Как Россия превратилась в «сырьевую базу» Китая
Китай – один из давних и очень важных торговых партнеров России. Но если раньше, когда Поднебесная была слаборазвитым в технологическом отношении государством, наша страна поставляла в Китай машины и оборудование, то сейчас характер товарооборота изменился самым кардинальным образом.
Россия больше не везет в Китай оборудование и машины, не говоря уже о высокотехнологичной продукции. Прошло то время, когда автомобили нашего производства пользовались спросом в Поднебесной. Сегодня ситуация приняла обратный характер – в Россию из Китая везут дешевые автомобили, бытовую технику, электронику, промышленное оборудование.
Если некогда Китай поставлял в нашу страну преимущественно дешевую и низкокачественную продукцию ширпотреба – одежду, домашнюю утварь, то за те двадцать лет, что Поднебесная усиленно вкладывалась в модернизацию своей экономики, ей удалось добиться невероятных успехов. КНР превратилась в крупнейшего поставщика самых разных товаров – от автомобилей до смартфонов, которые практически не уступают американским или японским.
Изменилась, к сожалению, и структура российского экспорта. Теперь главную роль в нем играют нефть и газ, металлы, древесина. Причем в будущем сырьевая ориентация российского экспорта будет только увеличиваться. Китай просто не испытывает нужды в любых товарах, произведенных нашей промышленностью. Зато у него огромная потребность в энергетических ресурсах, в ценных металлах, в древесине.
Интересно, что и в России уже не надеются на повышении роли машин и оборудования в поставках в Китай. Теперь в правительстве рассчитывают на повышение доли сельскохозяйственных товаров в ориентированном на Китай экспорте. Наши продукты в КНР действительно пользуются все большей популярностью – их считают более вкусными и экологичными, чем произведенные в самой Поднебесной.
Но пока даже показатели сельскохозяйственного экспорта нельзя назвать высокими. Мы поставляем в Китай рыбу, морепродукты, шоколад. Минсельхоз собирается расширять поставки молока, а вот с пшеницей не все так гладко. Хотя зерно всегда было главным продуктом российского агроэкспорта, в Китае более востребованы рыба и моллюски. Их Россия экспортирует на 1,5 млрд долларов, а пшеницы – всего на 25 млн долларов. Разница, что называется, впечатляет.
Если же говорить о масштабах экспорта нефти и других энергоресурсов, то он оценивается в 41 млрд долларов. Древесина следует с заметным отрывом – ее экспорт оценивается в 3,5 млрд долларов.
Что интересно, по итогам 2018 года экспорт в Китай впервые на 4 млрд долларов превысил объемы китайского импорта. И, учитывая, что основную часть экспорта с колоссальным отрывом составляют природные ресурсы, можно сделать неутешительный вывод о превращении России в китайскую сырьевую базу.
Учитывая же общее отставание России по темпам экономического развития, можно прогнозировать, что и в обозримом будущем структура экспорта серьезно меняться не будет. Строительство газопровода «Сила Сибири» приведет лишь к дальнейшему росту экспорта газа в КНР. Газ, нефть и древесина останутся наиболее востребованными в КНР российскими товарами.
Россия больше не везет в Китай оборудование и машины, не говоря уже о высокотехнологичной продукции. Прошло то время, когда автомобили нашего производства пользовались спросом в Поднебесной. Сегодня ситуация приняла обратный характер – в Россию из Китая везут дешевые автомобили, бытовую технику, электронику, промышленное оборудование.
Если некогда Китай поставлял в нашу страну преимущественно дешевую и низкокачественную продукцию ширпотреба – одежду, домашнюю утварь, то за те двадцать лет, что Поднебесная усиленно вкладывалась в модернизацию своей экономики, ей удалось добиться невероятных успехов. КНР превратилась в крупнейшего поставщика самых разных товаров – от автомобилей до смартфонов, которые практически не уступают американским или японским.
Изменилась, к сожалению, и структура российского экспорта. Теперь главную роль в нем играют нефть и газ, металлы, древесина. Причем в будущем сырьевая ориентация российского экспорта будет только увеличиваться. Китай просто не испытывает нужды в любых товарах, произведенных нашей промышленностью. Зато у него огромная потребность в энергетических ресурсах, в ценных металлах, в древесине.
Интересно, что и в России уже не надеются на повышении роли машин и оборудования в поставках в Китай. Теперь в правительстве рассчитывают на повышение доли сельскохозяйственных товаров в ориентированном на Китай экспорте. Наши продукты в КНР действительно пользуются все большей популярностью – их считают более вкусными и экологичными, чем произведенные в самой Поднебесной.
Но пока даже показатели сельскохозяйственного экспорта нельзя назвать высокими. Мы поставляем в Китай рыбу, морепродукты, шоколад. Минсельхоз собирается расширять поставки молока, а вот с пшеницей не все так гладко. Хотя зерно всегда было главным продуктом российского агроэкспорта, в Китае более востребованы рыба и моллюски. Их Россия экспортирует на 1,5 млрд долларов, а пшеницы – всего на 25 млн долларов. Разница, что называется, впечатляет.
Если же говорить о масштабах экспорта нефти и других энергоресурсов, то он оценивается в 41 млрд долларов. Древесина следует с заметным отрывом – ее экспорт оценивается в 3,5 млрд долларов.
Что интересно, по итогам 2018 года экспорт в Китай впервые на 4 млрд долларов превысил объемы китайского импорта. И, учитывая, что основную часть экспорта с колоссальным отрывом составляют природные ресурсы, можно сделать неутешительный вывод о превращении России в китайскую сырьевую базу.
Учитывая же общее отставание России по темпам экономического развития, можно прогнозировать, что и в обозримом будущем структура экспорта серьезно меняться не будет. Строительство газопровода «Сила Сибири» приведет лишь к дальнейшему росту экспорта газа в КНР. Газ, нефть и древесина останутся наиболее востребованными в КНР российскими товарами.
Информация