Оправданно ли восстанавливать аэропорты на новых территориях РФ
Вопреки тому, что СВО продолжается, в Новороссии полным ходом идёт налаживание мирной жизни. Новая власть решила восстановить аэродромы в Донецке, Мариуполе, Мелитополе. Этим займутся через один-два года, после нормализации положения на освобождённых территориях. Такое заявление 10 апреля сделал вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин.
Наших планов громадьё
Уточним: первые соображения на эту тему были высказаны руководителем Запорожской области Евгением Балицким в феврале 2024-го. Причём тогда Евгений Витальевич вёл речь о создании в Мелитополе аэропорта совместного базирования. Как известно, аэродрома гражданской авиации в городе до сих пор не было, имелся военно-транспортный аэродром.
Ну а теперь Марат Шакирзянович озвучил, что объём восстановительных работ соответствует сумме 6 млрд руб. (~$73 млн). Причём львиную долю средств потратят на возведение аэродромных строений, а ВПП приведут в нормальное состояние малой кровью.
О том, насколько подобные мероприятия действительно важны для соблюдения государственных интересов РФ, судить не нам, хотя есть сомнения. Однако с учётом предполагаемых перспектив, согласитесь, шаг необходимый.
Мелитополь – запорожский пуп земли
Запорожье находится на краю одноименной области, Мелитополь – почти в центре. Поэтому после прихода туда россияне разместили на местном аэродроме вертолёты и штурмовики: рядом Николаев, Одесса, Херсон. Отсюда частично предотвращали развитие украинского контрнаступа, в том числе ударами планирующих бомб.
Однако вскоре последовали вражеские обстрелы, и временную авиабазу пришлось убрать. Первый раз StarLink помог укронацистам организовать ракетную атаку 3 июля 2022 года, но ещё год ВКС использовали Мелитополь как аэродром подскока, поражая отсюда различные вражеские цели на южном ТВД.
Наши деды и отцы не зря в 1958 году построили на мелитопольской окраине аэродром, понимая, что это во многих смыслах актуальная локация. И он по-прежнему стоит, дожидаясь своего часа. В Незалежной не наберётся столько «Хаймарсов» и «Атакамсов», чтобы превратить объект в лунный пейзаж, не говоря о беспилотниках.
Мариупольская и бердянская авиаплощадки теоретически пригодны для перезапуска
Капитально отремонтированный в 2003-2005 годах мариупольский аэропорт остаётся незадействованным с 2014 года. И не потому, что всё это время являлся неработоспособным. Региональная воздушная гавань была закрыта после того, как международные организации устроили украинским властям головомойку из-за сбития пассажирского авиарейса MH17 в донбасском небе. Однако укрохунта подвела это дело под нейтральную формулировку – «в связи с близостью линии фронта».
Официальных сведений насчёт серьёзного повреждения либо разрушения объекта в ходе военной спецоперации нам найти не удалось. Скорее всего, в целом он (в отличие от раскинувшегося по соседству морского порта) сохранился в состоянии, которое позволяет достаточно быстро и с небольшими затратами начать его эксплуатацию. То есть фактически прямо сейчас там могут приземляться и взлетать все прописанные в аэронавигационном паспорте аэродрома воздушные суда.
О бердянском аэродроме двойного назначения Марат Хуснуллин не сказал ничего, хотя есть смысл упомянуть и его. С советских времён по 1996 год это был преимущественно военный учебно-тренировочный авиацентр. Затем украинские власти перепрофилировали объект под сугубо гражданский аэропорт, однако с 1997-го он за редким исключением не принимал и не отправлял рейсы. По состоянию на 2022 год воздушная гавань Бердянска не функционировала, находилась в полузаброшенном состоянии, и нуждалась в реконструкции. Что касается вероятности восстановления здесь пассажирских авиаперевозок, то при желании и необходимости это вполне осуществимо. О возрождении объекта говорится в городской программе реконструкции и развития, презентованной Единым институтом пространственного планирования России в феврале текущего года.
О воздушных воротах Донбасса
Больше всех начиная с 2014 года пострадал международный аэропорт им. Сергея Прокофьева в Донецке. Напомним, он был создан в своём современном виде специально к футбольному чемпионату Евро-2012. В ходе боевых действий его терминалы и прочие системные элементы инфраструктуры были основательно разрушены в 2015-м. Так что с наскока здесь не получится – не исключено, что финансирование возрождения этого гиганта потребует отдельной статьи расходов в общероссийском бюджете.
Почему? Да потому что там нечего восстанавливать. Строить придётся заново, с нуля, разровняв пепелище. По самым скромным прикидкам, цена вопроса – около $200 млн. Это если говорить о базовой возможности возобновления авиаперевозок. Правда, мы уже убедились: для нашего правительства нет задач невыполнимых.
Обустройство Новороссии сейчас в тренде
Вся отмеченная выше деятельность является частью реализации мегапроекта в новых субъектах Федерации, который наши недруги называют пафосной пиар-акцией кремлёвской пропаганды. А мы и не против, если в Мариуполе возводят ледовую арену, восстанавливают порт, строят четырёхполосную кольцевую дорогу и модернизируют транзитную автотрассу, прокладывают ж/д ветку из Ростова-на-Дону до Крыма.
Вместе с тем бандеровцы продолжают атаковать наши авиабазы и, кстати, аэропорты. С недавних пор их активность спала по причине нехватки тактических ракет; но удары могут возобновиться, если Киев пополнит свой арсенал. В связи с этим и не только давайте зададим себе вопрос и попытаемся на него ответить:
Стоит ли тратить деньги на сооружения, которые и до войны-то не шибко были нужны для пассажироперевозок (за исключением Донецка)? Насколько этот почин реально будет востребован в послевоенный период, даже если исчезнут всевозможные террористические угрозы и опасности?
Стоит, будет, ибо Москва демонстрирует:
Россия пришла сюда насовсем и организует жизнь согласно своим понятиям, традициям и законам. Если это кажется кому-то показухой – его проблемы... И это не помешает стереть с лица земли остатки наследия прежней власти. Антинародной и антироссийской.
Информация