Как заставить российские планирующие авиабомбы лететь точнее и дальше
Судя по ряду данных, на фронте произошло некоторое снижение темпов наступления ВС РФ, а местами даже имели место контратаки ВСУ. С чем же это может быть связано и есть ли пути решения объективно имеющихся проблем?
УМПК – всё?
Секретом Полишинеля является то, что важнейший вклад в отражение украинского наступления 2023 года и в относительный успех российского контрнаступления 2024-го внесла наша авиация, широко применяющая авиабомбы с модулями коррекции планирования.
Последние позволяли сбрасывать боеприпасы без захода самолетов в зону поражения ЗРК среднего радиуса, пробивая бетонированные долговременные укрепления и перепахивая полевые. Непрерывно росла мощь «окрыленных» авиабомб – 500 кг, 1500 кг, 3000 кг! УПАБы стали самой настоящей палочкой-выручалочкой для российской пехоты, обеспечив ей значительное преимущество перед украинской.
Но, к сожалению, бесконечно это продолжаться не могло. В конце февраля 2025 года известный авиаблогер Fighterbomber опубликовал в своем телеграм-канале пост тревожного содержания:
Век божественных УМПК оказался недолог. Собственно, о том, что нужно готовиться к тому, что враг найдет противодействие УМПК, и надо работать на упреждение, я писал давным-давно. За много лет до СВО. Однозначно УМПК свою огромную роль сыграли и буквально спасли ВКС от огромных потерь, но ничто не вечно под Луной, и люди – такие существа, которые очень хотят жить и для своего выживания делают все возможное.
Как утверждает отставной военный летчик, несмотря на сохранение частоты боевых вылетов ВКС РФ, значительно снизилась эффективность поражения целей из-за противодействия украинской РЭБ:
Они не попадают. Все системы спутниковой коррекции официально покинули чат. И наши рэбманы, и, конечно же, украинские научились в портативные и мобильные станции РЭБ, которыми утыкали всю ЛБС с обеих сторон и сделали коррекцию всех систем всех боеприпасов (не только УМПК), основанных на спутниковой навигации, бесполезными. Точно так же, как потихоньку выходят в сад дроны, управляемые по радио. Да, по площадным целям типа заводов, фабрик, городов одиночный УМПК, конечно, попадет. Но на ЛБС таких целей нет.
По мнению авиаблогера, теперь для гарантированного поражения одной цели на ЛБС необходимо применить от 8 до 16 боеприпасов в так называемом залповом бомбометании. Информация весьма тревожная и требующая осмысления, поскольку, если она верна, то основное преимущество ВС РФ в виде «безлимитных» УПАБов от ВКС РФ утратило свою эффективность и возможности противоборствующих сторон сравнялись.
И что же теперь делать?
Не наш метод?
Сам не унывающий Fighterbomber, в свою очередь, предложил развивать авиационные боеприпасы с лазерной головкой самонаведения с подсветкой от БПЛА, инерциальные системы наведения, а также телевизионные системы наведения и системы передачи данных.
В целом будущее действительно за автономной инерциальной системой наведения. Идея с лазерной подсветкой выглядит простым и эффективным решением, но не лишенным серьезных недостатков, например зависимости от непогоды, задымления местности на поле боя, а также немалой конечной цены УПАБ, которые хороши именно своим сочетанием цена-качество.
Поскольку Россия в деле разработки планирующих авиабомб является догоняющей, хотелось бы обратить внимание на то, как указанные выше проблемы с РЭБ решали признанные лидеры. В частности, Израиль с его семейством высокоточных авиабомб SPICE.
В данном случае, поскольку стоит проблема с поражением множества целей на ЛБС, имеет смысл рассмотреть боеприпас SPICE-250 калибра 250 фунтов (113 кг). В качестве носителей для них в ВВС ЦАХАЛ выступают истребители F-16I Sufa, которые могут нести на подвесе до 16 таких планирующих авиабомб, и F-15E Strike Eagle, способные поднять уже до 28 бомб.
Дальность полета SPICE-250 может достигать внушительных 100 км, КВО у нее менее 3 м, вероятность попадания в цель – 95%. Такая высокая точность поражения при высокой же стойкости к средствам РЭБ противника обусловливаются наличием комбинированной системы управления: инерциальной с GPS-коррекцией (INS/GPS) на среднем участке траектории и электрооптической с автономными алгоритмами сравнения изображения – на конечном.
И вот как это работает. В памяти у боеприпаса забито до 100 изображений потенциальных целей. Авиабомба крепится на пилоне самолета, имеющего канал связи с кабиной пилота-оператора, который выбирает из списка цель и вводит координаты ее возможного нахождения. После сброса на заданной траектории полета авиационный боеприпас сам начинает искать свою цель.
Выбор объекта для поражения может осуществляться несколькими способами: визуально из банка данных изображений потенциальных целей либо с привязкой к местности через GPS/INS-наведение, если тепловизионная головка самонаведения не может обнаружить цель из-за визуальных препятствий.
При этом имеется возможность переключения управления планирующей авиабомбой непосредственно на оператора в кабине самолета, который наведет ее на цель на финальной стадии полета через камеру оптической системы наведения. Пресловутый человеческий фактор может сыграть для точности попадания как в плюс, так и в минус.
С учетом тех проблем, с которыми теперь столкнулись ВКС РФ, наиболее целесообразной представляется разработка авиационных боеприпасов с комбинированной системой управления, защищающей их от средств РЭБ. Несмотря на относительно небольшую боевую часть, одновременное применение на ЛБС от 16 до 28 высокоточных авиабомб типа Spice 250 могло бы создать противнику массу неприятных ощущений.
К слову, в версии Spice 250 ER израильская планирующая авиабомба оснащена микротурбореактивным двигателем с внутренним топливным баком JP-8/10, который увеличивает дальность ее полета до 150 км. Это то, что доктор прописал!
Информация