Нанесен серьезный удар: как Китай «подложил свинью» Газпрому

26
В последние несколько лет «Газпром» пытается противодействовать попыткам США выдавить его с европейского топливного рынка. Американцы всеми доступными способами продвигают на рынок ЕС свой дорогостоящий СПГ. По сути, единственный убедительный аргумент в пользу покупки российского трубопроводного газа – это его более низкая цена. Но теперь по позициям «Газпрома» в Европе нанесен серьезнейший удар, который будет иметь долгосрочные последствия. И прилетел этот «привет» с Востока, от наших китайских партнеров.





До недавнего времени существовало два самостоятельных газовых рынка, европейский и азиатский, каждый со своей спецификой. Главным драйвером роста азиатского был Китай с его постоянно растущей экономикой, который запустил программу перевода энергетики с экологически вредного угля на «голубое топливо». Спрос моментально вырос, и все производители СПГ, а также «Газпром» с его трубопроводами выстроились в очередь, желая получить свою долю на рынке Поднебесной. Китайские компании активно скупали СПГ по всему миру, в том числе, в Европе. Все это создавало ажиотаж, начали строиться СПГ-заводы, например, отечественный «Ямал-СПГ», и СПГ-танкеры. Американские производители сжиженного газа предпочитали гнать свою продукцию в Азию, где цены были выше, оставляя до поры до времени Европу «Газпрому».

Но теперь все изменилось. На китайском газовом рынке образовался переизбыток предложения, их хранилища переполнены. Дошло до того, что местные трейдеры начали перепродавать СПГ уже иностранным покупателям. Цены на топливо, соответственно, упали. В то же самое время в Европе подземные хранилища забиты под завязку дорогим газом, а зима относительно мягкая. Потому ажиотажного спроса на газ нет, зато есть переизбыток предложения, который работает на снижение цены на споте. Российский эксперт Игорь Юшков поясняет:

Зачастую возникает вопрос – дешевле купить на спотовой площадке, куда приходит СПГ и норвежский газ, или у Газпрома в рамках долгосрочного контракта? Иногда выгоднее купить на споте.


Необходимо отметить, что цена на российский трубопроводный газ привязана к нефтяным котировкам с определенным временным лагом. В прошедшем году «Газпром» продавал тысячу кубов за 222,8 доллара. С учетом роста цен на «черное золото» в текущем году российский газ может стоит в диапазоне от 232 до 224,6 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения, на европейском спотовом рынке на этой неделе газ продавали за 220 долларов за аналогичный объем.

Дела «Газпрома» в этом свете выглядят не очень. Остается надеяться или на морозы в Европе, или на очередную волну модернизации промышленности в Китае. В 2019 году отечественному монополисту придется столкнуться с возрастающей конкуренцией на рынке Европы. Цены в Старом свете и в Азии все более выравниваются, разница составляет не более 20-30 долларов. Энергетический рынок становится глобальным и гибким. Вероятно, «Газпрому» самому придется всерьез выходить на спотовый рынок. Для российской компании все это означает уменьшение доходов, которые ей придется за счет кого-то компенсировать.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    8 февраля 2019 11:11
    При чем здесь Китай? Это экономика и ничего личного. Так оно будет и дальше, никто извне не виноват, если с прогнозами на рынке дело нормально не налажено.
    1. +2
      8 февраля 2019 13:06
      Цитата: Архаров
      При чем здесь Китай?

      При газе, излишки которого они продают по цене, ниже нашего трубного! Проблема не в Китае, а в излишках газа, которые начали образовываться на его газотранспортных площадках и в накопительных резервуарах.
      1. +3
        8 февраля 2019 18:02
        Поступают, как им выгодно и правильно делают. А другим сопли жевать не надо.
        1. +1
          10 февраля 2019 09:44
          Газпром и сам виноват, что ЗАРАНЕЕ не занял хоть какую-то позицию на споте.
          И потом Юшков пишет: "Иногда выгоднее купить на споте ..."
          Так ведь не просто выгоднее, а выгоднее В РАЗЫ, как это было уже нынешней зимой в ЕС и США и такая спотовая прибыль, пускай и на небольших объёмах, может оказывать значительное влияние и на общие показатели Газпрома и ставит его в ряд достойных поставщиков спотового рынка, тем более, если небольшой газовозик с аппаратурой газифицирования использовать в качеств "скорой помощи"
  2. +2
    8 февраля 2019 11:46
    В строительстве Силы Сибири на равных с Газпромом участвует CNPC (Китайская национальная нефтегазовая корпорация). Компания занимает 4 место в Fortune Global 500.(2014). Такие компании просто так деньги не тратят. С запуском газопровода хранилища СПГ станут менее востребованы. А российский трубопроводный газ начнёт вытеснять с рынка Китая СПГ.
  3. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  4. 0
    8 февраля 2019 15:04
    Сергей Маржецкий наверное не выспался. Это очень по федеральному, искать виноватых на стороне.
    А причину провала сбыта сырья Китаю нужно искать в Кремле. Ведь как нужно было умудриться, чтобы упустить такой рынок в непосредственной близости! Днище
    1. +3
      8 февраля 2019 16:45
      Уважаемый Светояр, ну какой "провал сбыта сырья" ? Ну где? Обычная рыночная ситуация, причём локальная и кратковременная - это в Китае зима тёплая выдалась, а в Европе - абнормальные холода. И кто это сказал автору, что она мягкая? Всё завалено снегом так, что никто такого не помнит минимально лет 15 последних. И почему в хранилищах Европы газ дорогой, он уже в них подорожал что ли? Та же контрактная цена, как и была. Или это типа он сейчас дорогим стал, на конкретном этапе кратковременного падения цены? Тогда он точно так же через пару месяцев может стать "дешёвым", в результате обратной ситуации... А в хранилищах Европы его переизбыток потому, что уже помёрзли и поучились - украинским друзьям доверять особо нельзя, особливо в холодное время года. Лучше пусть будет больше в хранилищах, чем дома мебелью топить, как в Словакии пару лет назад.
      Три трубы строятся - в Китай, на юг Европы и на север, это что, провал сбыта ?

      зачастую возникает вопрос – дешевле купить на спотовой площадке, куда приходит СПГ и норвежский газ, или у Газпрома в рамках долгосрочного контракта? Иногда выгоднее купить на споте.

      Нормальная фраза, но неправильные выводы - ключевое слово ИНОГДА. Иногда выгоднее, но это как поесть в Макдональдсе - иногда можно, быстро и калорийно, но порстоянно жрать там невозможно. Вот так и с трубным газом. Нет ему пока альтернативы. СПГ не СПГ, возобновляемые источники - это всё для политиков карты краплёные и для экологов темы, чтобы гранты кушать. Вон вчера ещё все кричали "Макрон остановит Сев поток-2"! Что остановил? Поторговался о чём-то своём с бабушкой Меркель и всё - сегодня уже строим дальше. Кораблями возить и сжижать-разжижать как ни крути дороже. Трубу амики ни через Атлантику в Европу, ни через Тихий океан в Китай не положат - глубоко, далеко и дорого. Так что успокойтесь. До конца этого столетия точно беспокоиться особо не о чем, кроме мировой войны. Нефть и газ у нас есть, а они будут востребованы. Солнце, ветер, приливы - замечательно всё, но пока утопия. Локально применимые и дорогие решения там, куда тот же газ и нефть довезти тяжело. Ради интереса, проанализируйте, где и за что всё последнее время бьются наши так высокотехнологичные заокеанские "партнёры" - Ливия, Ирак, Сирия, теперь вот Венесуэла, что там - нефть и газ. Что-то они не воюют за пустыни, где много солнца и батареи солнечные ставь-не хочу, или за горы всякие, где дует хорошо и постоянно... С чего это, если это источники энергии будущего? А с того, что это всё очень далёкое будущее... а жить сейчас надо.
      1. 0
        9 февраля 2019 21:18
        Поддерживаю.
    2. 0
      8 февраля 2019 17:06
      А причину провала сбыта сырья Китаю нужно искать в Кремле.

      Где здесь "провал"?
      Силу Сибири ещё не построили. Что здесь "проваливать"?
  5. +3
    8 февраля 2019 16:24
    При газе, излишки которого они продают по цене, ниже нашего трубного! Проблема не в Китае, а в излишках газа, которые начали образовываться на его газотранспортных площадках и в накопительных резервуарах.

    Вы представляете из чего составляется цена сжиженного газа?
    Месторождение - СПГ - терминал - газовоз - терминал - хранилище, а если добавить еще два терминала, газовоз и еще одно хранилище? Или вы думаете вся цепочка бесплатно работать будет?
    А если ваши хранилища заполнены и некуда сбросить уже погруженное, тогда можно скинуть, иногда даже себе в убыток, иначе завтра потери будут ощутимее больше. Согласитесь, что так работать долго не получится?
    1. Комментарий был удален.
  6. +3
    8 февраля 2019 19:53
    Перед развалом СССР Горбачев со товарищи так же золото продавал.Выбрасывал на рынок столько золота что перенасытили его.А СКОРЕЕ ОН ЭТО СДЕЛАЛ ПО СОВЕТУ ПАРТНЕРОВ не зря же ему Нобелевскую премию ПОДАРИЛИ фонд организовали.А китайцев винить не за что у них свой собачий интерес.И себе в убыток они торговать не будут -вот так то.Скорее всего это наши дельцы наторговали -им наплевать что убыток государству как советовал ГОСДЕП.
  7. +2
    8 февраля 2019 21:24
    Уважаемый автор! Ничего противоестественного не произошло. Сменилась конъюктура, сработали рыночные законы, не подвластные хотелкам Кремля, Пекина, Вашингтона, Брюсселя, Мухоска, Кобеляк и т.д., и т.п. И "свинью подложил" не Китай, а тот - сам себе, - кто в тучные годы использовал нефтедоллары не для налаживания промышленного производства, высокотехнологичного сектора, а отправил их куда-то для сохранения. Налаживайся нарастающим темпом из года в год промышленное производство - всё больше и больше сырья и газа уходило бы на внутреннее потребление. Рос бы и ВВП на душу населения.
    А как Вы отнесётесь к такому предложению: может, России целесообразно постепенно сокращать экспорт сырья и энергоресурсов и предлагать зарубежью, нуждающемуся в них, открывать свои предприятия в России, получать сырьё и энергоресурсы по внутренним ценам, создавать для россиян рабочие места. Как, кстати, делает Китай, законодательно запретивший экспортировать редкоземельные металлы, без которых не обойтись без при изготовлении электронных изделий. Поэтому и пришлось США размещать предприятие APPLE в Китае
    1. +1
      9 февраля 2019 08:25
      Вы правы - нужно делать приоритетным внутренний рынок. Соединить свои силы, богатства, преимущества в одно целое и конкурировать с внешним. Но сегодняшняя власть заточена на другое, интересы бизнеса поставлены выше интересов государства.
  8. +1
    9 февраля 2019 05:31
    Для российской компании все это означает уменьшение доходов, которые ей придется за счет кого-то компенсировать.

    Кто-то - это мы, если автор включает "дурака"
    Или - Медведев, из "резерва благосостояния".
    1. 0
      9 февраля 2019 07:20
      вы правы, к сожаленью.
    2. +1
      10 февраля 2019 09:53
      Заранее известно, КАК ответит Медведев:"Денег нет, но Вы держитесь!"
      Не забывайте, что понятие "резерв благосостояния" относится не к нашему с вашим благосостоянию, а к состоянию наших финансовых паразитов, в качестве резервного источника покрытия убытков.
  9. +2
    9 февраля 2019 08:58
    Какая глупость. Главное преимущество трубороводного газа даже не цена, а то что его можно получить практически на следующий день. И он никуда не денется, в отличие от СПГ, который можей уйти на другие рынки, который может не поступать по иным причинам - например сейчас вот говорят, что в американских портах туман и суда не могут подойти к причалам.

    Суть явления в том, что локально введено избыточное количество мощностей по сжижению. В прошлом году Китай этот избыток проглотил, в этом из-за более теплой погоды он проявил себя.
  10. 0
    9 февраля 2019 10:45
    -Читаешь тут ...читаешь ...всю эту галиматью... -ну ... просто оторопь берёт...
    -В чём проблема у России..? -В том что Бог наделили её территорию изобилием полезных ископаемых... -Выходит.., что так.
    -И сегодня Россия ...как...как...как... "буриданов осёл" не знает из какого стога есть сено... -Так можно и вовсе с голоду помереть...
    -Вообще ...не понятно... -то с Японией какие-то бесконечные переговоры о "мирном договоре" начинает ..., то уже не знает как перед Китаем расстелиться ... чтобы ему угодить...
    -Блин.., ну взяла бы Россия и проявила бы самостоятельность и...и...и... построила бы на Кунашире гигантский терминал для российского СПГ... -А с Кунашира бы забросила бы прямо в Японию по дну моря газопровод... -Всё равно России некуда деньги девать (кроме как в американовские бумажки вкладывать) ... -И японы бы с радостью бы согласились на такой вариант... -чего бы им не соглашаться... -может даже со временем и свою технику подогнали бы... и договор о сотрудничестве и поставках российского газа быстро бы с Россией заключили бы...
    -Вот и погнала бы Россия свой СПГ морем (кораблями) на Кунашир .., а оттуда газопроводом в Японию... -Это потом можно будет и напрямую газопровод (из России на Сахалин.., а из Сахалина уже в Японию) в Японию проложить ... -а для начала и так сойдёт... -Вот где Россия по настоящему смогла бы выставлять и формировать "свою цену" за свой газ...
    -И злобный Китай сразу бы оказался в большой заднице... -и уже не стал бы так по-хамски вести себя с Россией...-началась совсем бы другая игра...
    -Но .., к великому сожалению ...-в России всё захватил в свои кривые руки тупой и недалёкий Газпром... -И Россия так и продолжает осуществлять гигантские газовые поставки в ущерб себе ...
    -Провальная внешняя политика нашего Великого Государства ..как всегда...-"даёт о себе знать"... -Хахах...
    1. +1
      9 февраля 2019 16:40
      Уважаемая Ирина,
      если всерьёз рассматривать ваш план, то проще, быстрее и дешевле в Японию положить трубу с Сахалина, а не сжижать-разжижать на острове, который для постройки всего этого не самый удобный вариант, да и не привязывает это потребителя к продавцу, в отличие от трубы. Но это всё, как мы видим на примере СП-2, больше уже чисто политические решения, а не бизнес. Вот поэтому вопросы мирного договора итд итп и всплывают.
      То, что всё это ещё в руках Газпрома радоваться надо. Со всеми минусами, но это пока ГОСкорпорация и государством же полность контролируемая. А если приватизировать - пойдут акции на мировые биржи, в частные руки и всё... пиши пропало... об интересе России там никто уже думать не будет, а только о бабках. На эту тему я тут писал недано в статье о глобализме, просто уже не хочу содержание ещё раз переписывать в этот коммент. (Глобальная экономика США: конец, который подкрадывается заметно)
      1. +2
        9 февраля 2019 19:26
        -Да.., проще...
        -Но для России нет простых путей... -не дают ей этих "простых возможностей"... -да и сама Россия ведёт себя слишком робко и нерешительно... -так ...как будто не среди волков живёт... -Всё надеется .., что эти волки вегетарианцами станут...
        -Поэтому ...для начала и нужен этот терминал на Кунашире... -Он потом может не только Японию снабжать .., но и дальше...-хоть в Австралию.., хоть в Малайзию.., хоть в Нов Зеландию.., хоть в "братские Филиппины" российский СПГ поставлять... -Да хоть в ту же Южн Америку... -да даже и в сами США...
        -Блин .., китайцы запросто в Африку прикатили и никого не спрашивали...и скоро Африка уже китайской станет... -Да и по всему белому свету китайцы свой "протекторат" распространяют...
        -А осторожная трусливенькая политика России .., основанная на выпрашивании милости , разрешения и какого-то соискания нищих друзей по всему Белу Свету... -скоро саму Россию пустит по "белу свету"...
        -Да .., согласна Я... -Газпром это "лучшее из зол"... -Но Газпром давно уже должен стать не коммерческой олигархической структурой .., а государственной стратегической...
        -Вот не так давно в МО России были созданы ВКС... -так надо создать и Газовую Стратегическую Глобальную Службу (ГСГС) ., которая напрямую будет подчиняться МО России и .., соответственно...- Президенту России...
        -Газпром уже давно не способен выполнять функции государственной экономической составляющей России... -Это реальный шанс вырваться России вперёд ...лет на 20-30..., пока не создали новый вид энергии...или пока не стали откуда-нибудь с Луны или Марса завозить найденный там "энергетический материал"... -Хахах...
        -Выглядит всё это несколько наивно.., но для России настало тяжкое время...-надо принимать радикальные решения...
        1. +1
          10 февраля 2019 02:10
          Ну, насчёт простых возможностей, это не то, что нам не дают, а скорее и чаще сами не берём. А почему? А далее согласен с вами относительно слишком какой-то странной политики. Поэтому и не берём... Если уж говорят, нам, что мол мы сверхдержава, так и вести себя так надо. Это даже уже не говорю про газ итп, а про олимпиады, посольства отобранные итп, вот это уже стыдно даже... На Украине кондитер этот трепет, всё , что на ум взбредёт о России и её власти, только что не материл ещё прилюдно и на камеру. А у нас в ответ так называемые "соответствующие структуры" всё молчат в тряпочку, глотают, договора с ними подписывают то на уголь, то на газ... Вот только Трамп на Кима вякнул что-то, так тот ему сразу: "Я по вам ракету запущу! Или даже все свои 10! " Во как! И Трамп скис, договариваться приехал, и посольства у Кима чё-то никто не отобрал... Потому что знают - этот если сказал, то запустит. И если хоть одна вдруг да долетит, мало не покажется...
          Но как-то ещё интересно, а что это вы терминал именно на Кунашир прочите? Чем он вам для этого так приглянулся? smile
          1. +1
            10 февраля 2019 04:15
            -Для российского терминала ...-именно Кунашир более всего подходит... -Это крупный остров и ближе всех к Японии находится ... -Кто владеет Кунаширом...-тот владеет и всей Курильской грядой...
            -Да и вообще... -Вот есть русская сказка (А.С.Пушкин) "О попе и работнике его Балде"... -Как он (Балда) там "верёвкой море морщил" и достиг своей цели и тд... -Хахах...
            -Эту сказку Пушкин для потомков написал... -Вот и России стоит только хотя бы начать на Кунашире газопроводом "море морщить"... -так сразу во всей Японии в эту же весну облетят все розовые лепестки с её сакур... -сразу завянут все японовские маниловские мечты... -Хахах... -И Япония начнёт воспринимать Россию всерьёз...
            -Да и всему миру пора начинать принимать Россию всерьёз... -А для этого России просто необходимо координально поменять свою внешнюю (да и внутреннюю) политику...
            -У Балды надо начинать России учиться.., а не у Сороса...
            -У США уже появился свой "Балда"... -это Трамп... -Вот и России пора своего заводить...-Хахах...
  11. +1
    9 февраля 2019 20:38
    Цитата: vladimirasha
    Перед развалом СССР Горбачев со товарищи так же золото продавал.Выбрасывал на рынок столько золота что перенасытили его.А СКОРЕЕ ОН ЭТО СДЕЛАЛ ПО СОВЕТУ ПАРТНЕРОВ не зря же ему Нобелевскую премию ПОДАРИЛИ фонд организовали.А китайцев винить не за что у них свой собачий интерес.И себе в убыток они торговать не будут -вот так то.Скорее всего это наши дельцы наторговали -им наплевать что убыток государству как советовал ГОСДЕП.

    верно сказано, на этот случай есть русская пословица " не чего на зеркало пенять коли рожа не вышла".
  12. -1
    9 февраля 2019 22:12
    Ой. ой, ёёй! Усё пропало........задолбали......
  13. +1
    10 февраля 2019 00:34
    Газпрому надо ориентироваться на внутренний рынок, у нас пол страны топится дровами. А предприятия, кто электричеством, кто углем. Автотранспорт вообще им не интересен, зато труба в Европу и в Турцию, а они вам санкции или наши самолёты сбивают. У нас автосервисы, гаражи, склады, отапливают кто чем, потому, что подвести газ не реально. А в подведении газа должен быть заинтересован поставщик. А они от нас требуют подвести, согласовать, установить счётчики, а потом ещё нам, втридорога продать газ. Это всё ровно, что купите мне машину, а я вам буду оказывать услуги по перевозке грузов.
    1. 0
      10 февраля 2019 06:49
      Не забывайте, в отличии от всего мира, Россия лидер по взрывам газа.