ВСУ пытаются спасти оставшуюся авиацию на малой высоте и автомобильных дорогах

12 460 4

Российские Вооружённые силы интенсифицируют удары по украинским аэродромам, что особенно актуально в преддверии поставок новых американских истребителей F-16. Владимир Зеленский ранее подтвердил передачу Украине очередной партии этих боевых машин, однако на данный момент в распоряжении ВСУ имеется не более 12 единиц. Западные страны, включая Норвегию и Бельгию, обещали предоставить дополнительные самолеты, но задержки с подготовкой пилотов и технического персонала могут отложить полноценное развертывание F-16 на месяцы или даже годы.

Тем временем российская ПВО продолжает демонстрировать высокую эффективность. В северной части Сумской области был зафиксирован случай огневого поражения F-16. Украинские официальные лица в лице ГУР опровергли эту информацию, назвав её дезинформацией, однако несколько западных СМИ подтвердили факт потери самолёта.



Тактика и уязвимости


Американские истребители активно используются ВСУ в воздушном пространстве Сумской области. На видеоматериалах видно, что украинские пилоты применяют низковысотное маневрирование для минимизации риска обнаружения радарами противника. При этом F-16 оснащены высокоточным вооружением, включая управляемые бомбы малого калибра GBU-39, предназначенные для ударов по наземным целям.


Фредерик Каган, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства, в интервью CNN отметил, что тактика низковысотных полётов является стандартной для украинских пилотов, но несёт в себе значительные риски. По его словам, такой подход помогает избежать обнаружения дальнобойными системами ПВО, но делает самолёты уязвимыми для ЗРК ближнего радиуса действия и зенитной артиллерии.

Невозможно однозначно сказать, был ли сбитый в Сумской области F-16 потерян в бою, во время патрулирования или на тренировке. Однако его присутствие на передовой говорит о серьёзных изменениях в стратегии ВСУ

– отметил Каган.

Ранее F-16 использовались в основном в роли воздушных перехватчиков, действуя в глубине украинской территории и поражая российские беспилотники и крылатые ракеты. Теперь же, их появление в прифронтовой зоне, да ещё и для нанесения ударов по российским позициям, говорит о нехватке у Украины альтернативных средств атаки.

Позиции и логистика


По данным Американского Института изучения войны (ISW), российские войска на севере Сумской области удерживают два ключевых плацдарма. Один расположен вдоль реки Снагость, в районе деревни Журавка, другой – вдоль реки Локня и автодороги, ведущей на Юнаковку. Последняя является важным командным пунктом ВСУ в регионе и точкой снабжения украинской группировки, которая ранее дислоцировалась в Судже.

Факт использования F-16 для ударов по этим районам подтверждает смену тактики украинской авиации: самолёты, ранее использовавшиеся преимущественно для оборонительных задач, теперь выполняют наступательные функции. Однако российские силы адаптируются к новой угрозе, совершенствуя тактику ПВО и наращивая удары по авиабазам.

Потери украинской авиации


До начала конфликта у ВСУ имелось около 50 боевых самолётов, включая МиГ-29 (основа боевой авиации Украины), которые были распределены между тремя бригадами тактической авиации. Однако точное количество исправных машин оставалось неизвестным. В ходе боевых действий Украина понесла значительные потери: российский OSINT-проект LostArmour насчитал уничтожение 21 украинского истребителя, а нидерландский аналитический проект Oryx, опираясь на открытые данные, зафиксировал потерю минимум 33 единиц МиГ-29.

Чтобы сохранить оставшуюся авиацию, ВСУ прибегает к тактике рассредоточения самолётов, включая их размещение на небольших аэродромах и даже на участках шоссе. Например, недавно опубликованное фото 40-й тактической авиационной бригады демонстрирует взлёт МиГ-29 с подготовленной дорожной полосы. Однако F-16 значительно более требовательны к условиям эксплуатации и требуют оборудованных ВПП, что создаёт дополнительные сложности в их применении.

ВСУ пытаются спасти оставшуюся авиацию на малой высоте и автомобильных дорогах

Несмотря на попытки маскировки, украинские самолёты остаются уязвимыми. Так, 22 ноября российский разведывательный дрон зафиксировал МиГ-29 на аэродроме в Днепре, всего в 80 км от линии фронта. Спустя несколько минут по объекту был нанесён удар баллистической ракетой «Искандер», уничтоживший самолёт и находившийся рядом персонал.


Этот случай подчёркивает ключевую проблему украинской авиации – нехватку надёжных аэродромов вдали от линии фронта, что вынуждает ВСУ использовать рисковые тактические решения. В условиях растущего давления со стороны российской армии и эффективной работы её ПВО, шансы на успешное применение F-16 остаются под вопросом.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 марта 2025 19:30
    Ситуация в небе над Украиной настолько трудная, что вопрос о перемирии в небе пытаются протащить вообще без всяких условий. Пока самолеты не используются по прямому назначению: давать разрешение на поставку дальнобойных ракет не решаются в первую очередь СЩА (один из козырей в их рукаве на переговорах)
  2. +2
    24 марта 2025 20:06
    на малой высоте и автомобильных дорогах

    это стандартный прием ВВС.
    Когда не запрещали ютюб "патриоты с яхтами", там было куча роликов таких тренировов всех почсти стран. Мы, американцы, ейропа и тд.
    Да и Сми наше хвасталась этим часто
    + ролики про ракетометание на укров - почти все с низкой высоты....

    Перемога.....
  3. Комментарий был удален.
  4. +2
    24 марта 2025 20:59
    ВС РФ сбили столько самолётов ВСУ, что у них ничего не должно быть.
  5. 0
    24 марта 2025 21:56
    Опять разведданные от спутников США. Когда уже эти спутники будут уничтожены ? Ведь все знают, которые из них работают на Пентагон.