Создаст ли Россия сверхзвуковой гражданский самолет?

Россия – великая держава, но с современной гражданской авиацией дела у нашей страны обстоят далеко не так, как хотелось бы. Сам президент Владимир Путин не раз обращал внимание на необходимость создания российского сверхзвукового пассажирского самолета.




Во время недавнего визита в Казань, где глава государства ознакомился с результатами модернизации сверхзвукового ракетоносца Ту-160 на Казанском авиационном заводе, Путин снова вернулся к теме сверхзвуковой гражданской авиации:

Нам сейчас нужно вернуться к сверхзвуковому пассажирскому движению. Надо об этом подумать… Так почему не создать сверхзвуковой пассажирский самолет?


На самом деле, сверхзвуковой гражданский самолет был разработан еще полвека назад – в Советском Союзе. В 1960-е годы КБ имени Туполева разработало сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Именно этот самолет пятьдесят лет назад, в 1969 году, преодолел звуковой барьер на высоте в 11 тысяч метров. Знаменитый сверхзвуковой лайнер Concorde, кстати, полетел в том же году. Но Советский Союз, получается, стал пионером в сфере гражданской сверхзвуковой авиации.

Однако Ту-144 как гражданский самолет не пролетал и десяти лет. В 1978 году сверхзвуковые пассажирские рейсы были отменены. Судя по всему, главной причиной такого решения стала финансовая нерентабельность подобных рейсов. Билеты на них стоили в полтора раза дороже обычных, поэтому большая часть пассажиров предпочитала летать «по старинке».

Прошли десятилетия и ситуация в стране изменилась. Нет, граждане богачами не стали, но появилось большое количество компаний, которые вполне могли бы использовать сверхзвуковой самолет в своих целях. Об этом, кстати, говорил и сам президент Путин.

В 2018 году в Минпромторге России даже рассказали об ожидаемом спросе на сверхзвуковые гражданские самолеты. Он может составить до тридцати самолетов. И это – не столь маленькие показатели, особенно если учитывать, что ориентировочная стоимость одного такого воздушного судна составляет 100-120 миллионов долларов.

Впрочем, спроектировать и построить даже экспериментальный образец сверхзвукового самолета не столь просто. По словам специалистов из Объединенной авиастроительной корпорации, на выполнение подобной задачи может уйти семь–восемь лет.

Быстрее дело может пойти в том случае, если попытаться переделать под нужды гражданской авиации военный Ту-160. Однако сертифицировать «бывшего военного», вдруг ставшего «штатским», будет очень проблематично. Поэтому целесообразнее все же начать разработку и создание нового сверхзвукового самолета для гражданских нужд «с нуля».

Между тем, даже сейчас сохраняется главная проблема сверхзвуковых самолетов – их дороговизна. Обслуживать такие самолеты дорого и проблематично, поэтому коммерчески выгодными они вряд ли станут. Да и испытывать такие самолеты весьма сложно.

Исключение может составить деловая авиация, точнее – т.н. «частные самолеты». В мире довольно много богатых людей, которые не пожалеют средств на то, чтобы летать быстрее звука. Вполне возможно, что производить небольшое количество сверхзвуковых самолетов на экспорт России было бы выгодно. И покупатели бы нашлись, например – в лице элиты «нефтяных монархий» Персидского залива.
Использованы фотографии: https://airplane-pictures.net
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

1 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей Латышев (Серж) 18 февраля 2019 09:56
    +1
    • 1
    • 0
    Очередная обещалка. Не создаст. Очень дорого. Нет инфраструктуры. 1-2 золотых по весу, чтоб олигархи летали? так у них свои, частные.