о создании линейки унифицированных установок для надводных кораблей водоизмещением от 4000 тонн (фрегат) до 80 и более тысяч тонн (авианосец), мощностью, условно, от 40 до 200 мегаватт. Реакторы нужных типоразмеров у нас или уже есть, или разрабатываются. С учетом того, что потребности ВМФ в ближайшие 20 лет в кораблях 1-2 ранга можно оценить примерно в 40 единиц, производство такого количества установок не составит особых сложностей.

Как известно, ядерной силовой установкой мог быть оснащен перспективный эсминец проекта «Лидер», но он до сих пор не пошел в серию из-за большой технической сложности и дороговизны, а также отсутствия требуемых видов вооружения, например, ЗРК морского базирования С-400 или С-500. То, что он будет реализован в среднесрочной перспективе, вызывает определенные сомнения.

Гипотетический российский авианосец, если его когда-нибудь возьмутся строить, почти наверняка будет атомным, поскольку отечественная промышленность испытывает некоторые трудности с разработкой силовых судовых установок большой мощности. А вот то, что во фрегаты водоизмещением 4000 тонн в 2016 году хотели воткнуть атомный реактор, может свидетельствовать о кризисе, который возник после отказа Украины от поставки судовых двигателей для российских фрегатов.

По состоянию на 2025 год эти проблемы проекта 22350 считаются разрешенными. Нужны ли тогда ВМФ РФ боевые корабли с атомной силовой установкой, и если да, то какие?

Не исключено, что для действий в дальней морской и океанской зонах в средне- и долгосрочной перспективе на базе проекта 22350М увеличенного водоизмещения России придется построить несколько многоцелевых атомоходов. Американский подход, примененный при создании «Бейнбриджа» и «Тракстона», представляется более рациональным, чем разработка отдельного «вундерваффе».
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 февраля 2025 13:05
    Не все знают, но до открытия второго фронта в Европе под занавес Второй мировой войны американцы очень долго и жестоко воевали с японцами в Тихом океане

    Вот что хорошо получается у автора, так это раскрывать секреты Полишинеля
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
  2. +3
    22 февраля 2025 13:33
    вы ещчо подеритесь, корячие финские парни bully
  3. -5
    22 февраля 2025 13:36
    великий Гривель создавший молодую школу, выдвигал мудрые решения, его поддерживал герой адмирал Макаров, однако всякие предатели иуды рожесвенские и др, были за большие корабли, которые тонут от одной ракеты как ямато им подбные и крейсер москва,..... рф прекратила закладку вообще всех надводных кораблей, даже фрегатов и корветов, количесво имеющихся и строящихся кораблей превысило возможности бюджета для их содержания в строю, сейчас закладывют только тральщики ибо их остро не хватает вмф, корабли должны быть маленькими, ибо любой надводный корабль это тихоходная и почти не защищеная цель, содержать корабль очень трудно и дорого, поэтому все страны мира кроме сша и кнр имеют компакный флот из фрегатов корветов, рф не может содержать многочисленный надводный флот и тем боле большие корабли, строительство корабля очень дрого, однако рф для своей безопасности должна иметь достаточно много апл, а наводные корабли с аэу устарели, нахимов правда должен служить до 2045, но новых нам не надо, не по карману, а кузю продать индии китаю имеющим для него и задачи и эскорт
  4. 0
    22 февраля 2025 14:26
    Эта песня хороша, начинай сначала.

    Сколько можно теребить вопрос о больших кораблях в наступающую эпоху без экипажных средств, от сухопутных, воздушных, надводных и подводных. И для них ядерная силовая установка возможна, только минимизированная по потребностям, ( пример: для спутников)_ Вывод: ядерная установка для нового поколения без экипажных кораблей и АПЛ и прочих новых изделий возможна, только в новом специфическом минимизированном варианте.
    1. +2
      22 февраля 2025 16:31
      Сколько можно теребить вопрос о больших кораблях в наступающую эпоху демографического кризиса?

      Маржецкий, а лЮды е?
  5. 0
    22 февраля 2025 15:18
    По состоянию на 2025 год эти проблемы проекта 22350 считаются разрешенными.

    Проблемы пр.22350 не решины от слова "СОВСЕМ"! Для каких задач создан этот корабль? Для галочки! С нашего Севера до союзников в Карибском бассейне он просто не дойдёт как по запасам топлива, так и по возможному противодействию со стороны ПЛ и авиации противника. Пустить 16 калибров по Европе могут и два каракурта из Балтики - они гораздо дешевле. Прикрыть надёжно "бастион" РПКСН - тоже не способен. Отконвоировать газовоз или танкер в Индию - или не угонится по скорости, или заглохнет без топлива. Варианты с буксиром и танкером сопровождения не предлагать. Зато всё это сможет атомный эсминец ВИ на 10 кТ. И это будут реальные дела, а не демонстрация флага в мирное время.
    1. -3
      22 февраля 2025 17:00
      Цитата: Шарнхорст
      Варианты с буксиром и танкером сопровождения

      вполне возможны при необходимости, во всяком случае это гораздо реальнее и умнее чем строительство никому ненужного эсминца-линкора стоимостью в 600 млрд рублей которых нет и не будет, а кузю продать..
      и успокойтесь денег на так нелюбимые вами фрегаты нет, ограничимся всего 6-8 вымпелов, закладка их прекращена возможно даже отменено строительство уже заложеной пары... а вы про линкоро-эсминцы тут
    2. +1
      22 февраля 2025 18:01
      Отконвоировать газовоз или танкер в Индию - или не угонится по скорости, или заглохнет без топлива. Варианты с буксиром и танкером сопровождения не предлагать. Зато всё это сможет атомный эсминец ВИ на 10 кТ.

      Если вы будете конвоировать танкеры в Индию такими корабликами, то даже если будет один такой монстр (пофантазируем, что он будет на все руки мастер, и угрозы судоходству будут включать ВПЛА, БЭК, ПЛ, а не моторки с пиратами Вы предлагаете гонять эсминцами) на целый конвой гражданских судов, себестоимость транспортировки будет такой, что дешевле нефть самолётами возить.
      1. 0
        23 февраля 2025 09:15
        Цитата: УАЗ 452
        включать ВПЛА, БЭК, ПЛ, а не моторки с пиратами Вы предлагаете гонять эсминцами) на целый конвой гражданских судов, себестоимость транспортировки будет такой, что дешевле нефть самолётами возить.

        он кстати будет....уже есть... Нахимов называется, при постройке в современных ценах более 500 миллиардов, а ремонт его после многолетнего отстоя встал в 200 млрд, по-моему это стоимость экспорта нефти в индию за целый год, при том что в конвое его можно и потерять... так что ему нельзя выходить дальше 100 км от мурманска без конвоя фрегатов пло, опасно потерять его
    3. 0
      23 февраля 2025 09:26
      Цитата: Шарнхорст
      Отконвоировать газовоз или танкер в Индию - или не угонится по скорости, или заглохнет без топлива.

      а вы вообще моряк? вы знаетте скрости торговых сундуков и думаете что за ними не угонится фрегат? и еще подумайте что ГАС фрегата и линкора одинаковые по объектвным данным и их дальность в разы меньше дальности ракет запускаемых с подводных лодок, итак движение линкора должно охватываться десятком карветов и фрегатов пло, он их прикрывает от ударо вражеских ауг, они его от подлодок
      1. +1
        23 февраля 2025 11:34
        Головное судно класса — «Christophe de Margerie» («Кристоф де Маржери») названо в честь президента компании «Total» Кристофа де Маржери. Спущено на воду в ноябре 2016 года. Принадлежит компании Совкомфлот. Габариты: длина — 299,0 м, ширина — 50,13 м, высота по борту — 26,5 м, осадка — 13,0 м. Валовая вместимость (МК-1969) — 128 806 брт; вместимость — 172 600 м³. Скорость в открытой воде — 19,5 узла (носом); скорость при ходе во льдах толщиной до полутора метров — 5,5 узла (кормой).

        Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» — серия российских многоцелевых фрегатов.Скорость хода 14 узлов (экономическая); 29,5 узлов (полная); дальность плавания 4500 миль (на 14 узлах)

        Про скорости тут и думать нечего, знать надо. Сравнить "Полином " с пр.1155 с ГАС фрегата на скорости в 19 узлов Вам должно быть сподручнее, судя по нику. Кто же будет прикрывать КПУГ (стадо "корветов и фрегатов ПЛО"), если Вы категорически против крупных кораблей, может многочисленные ПЛ? С праздником! И больше концепций хороших и разных! drinks
        1. +1
          23 февраля 2025 13:07
          фрегат может ускоряться и останавливаться для проведения пло, затем снова ускоряться и снова останавливатся для пло,... вы лучше сакжите чем ваш линокро-эсминец стоимостью 600 млрд рублей помжет фрегатам и корветам пло при поиске пл? заметье что при стоимости фрегата 28 млрд (что тоже огромная цифра) вся програма из 6 фрегатов всего 180млрд, а программа 20 корветов по 23 миллиарда , это 420 млрд (первые были дешевле) итого ваш эсминец тянет на весь вмф по своей стоимости... один ненужный корабль, вместо серьезной десятилетней судостроительной программы вмф рф первого и второго ранга? такую программу рф сможет провести снова не ранее чем через 15-20 лет ....вы в экономике понимаете? что через 5-10 лет в первом ранге останутся только 16 вымп, а во втором 22, а через 20 лет перворангов будет 6 (только 22350), а второрангов 15 (только 20380-85 )?
          1. 0
            24 февраля 2025 13:04
            фрегат может ускоряться и останавливаться для проведения пло, затем снова ускоряться и снова останавливаться для пло

            Зачем ему останавливаться, если у него нет приличной ОГАС? Даже если ОГАС появится, то почти весь маршрут конвоя ему придётся догонять газовоз на турбинах почти полным ходом.

            чем ваш линокро-эсминец стоимостью 600 млрд рублей помжет фрегатам и корветам пло при поиске пл?

            1.Зонтик дальней ПВО.
            2.Возможность снимать с низкой орбиты разведывательные спутники.
            3.Гораздо большие возможности в противокорабельной обороне всего ордера.
            4. Лучшие условия использования вертолётов ПЛО и увеличение их кол-ва. 5.Отсутствие тактических ограничений по скорости и дальности хода, связанных с наличием запасов органического топлива на борту (при ЯСУ).

            В мае 2014 года было объявлено о заказе «Росатомом» у верфи «Балтийский завод» ещё двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 за 84,4 млрд рублей.

            В июле 2019 года «Атомфлот» объявил тендер на строительство ещё двух ледоколов этой серии. Их общая стоимость оценена в 100 млрд рублей.

            Так что Ваши слухи на счёт 600 млрд. руб. за атомный эсминец сильно преувеличены, может быть урежем осетра?
            1. -1
              24 февраля 2025 20:08
              то есть 440 миллардов за серийный , а единичный выйдет в 600! не спорьте со мной больше будет!
              сравнеие с ледоколами некорректно, они не имеют вооружений,
              известно что в пересчете на современные деньги стоимость 1144 была 500 миллиардов при постройке на балтийскм заводе в ленинграде в1988 году ....
              огас у него приличная, ваши расуждения не выдерживают критики, если сопровождать конвои от пиратов то и фрегаты с корветами спрвятся даже тральщики справятся, а если охранять от ауг сша то ваши хваленые никому не нужные эсминцы потонут от арли берков, у сша их 67, а в рф два крейсера только , ... осетра уже урезали, пришлось сократить програму фрегатов корветов , в рф отменили стройку уже заложенных двух фрегатов, и трех корветов, отменили и ранее заключенные контракты... денег нет, пирсов нет. матросов нет... а вы тут про эсминец
  6. 0
    22 февраля 2025 17:32
    Конечно нужны ядерные энергоустановки на кораблях, но надо идти вперед, нужны установки прямого преобразования ( исключить парогенераторы). Не думаю, что нет наработок ( о которых мы конечно же ни чего знать не должны).
    Пока такого прорыва не произошло, стоит обратить внимание на высоконапряженные АЭУ с металлическим теплоносителем на закритических температурах. Такое тоже есть, но если в первом случае ЯЭУ можно будет ставить хоть на торпедный катер, то во втором стремится к ВИ для обитаемых надводных кораблей около 3500 тонн.
    1. +3
      22 февраля 2025 23:04
      Ядерный распад даёт тепло и радиацию, каким образом получить на прямую из этого механическую или электрическую энергию, - похоже вы кудесник, могущий творить чудеса.
      1. 0
        23 февраля 2025 09:44
        Цитата: Владимир Тузаков
        каким образом получить на прямую из этого механическую или электрическую энергию

        Как самый популярный вариант - РИТЭГ.
        1. 0
          23 февраля 2025 20:43
          РИТЭГ значительно меньше и проще конструктивно. Выходная мощность РИТЭГа весьма невелика (до нескольких сотен ватт) при небольшом КПД. Зато в таком генераторе нет движущихся частей

          И для чего такие мощности подойдут, для силового назначения совсем нет. Так куда такое "чудо", только, как "ночной фонарик в туалете".
    2. 0
      23 февраля 2025 09:08
      Цитата: mark1
      АЭУ с металлическим теплоносителем на закритических температурах

      а вы осознаете что пишете? ага, только несколько тонн ртути нам не хватало на корабле
      1. -1
        23 февраля 2025 09:24
        Цитата: владимир1155
        а вы осознаете что пишете?

        Осознаю. А вы?

        Цитата: владимир1155
        несколько тонн ртути нам не хватало на корабле

        Откуда ртуть? В качестве металлического теплоносителя используются сплавы натрий-калий, свинец-висмут и уже лет эдак 60 с хвостиком.
        Даю совет - прежде чем чего то критиковать ознакомьтесь с сутью вопроса. Я ведь не свои домыслы пишу.
        1. 0
          23 февраля 2025 09:28
          аа всегда горячие реакторы .. были на Лирах,отказались от них, это же непрерывное нахождение возбужденном состоянии
          1. +1
            23 февраля 2025 09:41
            Да с чего бы от них отказались, "Лиры" свое честно отработали и утилизированы, опыт признан положительным но требующим развития новой дорогостоящей инфраструктуры и своего высококвалифицированного персонала, отсутствие нужной квалификации приводило к "заморозке" реактора (вроде один случай но я точно не знаю), а дальше развал СССР. Сейчас "Посейдон", Буревестник", космическая мегаваттная установка - все с ЖМ теплоносителем. не говорю о реакторах на БН.
            1. 0
              23 февраля 2025 09:42
              Цитата: mark1
              но требующим развития новой дорогостоящей инфраструктуры и своего высококвалифицированного персонала, отсутствие нужной квалификации приводило к "заморозке" реактора

              что и требовось доказать тем более что для надводного корабля тральщика (закладка всех остальных прекращена на не менее чем на 10 -20 лет до списания всего советского наследия и втч фрегатов 1155) а для тральщика достаточно дизеля
              1. +2
                23 февраля 2025 09:49
                А чего доказывать, все всегда новое сложнее старого и персонал всегда не готов и не доволен. Раз вам флот близок пример от туда - переход с огнетрубных на водотрубные котлы, а при переходе на прямоточные запороли не один 956 эсминец в виду бардака и низкой квалификации. Опять же в Китае те же 956 при надлежащем ТО бодры и веселы.
                1. 0
                  23 февраля 2025 09:55
                  прямоточные придумал еще профессор
                  Рамзин , проходивший по делу промпартии и осужденный как враг народа, но реабилитрованный...так что это не ново.... приемы мышления офицера
                  1 уяснить задачу (доказано надводный флот не нуждается в больших кораблях)
                  2 оценить обстановку (есть определенный персонал со своими личными оганичениями и есть определенный бюджет тоже очень ограниченный)
                  3 принять решение (аэу для надводных кораблей не нужны, а всегда горячие реакторы тем более)
                  пс
                  ваше преклонение перед техногиями ошибочно, все равно металлы не будут крутить турбину, соотвественго только горячий контур можно сделать на жидком мпталле, а в турбине все так же будет водяной пар, следовательно выигрыш в уменьшени объема всей установки будет незгчительным и все затраты на сложность эксплуатации не окупаются, снижается безопасность, надежность, ремонтопригодность, .. реакторы на обычной воде не такие уж и большие сами по себе , а турбина и всякие теплообменики конденсаторы водоподогрватели и деаэраторы меньше у вас не станут
                  1. 0
                    25 февраля 2025 15:21
                    Удельная масса ЯЭУ на водо-водяном реакторе 27-30 кГ на л,с., на ЖМТ 18 кГ на л.с. Соответственно и с габаритами. В.И пр 705К "Лира" 2300 тн, в..и. пр.945 "Барракуда" 5900 т.н. (основное различие - тип реактора)
                    Это технологии 70-х годов.

                    Цитата: владимир1155
                    ваше преклонение перед техногиями ошибочно

                    не слишком ли безапелляционно? На грани безграмотности. Это всеми признанная магистральная линия развития ЯЭУ.)))
                    Прямоточные котлы изобрел не Рамзин, но в СССР он был первым пытающимся.
                    Почитайте, поучитесь а то у вас наблюдается только желание перебодать оппонента даже без знания (и желания знать) вопроса )))
                    И да, вечно горячими реакторы были не по технологии а по лености и безграмотности персонала. В горячем состоянии на стоянке требовалось поддерживать только металлический теплоноситель, который должен был подогреваться установками с берега (но как всегда у жополеворуких они бывало не работали)
                    1. 0
                      25 февраля 2025 23:07
                      Цитата: mark1
                      В.И пр 705К "Лира" 2300 тн, в..и. пр.945 "Барракуда" 5900 т.н. (основное различие - тип реактора)

                      прекрасно

                      Водоизмещение подводное 945 100х12 м 9600 т
                      Минно-торпедное
                      вооружение Торпедные аппараты:
                      2×650 мм, 12 торпед,
                      4×533 мм, 28 торпед
                      Ракетное вооружение ракето-торпеды РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер» вместо части торпед
                      ПВО ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
                      (класс. NATO — SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») с 8 ракетами
                      Водоизмещение подводное 705к 80х10 м 3180 т т
                      Минно-торпедное
                      вооружение 6 ТА калибра 533 мм.
                      Боезапас: 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 мины ПМР-1 и ПМР-

                      итак вы сравниваете водоизмещение лодок совсем разных габаритов и принципиально разного вооружения, большая апл хорошо вооруженная 945 значительно тяжелее чем маленькая с вооруженим напл, что вы хотели доказать и чего добились? вы знаете почему водолазы имеют тяжелые боты? для подводной лодки увеличение массы не критично, ибо дает возможноть устроить больше внутрених помещений, это не надводное судно там другой подход к водоизмещению
  7. +2
    22 февраля 2025 19:44
    Нужны ведь у нас нет прямого выхода в океан кроме Питера камчатского да и тот отрезан от большой земли.
    А вообще как говорил Туполев -если вы заложили в проект более 1/3 новизны то изделие вы до ума не доведете... Лидер переусложнен.... попроще надо а не амерским путем идти... те скопировали як 141 и итог? 50)=% способно летать а Сухие? 90 и ангар со спецклиматом не нужен.... премудрили
  8. 0
    22 февраля 2025 21:25
    Старая песенка на старый лад. Увы.
  9. Комментарий был удален.
  10. +2
    23 февраля 2025 15:46
    Не исключено, что для действий в дальней морской и океанской зонах в средне- и долгосрочной перспективе на базе проекта 22350М увеличенного водоизмещения России придется построить несколько многоцелевых атомоходов.

    Уже сейчас, а где-то там в перспективах стоит вопрос о выживании НК прямо у своих берегов. Так что строительство НК с АЭУ вопрос далеко не первой и даже не второй необходимости.
    1. 0
      23 февраля 2025 20:50
      Уже сейчас, а где-то там в перспективах стоит вопрос о выживании НК прямо у своих берегов. Так что строительство НК с АЭУ вопрос далеко не первой и даже не второй необходимости.

      да ты не переживай за Россию, белорусский союзник. без тебя как-нибудь разберемся, как в СВО без вас обошлись. верно?
  11. Voo
    0
    27 февраля 2025 05:10
    Нужны ли ВМФ РФ корабли с атомной силовой установкой и какие?

    Вспоминая затопление черноморского флота во время крымской войны в 19 веке, приходит мысль, что корабли с атомной установкой нужны для того, чтобы их можно было затопить в случае сдачи приморской терротории, дабы противнику было нецелесообразно ее использовать. Вообщем, когда то при отступлении травили колодцы, теперь - гавани.