ПД-8 приближает начало массового выпуска обновленных «Суперджетов» и Бе-200
17 марта 2025 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый испытательный полет пассажирского самолета «Суперджет-100» с новейшими российскими двигателями ПД-8. Он находился в воздухе около 40 минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты до 3000 метров, подтвердив все заявленные характеристики.
Стоит отметить, что данный полет стал знаковым событием в истории российского авиастроения, так как ПД-8 ранее поднимался в небо только в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Таким образом, 17 марта можно считать официальным днем «свадьбы» нового двигателя и «Суперджета», если использовать сленг авиастроителей.
Что характерно, уже 21 марта Superjet с ПД-8 совершил свой второй полет, в ходе которого провел в воздухе 2 часа 4 минуты, поднявшись в два с половиной раза выше.
Напомним, что вышеупомянутый лайнер стал первым гражданским крупносерийным самолетом, разработанным в России после распада СССР. Для быстрого выхода на международные рынки было принято решение оснащать его двигателями SaM146 французско-российского производства и другими иностранными комплектующими.
Это позволило быстро получить сертификаты, однако на зарубежных рынках самолет так и не был принят. Одной из причин стали проблемы с двигателем, а именно его горячей частью, которые требовали частого капитального ремонта. После 2014 года начались сложности с поставками импортных комплектующих, а в 2022-м европейцы приостановили действие сертификата.
В то же время еще в 2019 году началась разработка обновленной версии лайнера, в которой требовалось заменить около 40 систем и компонентов, включая авионику, гидравлику, системы управления полетом, электроснабжения, кондиционирования, противопожарной защиты и навигации. Фактически речь шла о создании нового изделия, так как в авиастроении замена даже одного агрегата часто требует полного перепроектирования, новых испытаний и длительной сертификации.
Особое внимание уделялось разработке нового двигателя ПД-8, что является задачей, которая под силу лишь пяти странам мира, включая РФ. Работы над силовой установкой начались в 2020 году, и уже через пять лет двигатель совершил первый полет, что является рекордным сроком по мировым меркам. В новом двигателе применялись технологии и подходы, опробованные на его старшем «брате» ПД-14.
Испытания ПД-8 приближают начало массового выпуска обновленных «Суперджетов», но важно отметить, что этот двигатель даст вторую жизнь еще одному самолету – Бе-200, который является единственным в мире реактивным самолетом-амфибией, способным за 15 секунд взять на борт 12 тонн воды. Его уникальные характеристики делают его незаменимым при тушении лесных пожаров.
До сих пор Бе-200 оснащался двигателями семейства Д-436, разработанными украинской компанией «Ивченко-Прогресс». После разрыва связей с Украиной Россия оказалась в сложной ситуации, но установка ПД-8 на Бе-200 вдохнет в проект новую жизнь.
Информация