Возможно ли возобновление производства в России «украинских» самолетов?

11 005 22

Разрыв производственной кооперации с Россией, произошедший после Майдана на Украине в 2014 году, стал очень серьезной проблемой для отечественной промышленности, негативные последствия которого до сих пор полностью не устранены, особенно в авиастроительной отрасли. Может ли наша страна обеспечить себе полный технологический суверенитет от Незалежной?

Ужасы импортозависимости


Так исторически сложилось, что производство мощных судовых и авиационных установок было размещено на территории УССР, которая была самой передовой и технологически развитой советской республикой.



После 1991 года Незалежная унаследовала порядка трети от совокупного ВПК СССР, и Россия старалась поддерживать с ней взаимовыгодную промышленную кооперацию, что стало проблемой в 2014-м, когда киевский режим отказался поставлять Москве силовые установки, и это сыграло крайне негативную роль, на годы сорвав выполнение ряда оборонных программ.

Возникает вопрос, может ли наша страна самостоятельно выпускать авиационную технику, которая являлась продуктом кооперации десятков и сотен предприятий, оставшихся за границей, в частности на Украине?

«Русификация» Ан-148?


Наглядным примером может послужить бесславная история среднемагистрального лайнера Ан-148, рассчитанного на перевозку до 83 пассажиров на расстояние до 4400 километров. На его базе должно было появиться целое семейство: Ан-148-200 с длиной фюзеляжа 34,36 метра, рассчитанный на 100 пассажиров, и транспортный Ан-148T грузоподъемностью 15-20 тонн, а также их дальнейшее развитие в виде Ан-158, Ан-168 и Ан-178.

Большой интерес к Ан-148 проявили Минобороны РФ и гражданские авиаперевозчики, которые планировали заменить украинским самолетом вырабатывающие свой ресурс Ту-134. Сборка лайнера должна была осуществляться в Киеве и Воронеже на мощностях ВАСО по украинской лицензии.

И действительно, некоторое количество этих самолетов было собрано, однако после введения Незалежной антироссийских санкций производство было остановлено по политическим мотивам. Конвейер встал из-за отказа поставки комплектующих, ключевыми из которых были украинские двигатели Д-436-148 разработки ЗМКБ «Прогресс», производства ОАО «Мотор Сич».

Заменить их было нечем, и в 2018 году программа сборки Ан-148 в РФ была свернута. Наиболее близким по тактико-техническим характеристикам из оставшегося в наличии является ближнемагистральный лайнер «Сухой Суперджет». Но и он с 2014-го проходит все стадии мучительного импортозамещения с непредсказуемым результатом. Возможна ли реновация Ан-148 в нашей стране под новым брендом?

Сменить название – дело нехитрое, вопрос лишь в том, где взять подходящие двигатели. Единственное, что есть в наличии, – это ПД-8, разработанный как раз для «Суперджета» и самолета-амфибии Бе-200. Теоретически «русификация» Ан-148 с российской силовой установкой возможна, но вот хватит ли ПД-8 физически для всех этих самолетов?

«Реновация» Ан-124?


Другой ранее активно обсуждавшийся вопрос касается возможности возобновления производства в РФ тяжелого дальнего военно-транспортного Ан-124. Самолетов ВТА у нас не так много, нагрузка на них на фоне СВО на Украине резко возросла, были боевые потери, а новые Ил-96 собираются медленно, слишком медленно.

О том, что стоило бы возродить производство «Русланов» в России, говорить начали еще в 2014 году. В пользу этого решения было то, что данный самолет когда-то собирался не только в Киеве, но и у нас в Ульяновске. Эту задачу как осуществимую по состоянию на 2018 год охарактеризовал тогдашний глава ПАО «Ил» Алексей Рогозин:

Самолеты сверхтяжелого класса, к которым относится Ан-124, крайне востребованы во всем мире. Две трети всех «Русланов» были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их исправности. Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей.

Однако толковый топ-менеджер был слишком оптимистичным, поскольку проблема с комплектующими для сборки была еще более серьезной, чем у Ан-148. Все бортовое оборудование «Русланов» является устаревшим, многие производящие его предприятия остались за границей, в частности на Украине. А самая главная проблема заключалась с авиационными двигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич».

Иначе говоря, самостоятельно возобновить производство Ан-124 Россия не способна ни физически, ни юридически, поскольку вся интеллектуальная собственность на этот бренд принадлежит украинскому предприятию. Всерьез говорить можно только о разработке с нуля самолета того же класса, что «Руслан», оснащенного современным бортовым оборудованием и двигателями.

Кстати, какими? Кандидатом номер один на замену Д-18Т считался перспективный сверхмощный ПД-35. Вот только даже его мощи не будет достаточно, если использовать всего два двигателя, а если поставить четыре, то она окажется избыточной. Ну, и его нет в наличии физически, и совершенно не понятно, когда этот ПД-35 будет реально готов к серийному производству.

Куда более реалистичными в качестве альтернативы украинскому Д-18Т видятся двигатели семейства НК. Например, модернизированный двигатель НК-32-02, устанавливаемый на стратегические бомбардировщики-ракетоносцы «Белый лебедь», который выдает тягу 25 тонн против 23,4 тонны у Д-18Т. На основе НК-32-02 прорабатывается двигатель НК-23Д на базе газогенератора НК-32М, который бы оптимально подошел преемнику «Руслана».

Вот с такими отечественными силовыми установками «украинские» самолеты Ан имеют шансы на то, чтобы стать российскими. С другой стороны, надо ли так напрягаться, если «агент Дональд» скоро нас завалит отличными «Боингами»?
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dpu
    -1
    Вчера, 14:29
    «агент Дональд» скоро нас завалит отличными «Боингами»... Что за ЧУШЬ!!! "Агент" поматросит и бросит. ВТА России должна иметь самолёты российского производства. Автор статьи с Луны свалился или с рогозинского батута на ПОЛ?
    1. -2
      Вчера, 14:56
      Цитата: dpu
      «агент Дональд» скоро нас завалит отличными «Боингами»... Что за ЧУШЬ!!! "Агент" поматросит и бросит. ВТА России должна иметь самолёты российского производства. Автор статьи с Луны свалился или с рогозинского батута на ПОЛ?

      Полностью с вами согласен.Нет никакого агента Трампа,посмотрим что про него будем говорить через 4 года,может ещё стать так что за Байденом кое кто побежит,чтобы вернулся.
    2. 0
      Вчера, 16:03
      Рогозин батуты из хохлостана вряд ли использует, а вот автор запросто. Все двигатели от "мотор сич" -старые советские разработки, а бред насчет интеллектуального наследия от исторической недееспособности. Восстановить производство АН-124 вопрос только целесообразности ибо разрабатывался он не на жирных южных черноземах, а только был передан на производству.
  2. 0
    Вчера, 14:30
    КРОМЕ СУПЕРДЖЕТОВ никаких российских самолетов гражданской авиации на выход в эксплуатацию после испытательного стенда не видно ни в какой переспективе, только пустая брехня, после которой патриоты орут, нам не нужны Боинги (то есть вообще без самолётов остаться). Это вам не СССР, где был план и все силы ОКБ предпологало на выпуск 3-4 опытных образцов для тестирования и дальнейшего запуска серии в производсво.
    1. +3
      Вчера, 14:52
      Цитата: art573
      КРОМЕ СУПЕРДЖЕТОВ никаких российских самолетов гражданской авиации на выход в эксплуатацию после испытательного стенда не видно ни в какой переспективе, только пустая брехня, после которой патриоты орут, нам не нужны Боинги (то есть вообще без самолётов остаться). Это вам не СССР, где был план и все силы ОКБ предпологало на выпуск 3-4 опытных образцов для тестирования и дальнейшего запуска серии в производсво.

      Не соглашусь.В такой же степени готовности как и SJ-100 с ПД-8 находится МС-21-310 с ПД-14,продолжаются испытания Ил-114-300 с ТВ7-117СТ-01.А Боинги нафиг не нужны.В последнее время один за другим или падает или ещё какой косяк,скандал за скандалом.Надо делать ставку на свою авиацию.Лучшие времена Боинга прошли.
  3. +2
    Вчера, 14:30
    Ну да, помечтаем, нашим верхним людям лучше всего купить за кардоном, чем организовывать производство, забудьте всё!! Китайское хавайте г-вно recourse
    1. 0
      Вчера, 14:58
      Цитата: Дмитрий Волков
      Ну да, помечтаем, нашим верхним людям лучше всего купить за кардоном, чем организовывать производство, забудьте всё!! Китайское хавайте г-вно recourse

      Нашим верхним людям лишь бы нифига не делать и чтобы им ничего за это не было. Горбатого могила исправит.Что в лоб,что по лбу.
  4. +3
    Вчера, 14:50
    Ан-148 - если только частная инициатива.
    1.Сохранились ли остатки производственной линии - восстановить если да.
    2.Либо адаптация ПД-8, либо начало производства Д-436 (документация и лицензия выкуплены ни чего не мешает)
    Как понимаете всё это не одним днем и не бесплатно
    Ан-124 обязательно надо восстанавливать производство, в принципе ни чего не мешает. Документация есть, производственная линия вроде сохранилась, Д-18 как будто бы научились производить по запчастям, осталось в сборе. Идея замены Д-18 на НК-32 не годится т.к. его тяга указанная Маржецким в 25 тн это при включении форсажной камеры, а бесфорсажная всего 14 тн, да и экономичность отличается в 1,5 раза не в пользу НК-32
    Двигатели созданы для совершенно разных задач. Была идея использовать имеющийся газогенератор при разработке 23-30 тонника, но вроде как далеко не пошло (или не говорят)
    1. 0
      Вчера, 22:49
      Ан-148 нет необходимости возобновлять, поскольку в этом классе у нас уже есть Суперсуперджет. Вот его допилят до нужного уровня на наших комплектующих и всё. Что касается двигателей к Ан-124, то ремонт их уже производится в России, а производство их также возможно будет наладить достаточно быстро.
  5. 0
    Вчера, 15:00
    На основе НК-32-02 прорабатывается двигатель НК-23Д на базе газогенератора НК-32М, который бы оптимально подошел преемнику «Руслана».

    Кому-нибудь хоть что-нибудь на сегодняшний день известно о судьбе НК-23Д на базе газогенератора НК-32М?Было бы интересно.
  6. 0
    Вчера, 15:01
    Возможно ли возобновление производства в России «украинских» самолетов?
    ВОЗМОЖНО.
    Для этого надо всю территорию Украины, в границах 1975 года, включить в состав России.
    1. 0
      Вчера, 15:08
      На Украине уже давно не строят самолётов, лет десять как.Последний Ан-178 по-моему выкатили в 2015 году и на этом всё.
  7. -1
    Вчера, 15:09
    Их в США-то нет этих "отличных" Боингов, компания на грани банкротства. Откуда они в России возьмутся?

    Что до Украины, то в рамках репараций забирать сохранившиеся заводы с документацией - это да, все остальное - это ставить под удар авиастроение
  8. +2
    Вчера, 16:51
    Возможно если конструкторов СССР из могил повыкапывать. А нынешним, которые институты за деньги оканчивали разрешить только горшки конструировать. Посмотришь на постоянные ЧП с хвалёным суперджетом и плохо становится.
  9. +1
    Вчера, 17:37
    Все это мечты.
    Пока будут пилить деньги да восстанавливать все ,китайцы и американцы уже захватят рынок сверхтяжа.
    И наш\и богатые кошельки это отлично понимают. электорату поболтают чтонибудь для утешения, и замнут тему
    1. Пилят каклы на Каклянщине
  10. -2
    Вчера, 17:39
    Боингами ??? Сколько Вам заплатили з предательство, Сергей?
  11. +1
    Вчера, 17:42
    Нет двигателей - нет самолета. Всё остальное бессмысленные фантазии. ...Хотя есть один способ решить проблему с двигателями, причем глобально для многих самолетов и раз и навсегда - "переоформить" Запорожье на себя.
  12. 0
    Вчера, 17:57
    Счас-завалит нас Трамп Боингами-губы то автор-раскатал
  13. +1
    Вчера, 18:03
    Возможно ли возобновление производства в России «украинских» самолетов?

    Что за чушь я сейчас прочитал? С какого самолёты АН стали украинскими? Советскими, это да, были. А вот украинскими не стали.
    Кстати, КБ Антонова было создано в Новосибирске и переехало в нынешнюю 404 в 52 году,когда разницы не было - всё было СССР.
  14. +1
    Вчера, 18:09
    Почему ил-96 строятся медленно? - разве нельзя выдать волшебный пендель? - что мешает ускорить производство? - и опять Боинг??? - забыли про технологический шантаж? - рано успокоились.
  15. Комментарий был удален.
  16. 0
    Вчера, 23:18
    Концепция середины прошлого века, материалы и оборудоваиие конца прошлого начала нонешнего и тд. того важнее, нет свободных производственных мощностей, а с учётом провала программы повышения рождаемости, потерь на фронте, увеличением численности армии проблема с рабсилой вышла на первое место