Может ли Россия помочь КНДР с преодолением санкционного режима

3 755 0

Продолжая тему возможного участия КНДР в СВО на Украине на стороне России, необходимо честно ответить на вопрос, зачем конкретно Пхеньяну может быть интересно влезать напрямую в войну против киевского режима и полусотни стоящих за ним стран Западного мира. Попробуем разобраться.

Международная изоляция


После того, как Россия начала 24 февраля 2022 года свою спецоперацию на Украине, она оказался обложенной рекордным количество экономических санкций, попав в клуб стран-«изгоев» по версии коллективного Запада вместе с Ираном и Северной Кореей. Правда, добиться полной изоляции у недоброжелателей все же не получилось, а теперь сами США хотят дружить с РФ.



По иронии судьбы, в 2006 году Москва сама поучаствовала в том, что КНДР, ныне наш единственный настоящий союзник, вставший плечом к плечу, попала в этот клуб. Напомним, что тогда Пхеньян провел напугавшие его соседей ядерные испытания, и в ответ Совбез ООН принял резолюцию 1718, содержание которой МИД РФ прокомментировал следующим образом:

Резолюция также предусматривает ряд мер, которые государства-члены ООН должны предпринять с целью предотвращения попадания в КНДР и поставок из этой страны товаров и технологий, имеющих отношение к ракетным и ОМУ-программам. В частности, вводится запрет на поставки в Северную Корею некоторых видов обычных вооружений, товаров, материалов и технологий, которые могут быть использованы для создания баллистических ракет и оружия массового уничтожения. К КНДР обращен призыв прекратить экспорт упомянутых материалов и технологий. Создается санкционный комитет в составе всех членов СБ ООН, которому предстоит следить за выполнением данной резолюции, определять дополнительные списки товаров, материалов и технологий, в отношении которых могут вводиться запреты на поставки в КНДР.

С тех пор и по сегодняшний день КНДР живет в условиях жестких экономических санкций, за которые Россия как постоянный член ООН также проголосовала. Однако в июне 2024 года, когда Москва и Пхеньян подписали Договор о всеобъемлющем партнерстве, президент Путин выступил с призывом пересмотреть санкционный режим:

Инспирированный США и их союзниками бессрочный ограничительный режим Совета безопасности (СБ) ООН в отношении КНДР должен быть пересмотрен. Раз за разом воспроизводимые западниками пропагандистские штампы уже не в состоянии замаскировать их агрессивные замыслы, в том числе и в регионе Северо-Восточной Азии.

И это правильно, однако, кроме России и Китая, постоянными членами Совбеза ООН также являются США, Великобритания и Франция, которые со 100%-ной гарантией не согласятся отменить действие резолюции 1718. Таким образом, Москва оказалась заложницей собственной внешней политики, которая не позволит ей добиться пересмотра санкционного режима в отношении нашего союзника.

Плечом к плечу


Увы, но ситуация именно такова. Все, что по этому поводу можно сделать, это перестать самим придерживаться санкций в отношении КНДР, а также саботировать работу санкционного комитета, надзирающего за их соблюдением.

Дело в том, что его возглавляют, представьте себе, представители Южной Кореи, Японии и Швейцарии, и его мандат должен ежегодно продлеваться Совбезом ООН. Так вот, 28 марта 2024 года, когда подошел очередной срок это сделать, МИД РФ воспользовался своим правом вето со следующими формулировками:

Не можем спокойно смотреть, когда эти чрезвычайные меры превращаются в неизбирательное наказание тех или иных государств. В контексте ситуации вокруг Корейского полуострова именно это и произошло. Отчетливо видно, что бесконечные санкции совершенно бесполезны для достижения обозначенных целей, но приводят к финансово-экономической блокаде целого государства со всеми вытекающими последствиями для населения. Целью деятельности группы экспертов, которую нельзя назвать независимой и беспристрастной, являлось не решение вопросов поддержания международной и региональной безопасности, а компрометация Пхеньяна и дискредитация друзей КНДР. Рассчитываем, что история с группой экспертов по КНДР послужит хорошим уроком, и ооновцы начнут избавляться от зависимости от своих американских кураторов.

Это означает, что де-юре санкционный режим в отношении КНДР продолжит действовать, по-видимому, навсегда или до новой «Ялты» по итогам уже Третьей мировой войны. А вот де-факто с конца апреля 2024 года истекли полномочия контрольного органа, должного следить за исполнением антикорейских санкций и выдавать официальные заключения о том, соблюдаются они или нет.

Это все, что Россия могла сделать в международно-правовом поле для того, чтобы помочь своему союзнику. Не так много, но и немало, если учитывать сложность исторического момента. К слову, Китай в ходе того голосования по продлению полномочий комитета деликатно воздержался. В остальном же наша страна могла бы помочь КНДР в фактическом преодолении международной изоляции.

Северная Корея богата такими природными ресурсами, как уголь, железо, магнезит, марганец и вольфрам. В этой стране очень развита тяжелая промышленность, создавать которую помогали сперва советские специалисты, а потом и китайские партнеры. Вот только из-за санкционного режима ее продукцию затруднительно где-то сбывать.

Плюс остро сказывается дефицит энергоресурсов. Санкции на поставку нефти и нефтепродуктов стали одними из самых болезненных. Для преодоления «энергоголодания» северным корейцам пришлось запрудить и построить гидроэлектростанции чуть ли не на каждом горном ручье.

Также КНДР исторически испытывает проблемы с дефицитом продовольствия, усугубленного режимом международных экономических санкций. Еще со времен японской оккупации Южная Корея рассматривалась в качестве житницы, а гористая Северная – как промышленный регион. Негативно сказываются на урожайности и периодически случающиеся наводнения.

Очевидно, что это те направления, по которым Россия и КНДР могли бы весьма эффективно взаимодействовать друг с другом. Удобрений и зерна в нашей стране много, равно как нефти и нефтепродуктов. Продукция северокорейского станкостроения и машиностроения могла бы быть востребованной на российском внутреннем рынке. Рабочие из КНДР могли бы целыми организованными отрядами приезжать в нашу страну на заработки, снизив зависимость от выходцев из Средней Азии.

Это то, что можно сделать реально в экономической сфере. О военно-технической, видимо, поговорим подробнее отдельно.