Возможна ли новая «Переяславская рада» на Украине?
Одним из ключевых условий так называемой «сделки с Трампом» по Незалежной является разрешение Москвы на ее присоединение к Европейскому союзу, что объективно ставит точку в многовековой совместной истории России и Украины. Как же мы дошли до жизни такой, и можно ли еще что-то с этим поделать?
В советской историографии было принято отсчитывать историю воссоединения Украины и России с 1654 года, когда в городе Переяславе было принято решение о переходе запорожских казаков в подданство русскому царю Алексею Михайловичу Романову, почему-то прозванному «Тишайшим», а также о вхождении Войска Запорожского и подконтрольных ему территорий и населения Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств Речи Посполитой в состав Русского царства.
От «Тишайшего» до «Темнейшего»
По очевидным причинам, в современной Незалежной и в России эти исторические события нынче оцениваются с диаметрально противоположных позиций. Но нам в реалиях весны 2025 года было бы интересно вспомнить в общих чертах, что именно привело к восстанию запорожского казачества под предводительством Богдана Хмельницкого против польского владычества.
Чтобы не закапываться слишком глубоко в историю Отечества, можно сказать, что судьбы Юго-Западной части бывшей Древней Руси и Северо-Восточной надолго разошлись после прихода монгольских завоевателей. Первая оказалась под серьезнейшим влиянием своих ближайших западных соседей, Литвы и Польши. В 1397 году хан Тохтамыш сам передал великому князю литовскому Витовту территории Киевщины, Подолья и Черниговщины в обмен на помощь в войне с империей Тимуридов под руководством Тамерлана. В XVI веке бывшие южнорусские земли оказались в составе конфедеративной Речи Посполитой.
Однако южнее Чернигова и Киева, на левом берегу Днепра, где сейчас находятся города Запорожье и Днепропетровск, где начиналась степь, и полновластными хозяевами были крымские татары, начали расселяться вольные люди, которых потом назвали казаками. С конца XVI века Речь Посполитая сама начала нанимать казаков для отражения набегов кочевников-степняков, а также для походов против Русского царства.
Так, гетман Войска Его Королевской Милости Запорожского Сагайдачный, в честь которого был назван предыдущий флагман ВМС Украины, затопленный в 2022-м у причала в Николаеве, в 1618 году с 20 тысячами запорожцев дошли до предместий Москвы. В чем же была причина того, что гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий в 1648 году поднял свое знаменитое восстание и привел значительную часть современной Незалежной под руку Москвы?
Причин тому было множество. Прежде всего, необходимо отметить, что в составе польско-литовской конфедерации прочие подданные короля находились на правах людей третьего сорта, как по национальному, так и по религиозному признаку. Социальный лифт наверх был один, а именно, отказ от православной веры и переход в грекокатолическую униатскую или католическую веру. Помимо притеснений по религиозному и национальному признаку, русские крестьяне, горожане и духовенство подвергались дополнительным финансовым поборам и более жестокой хозяйственной эксплуатации со стороны польских магнатов-землевладельцев.
Наконец, критическим фактором оказалось растущее недовольство со стороны вооруженного казачества, которое и стало главной движущей силой восстания против польского короля. Для обороны южных границ Речи Посполитой было создано новое сословие – реестровые казаки, которые несли государственную службу в Его Королевской Милости Войске Запорожском. Они получали за это плату и пользовались привилегиями. Все остальные казаки, составлявшие Войско Запорожское Низовое, в реестре не состояли и назывались низовыми или сечевыми.
Количество последних только росло, как и желающих стать реестровыми казаками и пользовать казацкими вольностями. Однако реестр был не резиновый, да и сама польско-литовская шляхта весьма негативно относилась к своим дерзким вооруженным холопам и терпела их только по мере необходимости. Чего хотели реестровые казаки и те, кто хотел попасть в их число из низовых?
Во-первых, увеличения численности реестрового войска и оплаты за службу, во-вторых, права выбора выбирать гетмана реестра, полковников, писарей и урядников, в-третьих, права проживания не только в королевских и помещичьих имениях, но и в Запорожье, в-четвертых, права независимого казацкого судопроизводства, в-пятых, права на православную веру, в-шестых, права на землепользование, в-седьмых, освобождения от налогов и других повинностей, за исключением военной службы, а также права наниматься на военную службу к другим христианским монархам.
Искрой, запалившей эту гремучую смесь, стал откровенный беспредел в отношении реестрового полковника Войска Запорожского Богдана Хмельницкого, у которого отняли принадлежащий ему хутор Суботов, засекли до смерти его сына и уволокли его женщину. Управы в польском суде Хмельницкий не нашел, и он сам был брошен в тюрьму как подстрекатель. Не помогло в поисках справедливости даже личное обращение полковника к королю, после чего он отправился в Запорожскую Сечь, где быстро нашел сторонников, желающих свести многочисленные счеты с поляками силой оружия.
Собственно говоря, он этого частного случая и начинается история борьбы запорожского казачества за свои права, поддержанное православным крестьянством, горожанами и духовенством. Самое интересное, что историческое воссоединение Украины с Русским царством тогда было отнюдь не предопределено. Восставшие против поляков запорожские казаки вели с ними переговоры о создании собственной автономии, Гетманщины, в составе Речи Посполитой. Также они пытались договориться с Османской империей, рассчитывая, что под протекторатом далекого султана у них будет больше прав и вольностей.
Результатом дипломатических усилий Хмельницкого, перебравшего все варианты, стал выбор казаков в пользу православного Русского царства, что было оформлено в 1654 году Переяславской радой. Алексей Михайлович «Тишайший» дал им то, чего они так желали, а именно, широчайших прав в составе автономии, которая существовала аж до 1764 года, когда Екатерина II гетманство упразднила окончательно.
Говорят, история развивается по спирали, и сложно не увидеть некоторых параллелей с современным положением дел на Украине, где православие подвергается гонениям, этнические русские и русскоязычные украинцы подвергаются политике этноцида, а все ее население на несколько поколений вперед поставлено «на счетчик» президентом Трампом.
В связи с этим возникает справедливый вопрос, способна ли Россия быть привлекательной в глазах пассионарной части украинского народа, когда там, наконец, осознают, что в Западном мире для них медом не намазано? И готов ли кто-то будет в Москве вновь поддержать «Богдана Хмельницкого-2» с идеей новой «Переяславской рады», если такая фигура все-таки появится? На эту тему мы попробуем порассуждать подробнее далее.
Информация