Новейший Boeing F-47 может стать куда большим, чем просто истребителем-невидимкой
В 1990-х годах США приняли принципиальное решение: истребитель F-22 Raptor не будет экспортироваться ни при каких условиях. Главной целью было сохранение технологического превосходства, пусть даже в ущерб международному сотрудничеству и гипотетической прибыли. Однако с появлением F-35 подход изменился: программа разработки включала международных партнеров, что привело к существенному распространению самолетов пятого поколения, но также усложнило процесс постройки истребителей и увеличило расходы.
Сейчас, когда президент Дональд Трамп официально объявил о программе F-47 – нового малозаметного истребителя от компании Boeing, который должен стать «центром управления» распределенной боевой системы, встает ключевой вопрос: должны ли США привлекать союзников к этому проекту?
По мнению профессора международных отношений Эндрю Латэма, ответ на этот вопрос – «да, но избирательно». В своем анализе он подчеркивает, что США не должны повторять ошибок прошлого:
Нам не нужен еще один раздутый международный проект. Америке необходим стратегически управляемый высокотехнологичный истребитель, поддерживаемый узким кругом проверенных партнеров.
F-47 – новая эпоха воздушных боев
F-47 станет не просто очередным истребителем, но и многофункциональной платформой управления в сложной боевой среде. Он соединит пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, обеспечит объединение целого массива данных на ТВД и контроль над системами РЭБ предполагаемого противника. Именно поэтому вопрос экспорта приобретает особое значение.
В прошлом решение не передавать F-22 союзникам помогло США сохранить преимущество в воздухе, но оставило без доступа к передовым технологиям даже ближайших партнеров. В случае с F-35 Вашингтон допустил обратную ошибку, пригласив к участию слишком широкий круг стран, что привело к сложностям в эксплуатации и утечкам технологий.
F-47 должен избежать обоих упущений
– отмечает Латэм.
В мире, где даже союзники США выстраивают параллельные связи с Китаем, необходимо выбирать партнеров более тщательно. Открытие программы для всех без разбора было бы ошибкой, но столь же рискованно и полное закрытие доступа.
Кому могут доверить F-47?
По мнению Латэма, США нуждаются в крепком союзе с государствами, которые готовы инвестировать в коллективную безопасность и обеспечивать интеграцию высокотехнологичных боевых систем. В первую очередь это Япония, Великобритания и Австралия – страны, уже участвующие в разработках самолетов шестого поколения. Также среди возможных партнеров он называет Финляндию и Польшу, которые активно развивают сотрудничество с НАТО и рассматривают Россию как потенциальную угрозу.
Вопрос не только в стратегическом союзе, но и в стратегической ценности. Может ли тот или иной партнер внести вклад в разработку самолета? Способен ли он наладить массовое производство компонентов? Готов ли он защищать чувствительные технологии? А самое главное – останется ли он на стороне США в случае будущего конфликта
– задается вопросами эксперт.
Испытание на прочность союзов
F-47 станет не просто очередным боевым самолетом, а тестом для всей системы международного партнерства США. Америке необходимо сохранить технологическое превосходство, а также выстроить надежный альянс государств, способных поддерживать ее военную мощь.
Дональд Трамп инстинктивно понимает необходимость формирования новой стратегии. США больше не могут позволить себе полного доминирования в одиночку. Однако настоящее лидерство – это не только сохранение силы, но и умелое управление союзами
– заключает Латэм.
Таким образом, ключевой вопрос заключается не в том, поступит ли F-47 на международный оборонный рынок, а в том, каким образом это может повлиять на баланс сил в мире на десятилетия вперед.
Информация