Были ли шансы сохранить? Почему орбитальную станцию «Мир» все же затопили

2 514 0

Орбитальная станция «Мир» стала символом советской космической мощи и рекордсменом по продолжительности работы в условиях невесомости. Рассчитанная на 5 лет эксплуатации, она прослужила целых 15, но в 2001 году была сведена с орбиты.

Это решение до сих пор вызывает споры: была ли гибель станции неизбежной или у нее оставались шансы на спасение?



К моменту затопления объект представлял собой сложный организм из семи модулей общей массой 130 тонн. Но за впечатляющими цифрами скрывались и накопившиеся не менее масштабные проблемы.

К 2000 году из 24 гиродинов (устройств для ориентации станции) работали лишь 8. Система терморегуляции едва справлялась – температура в отсеках порой достигала 50 °C. Из 168 аккумуляторов 40% полностью вышли из строя, а остальные работали с перебоями.

В то же время финансовый кризис 1990-х превратил эксплуатацию станции в постоянную борьбу за выживание. Бюджетные ассигнования сократились с порядка 600 миллионов долларов в 1989 году до 6 миллионов в 1991-м. Попытки привлечь иностранные инвестиции лишь ненадолго отсрочили неизбежное. Даже соглашение с NASA по программе «Шаттл-Мир» (1993-1998 гг.), принесшее 700 миллионов долларов, не смогло кардинально улучшить ситуацию.

В свою очередь, технические проблемы усугублялись с каждым годом. В 1997 году грузовой «Прогресс» протаранил модуль «Спектр», повредив солнечные панели и вызвав разгерметизацию. Этот инцидент лишил станцию 40% энергоснабжения.

Годом ранее пожар, вызванный неисправной кислородной шашкой, едва не привел к катастрофе – пламя бушевало 14 минут, заполняя отсеки едким дымом.

К 2000 году содержание «Мира» требовало 200 миллионов долларов ежегодно – неподъемная сумма для российской космической отрасли, одновременно участвовавшей в строительстве МКС. Попытки найти частных инвесторов, включая проект орбитальной киностудии, не увенчались успехом.

Последний экипаж в 2000-м провел на станции два месяца, устраняя неисправности, но даже их усилия не могли вернуть объекту былую надежность.

Решение о затоплении принималось на фоне тревожных прогнозов. Расчеты показывали, что к 2003 году контроль над станцией мог быть полностью потерян, что создавало угрозу ее неконтролируемого падения. Для безопасного сведения с орбиты использовали грузовой «Прогресс М1-5», который в три этапа скорректировал траекторию падения обломков в безлюдный район Тихого океана.