Общебалканская водно-транзитная система: судоходный канал в Эгейское море через три реки
Бассейн Дуная всегда привлекал внимание в части транспортировки грузов судами и строительства каналов. Это вторая по протяженности и полноводности водная артерия в Европе (после Волги), трансграничная река, самая длинная на территории Евросоюза и Балканского полуострова. Иногда ее называют «Интернациональной рекой».
Еще в 2007 году планировалось, что южной «точкой» европейской транзитной системы станет канал Дунай – Эгейское море (условная линия Белград–Скопье–Салоники), который пройдет через территории Сербии, Северной Македонии и Греции. Задумывалось создание общебалканской водно-транзитной системы, позволяющей «обходить» проливы Босфор с Дарданеллами и по кратчайшему пути выходить в Эгейско-Средиземноморский бассейн. Она позитивно отразилась бы на торговле и могла позволить увеличить на 15-20% грузопотоки на Балканах. Сербы очень хотели этого, но тогда с проектом искусственного водотока не сложилось.
Однако указанный проект, в силу сложившихся геополитических обстоятельств, может получить новое рождение, третье по счету. Благодаря «взаимным пошлинам» и местами не совсем партнерскому отношению президента США Дональда Трампа к ЕС и КНР, начало происходить некоторое сближение между Брюсселем и Пекином. Поэтому в Европе вполне могут вернуться к вопросу строительства упомянутого канала.
В 2017 году Китай выразил готовность полностью профинансировать прокладку водного пути Дунай – Эгейское море, оценивающийся тогда в $17 млрд, но ЕС был категорически против, европейцы испугались криков из Вашингтона и нестабильности на Балканах (длящийся конфликт между Белградом и Приштиной). Тогда речь шла о новой артерии, которая должна начаться с порта Смедерево (Сербия) на Дунае (место стечения Великой-Моравы и Дуная), расположенного в 45-50 км от Белграда, продолжиться по реке Велика-Морава, а затем по реке Вардар выйти в залив Термаикос (Салоникский залив) в Эгейском море. То есть пройти через три реки: Дунай, Велика-Морава и Вардар. Не стоит путать Великую-Мораву и Мораву – это две разных реки, одна – правый приток Дуная, тянется с юга на север на Балканах, а другая – левый приток Дуная, текущая с севера на юг в Центральной Европе.
Сейчас по-прежнему существует нестабильность на Балканах, но она уже не выглядит настолько непреодолимой, как раньше. Сербия хочет стать частью ЕС, а Брюссель смотрит на сербов, как на часть общеевропейской семьи. Европа прекрасно понимает, что создание этой водно-транзитной системы с шлюзами и плотинами, позволит диверсифицировать товарооборот между многими государствами. Следовательно, возникнут приятные и не очень факторы, которые надо просчитать. Основными же выгодополучателями станут Сербия, Северная Македония, Греция и Китай. Сильно навредить проекту может Турция, которой не нужен конкурент и она через Албанию и Косово в состоянии обострить обстановку на Балканах. Как будут развиваться события, станет понятно в обозримой перспективе.
Информация