The revival of IL-96: forward to the past

In modern Russia, they increasingly began to talk about the revival of old Soviet aviation projects. Does this make sense?




Challenge to the West

IL-96 is a Soviet passenger wide-body airliner for medium and long-haul airlines, which was designed in the late 80s. In general, this is not an independent development, but the further development of the IL-86, which became the most massive Soviet passenger wide-body aircraft. This, however, is very arbitrary, because the machine did not find much popularity: it was built with a very limited (even by the standards of wide-body aircraft) series of 106 aircraft. The 96th, which was conceived as an analogue of the Boeing 747, also did not become a cult: a total of 30 such aircraft were built.

Last but not least, the notorious orientation of the Soviet aircraft industry to the needs of the military-industrial complex played a role. So, the workload of the Kuibyshev plant (now it is called the Samara Scientifictechnical complex named after N. D. Kuznetsov) by military projects, led to the abandonment of the previously selected NK-56 engine in favor of the PS-90. But if the take-off thrust of the first was 18 kgf, then for the PS-000 it was 90 kgf (there are four engines in the aircraft). This required changes in the design, in particular, to reduce the fuselage.


Needless to say, how difficult is such a task, especially for engineers of the USSR, who were far from leaders in the creation of wide-body airliners.

However, the aircraft has its own advantages. So, during the operation there was not a single serious incident. For comparison, during the operation of the Boeing 747 lost 63 aircraft, including the terrible incident on the island of Tenerife at the airport of Los Rodeos, when almost 600 people died as a result of a collision of two such cars. However, the number of 747s built was approaching the mark of 1600 units, and their widespread exploitation by third world countries was far from always correct.

By the way, now the IL-96 operates only two countries: Russia and Cuba, and the latter has at its disposal only a few of these machines. For Russia, the plane is significant if only because Vladimir Putin flies on it (the special flight detachment "Russia"). This, in general, is not entirely IL-96, but rather, its deep modification, satisfying the highest comfort requirements. Such machines will certainly never appear on regular airlines.


Faithful dear

Back in 2017, Aviation EXplorer wrote that the Aviation Complex named after S.V. Ilyushin and the United Aircraft Corporation signed a contract for development work on the creation of a modernized IL-96-400M passenger aircraft based on the IL-96. They want to extend the fuselage of the new machine by 9,65 meters, and intend to use the PS-90A1, a more powerful version of the PS-90A, as the power plant. The goal is to increase fuel efficiency and increase seats for passengers. In total, it is believed that the machine will be able to carry up to 390 people.

Of course, we intend to improve passenger comfort and update electronics. “Serial production of IL-96-400M will be deployed at PAO VASO in Voronezh. In terms of reliability, safety and efficiency, the IL-96-400M is on a par with world analogues. The aerodynamic layout, structure and systems of the aircraft use modern design solutions that provide a high level of safety and economy of the aircraft in operation. The terms of the contract include the manufacture of a prototype Il-96-400M aircraft for flight testing. It is planned that he will fly to the sky for the first time in 2019, ”the company said.

A small step for the country, a big one for aircraft construction

Recently, or more precisely - in December last year - the press service of the United Aircraft Corporation said that the creation of the first prototype of the IL-96-400M would require more than ten billion rubles. Specifically, for the manufacture of the aircraft, 7,6 billion rubles will be required, and another 900 million is needed for the development of the design documentation for the airliner in electronic form and design documentation for avionics and interior. By that time, the assembly of the elements of the first Il-96-400M had already begun at the Voronezh Aircraft Building Plant. And at the end of December it was reported that flight tests of the deeply modernized IL-96-400M airliner could begin in 2020.


“If you really upgrade the IL-96, you get a model that is quite comparable with some Boeing and Airbus,” said Yury Sytnik, Honored Pilot of Russia. However, all these plans, frankly, look too ambitious. The point is not only in the probable postponement of the trial of the first IL-96-400M. Do not forget that Russia is now developing, in cooperation with China, a completely new CR929 wide-body long-range aircraft. Its first flight is scheduled for 2021-22. The expected cost of developing a machine, according to experts, can reach a very immodest $ 20 billion. Even the fact that China took over 50% of the costs does not make the situation simple.

At the same time, the flight range of the new CR929 aircraft will be about 12 thousand kilometers, which will allow it to be used on many long-haul routes. Thus, with the structural differences between the IL-96 and CR929, their tasks may overlap, which means that customers will have to choose. In principle, in such conditions there is not much much point in resuming production of the old Soviet machine (albeit with new engines). Of course, the IL-96-400M can be used for a narrow circle of customers, but there is absolutely no reason to believe that the car will be a commercial success. Here you can recall the giant European Airbus A380, which, due to its high cost and technical complexity, received very limited demand: just over 200 cars have been built today.


Speaking quite simply, the niche that the IL-96-400M should occupy is not clear. Something similar, by the way, happened with the Sukhoi Superjet 100, which someone called "too big", and someone - "too small." Finally, if Russia has embarked on the design of new modern machines, such as the MC-21 and CR929, then why revive old projects, which, moreover, haven’t been shot before?

Perhaps the only reason for reconstructing the IL-96 is to support the Voronezh plant. The same one that was previously produced by the Ukrainian-Russian An-148, but now is left with nothing. But just how appropriate are such practices in the XNUMXst century, subject to fierce competition among aircraft manufacturers? Most likely, we will see a real revival of the domestic aircraft industry only when (and if) the United Aircraft Corporation finally learns how to count money. After all, the budget is not unlimited, and oil excess profits in the foreseeable future are not expected.
  • Author:
  • Photos used: https://www.avsim.su
24 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.
I have an account? Sign in
  1. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) 15 February 2019 09: 23
    +3
    Il well done. On the one hand, it’s needed. On the other hand, there are too many Rogozins and Medvedevs with their breakthroughs. "Bolivar" does not vytenat so many
    1. hydrox Offline hydrox
      hydrox (hydrox) 16 February 2019 09: 48
      +5
      Superficial little article: the fact is that the sanctioning policy of the globalists has gone wrong, which means that Russia at one fine moment can remain GENERALLY without passenger aviation - but do we need this?
    2. Bobo Offline Bobo
      Bobo (BoBot Robot - Free Thinking Machine) 18 February 2019 14: 42
      0
      Russia desperately needs a wide-body aircraft of purely Russian production! And Airbus and Boeing - go!
  2. A.Lex Offline A.Lex
    A.Lex (Secret information) 15 February 2019 19: 18
    +7
    A country oriented towards "partnership relations" in aircraft and engine building will never be an aviation power. As we all managed to see, in the event of sanctions from such "partners", the industry of certain areas can calmly "lie down" and die. And what is most interesting - all these sanctions are nothing more than a lie (aimed at eliminating current or future competitors) and all these songs about free competition are nothing more than the same lie! It is no secret long ago that the SOVIET aircraft industry was destroyed Americans, because it was a direct competitor to the amer and European aviation concerns (the same Boeing and Airbus ... Boeing is bigger). And the "reasons" for which the aircraft industry of the USSR was destroyed were false (such as noise, not efficiency, futility and backwardness in technology). In general, all Western politics and economics are built on lies and robbery. The explanation for this is simple - they consider the whole world to be their colony, and the colonies are supposed to plunder - God told them so. At the same time, they do not forget to export high-class specialists and technologies from "backward" countries (they are also backward ones).
    We conclude:
    If our state does not want to one day be near imported aircraft that cannot take off (there are no spare parts, there is no software ... nothing) because of the sanctions, then it MUST recreate its aviation industry, and not rely on a neighbor. "Neighbor" at one point may also impose sanctions (and why is China better than amers in this? It will be necessary - and we will have the same sanctions). The state (if it understands that in the EXISTING world there are no allies, let alone any "partners" there) must have an industry that provides it with EVERYTHING it needs. And if someone relies on someone else's uncle or "partner", and even more so on some kind of "free hand of the market" (which is a lie from beginning to end), then he is either a stupid woodpecker, or an enemy that lets gullible citizens " dust in the eyes. "
    And yes: investing in LONG-TERM projects is a foresight of the future ... And not immediate benefits.
    .................................................. .............................. like this somehow ............... .........................
    1. Former optimist Offline Former optimist
      Former optimist (Former optimist) 17 February 2019 12: 35
      +2
      Khristenko benefited from the destruction of the aviation industry and not only him. Where do these with clean hands and warm hearts look?
  3. A.Lex Offline A.Lex
    A.Lex (Secret information) 15 February 2019 19: 32
    +5
    I would like to say something else - the state should not be afraid to invest in itself - in the STATE industry, and not in all sorts of “businesses”, which at one fine moment change ownership and are generally exported from the country.
    In my opinion of the amateur, all these songs about the "effective private owner" are ordinary chatter and lies. This refers to the strategic areas of industry. And that’s almost all that was in the country. That’s what was not enough in the Soviet country, it’s the industry that produces “consumer goods” - let this “business” master it. And everything else is only state-owned.
    ... and then the question of personnel arose - the eternal headache of Russia ...
    1. hydrox Offline hydrox
      hydrox (hydrox) 16 February 2019 09: 40
      +3
      Do not invent: the Union never had a "personnel problem", but there were excellent "personnel" in a sufficient number, and the fact that the liberals are not able to reproduce personnel for the people's farm, but this happens because nar.khoz-va is not in nature, but there is ALIEN private property.
      1. A.Lex Offline A.Lex
        A.Lex (Secret information) 18 February 2019 15: 33
        +2
        If, in your opinion, the shots WAS, then why did the USSR not die, why did Russia ALMOST collapse in 97-98? Why do you think there are cadres instead of GDP ... NO ONE? It is uncontested! If there are personnel, where is the replacement for Putin? Why, with SUCH shots, we can’t do anything with the enemies inside the country?
    2. Former optimist Offline Former optimist
      Former optimist (Former optimist) 17 February 2019 12: 37
      0
      The production of consumer goods in Russia is prohibited by law.
      1. Bobo Offline Bobo
        Bobo (BoBot Robot - Free Thinking Machine) 18 February 2019 14: 44
        +3
        Nonsense! Everything was different - from condoms to computers!
  4. DPN Offline DPN
    DPN (DPN) 15 February 2019 20: 48
    +2
    The factory is smaller, the factory is larger, especially the Soviet one, how many of them were closed by Russia. Oil and gas have not yet been removed. Enough for the islands, maybe enough for the planes.
    In 1984, in Sverdlovsk, in Koltsovo, he saw the IL-96-300 seemed a whopper, it was a pity to be in it was not lucky. In general, there was much to be proud of.
    1. Sergey Dmitriev Offline Sergey Dmitriev
      Sergey Dmitriev (Sergey Dmitriev) 16 February 2019 11: 36
      +3
      Indeed, the past was remembered: September 1990, a month I studied the electronic circuits of a three-display computer for IL-96, Tu-204, Il-114. As a KB engineer.
    2. faiver Offline faiver
      faiver (Andrei) 16 February 2019 18: 22
      0
      In 1984, in Sverdlovsk, in Koltsovo, he saw IL-96-300

      - you are mistaken, you could not see IL-84 in 96, then it did not exist yet.
  5. Radikal Offline Radikal
    Radikal 16 February 2019 11: 30
    +3
    Needless to say, how difficult is such a task, especially for engineers of the USSR, who were far from leaders in the creation of wide-body airliners.

    Curiously, is the author of the article a specialist in the field of aircraft manufacturing? winked
  6. Rusa Offline Rusa
    Rusa 16 February 2019 13: 15
    +2
    ... does that make sense?

    Why not? For the domestic economy, our aircraft are an order of magnitude better than foreign, even modernized, Soviet ones. No wonder they say that the new is the well-forgotten old. For example, Aeroflot has up to 90% foreign aircraft fleet.
    How then to train specialists in high technology industry, including civil aircraft industry? The Soviet Union was one of the leading in the world in this industry and will be a great shame if we lose it, especially under the conditions of sanctions.
    Is it worth it to reinvent the wheel for years when the population of the country needs airplanes today and now? Sometimes it comes to the ridiculous: in order to get from one region to another, you need to fly through Moscow.
    And in general, a stupid tendency has appeared, as they start to do something useful, they write right away: who will buy over the hill, how will it be with foreign commerce, etc.
    We must first of all think about our own country, build at least 100-200 airplanes for it, so as not to buy foreign ones for foreign currency, so that air tickets are inexpensive for people, revive our science, and then about profit and commerce abroad.
    1. tigoda Offline tigoda
      tigoda (Zahar) 17 February 2019 20: 57
      +2
      I agree! First fill your market, then dream of a foreign one. And they will not be allowed "by admin. Measures + guests + economic norms" either to Europe or America-Canada.
    2. Bobo Offline Bobo
      Bobo (BoBot Robot - Free Thinking Machine) 18 February 2019 12: 23
      +2
      it is necessary that Russian airlines fly ONLY on Russian planes, and the acquisition of foreign cars - only in exceptional cases!
  7. Valentine Offline Valentine
    Valentine (Valentin) 17 February 2019 12: 29
    +4
    Having lived in Kr. Sever for more than 40 years, in Norilsk, we had a connection with the “mainland” in the summer only along the Yenisei River, but mainly by air. First they flew on Li-2, then on IL-14, then on IL-18, then on Tu-154, and at the end of the 80s Norilsk (Alykel) - Moscow began to fly on IL-86. It was a beautiful aircraft, passenger-friendly, low-noise and quite economical, but in Washington they suddenly found that it was a clear competitor to Boeing and Airbus, and they asked (forced) the bastard Misha Gorbachev to stop production of this wonderful domestic aircraft because of, you see, its energy costs , threatening the world ecology, because of it, threatening the whole world, the hellish noise of engines, and because of its disgusting avionics ...
    And so it was "cut off" for a long time its release and operation, and our liberal shobla and was glad then to push up to our future "partners" what they are doing now, slowing down many innovative projects, otherwise God forbid, we We’ll do some damage to our “friends” from across the ocean.
    1. Bobo Offline Bobo
      Bobo (BoBot Robot - Free Thinking Machine) 18 February 2019 00: 14
      +2
      Needless to say, Misha is an agent of the CIA, and who allowed him to power?
      And by the way, the same thing can happen with the Sino-Russian aircraft. So it's best to have a clean car!
  8. Former optimist Offline Former optimist
    Former optimist (Former optimist) 17 February 2019 12: 32
    0
    With a serious approach: here is a kick to the Chinese, and an easy response to sanctions ... It is worth digging.
  9. tigoda Offline tigoda
    tigoda (Zahar) 17 February 2019 20: 51
    +3
    Keeping skilled and experienced aircraft builders costs much more. A new plant can be built in 5 years, and a QUALIFIED worker will grow up only after 25 years, not earlier. It is very important to retain specialists!
  10. Bobo Offline Bobo
    Bobo (BoBot Robot - Free Thinking Machine) 18 February 2019 00: 11
    +1
    You never know how things will turn out with the teahouses! Maybe they will be forbidden to doodles to teahouses from selling their airplane to Russia solely because of the dirty trick of this people.
    So, just in case, it makes sense to set up production of a purely Russian car, so that in extreme cases, they don't give a damn.
    So go ahead guys!
  11. jury2477 Offline jury2477
    jury2477 (Yuri Vladimirovich) 19 February 2019 19: 52
    +1
    PJSC "Il" on the instructions of the Ministry of Defense developed the tanker Il-96-400TZ based on the cargo modification of Il-96-400T. It was planned that this would be a “clean” tanker with an overhead tank, capable of transferring over 65 tons of fuel at a distance of up to 3,5 thousand km from its base airfield. However, in May 2018, it became known that the military department refused to develop this machine in favor of the Il-78M-90A2 tanker.

    https://aviation21.ru/il-96-400m/

    But in vain, the plane would have its own niche. For the Voronezh Aircraft Plant, there would be substantial support with the upbringing and retention of personnel, but IL-76 (78) is better to build as a truck, which is always lacking.
  12. weddu Offline weddu
    weddu (Kolya) 22 February 2019 01: 11
    +1
    IL-96 from domestic parts. The point is the support and revival of not only VASO, but also hundreds of allied enterprises throughout Russia. They need to revive for something, buy new equipment, somehow return experienced, still remaining personnel to the workshops, sometimes from retirement, so that they can remember how they worked on old projects and details, and the young people have time to learn how to grind and cook. Well, then already undertake new projects. Happen what, where are the details for Superjets and MS-21 we will take? There are more than half of them. All our and imported aviation and the entire remake will be joked ... Only Soviet rubbish from conservation will save.

Возрождение Ил-96: вперед в прошлое

В современной России все чаще стали говорить о возрождении старых советских авиационных проектов. Имеет ли это смысл?





Вызов Западу

Ил-96 является советским пассажирским широкофюзеляжным авиалайнером для авиалиний средней и большой протяженности, который спроектировали в конце 80-х. В целом, это не самостоятельная разработка, а дальнейшее развитие Ил-86, который стал самым массовым советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом. Это, впрочем, весьма условно, ведь особой популярности машина не нашла: ее построили очень ограниченной (даже по меркам широкофюзеляжных самолетов) серией в 106 машин. 96-й, который задумывали как аналог Boeing 747, тоже не стал культовым: всего построили 30 таких самолетов.

Не в последнюю очередь сыграла роль пресловутая ориентация советского авиастроения на нужды оборонно-промышленного комплекса. Так, загруженность Куйбышевского завода (теперь он называется Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова) военными проектами, привело к отказу от ранее выбранного двигателя НК-56 в пользу ПС-90. Но если взлетная тяга первого составляла 18 000 кгс, то у ПС-90 она составила 16000 кгс (всего двигателей у самолета четыре). Это потребовало внесения изменений в конструкцию, в частности, уменьшению фюзеляжа.


Стоит ли говорить, насколько сложной является такая задача, особенно для инженеров СССР, которые были далеко не лидерами в области создания широкофюзеляжных авиалайнеров.

Впрочем, есть у самолета и свои плюсы. Так, за время эксплуатации не было ни одного серьезного инцидента. Для сравнения, за время эксплуатации Boeing 747 потеряли 63 самолета, включая ужасный инцидент на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос, когда в результате столкновения двух таких машин погибло почти 600 человек. Однако и число построенных 747-х приближается к отметке в 1600 единиц, а их широкая эксплуатация странами третьего мира была далеко не всегда правильной.

К слову, сейчас Ил-96 эксплуатирует только две страны: Россия и Куба, причем последняя имеет в своем распоряжении лишь несколько таких машин. Для России же самолет знаковый хотя бы лишь потому, что на нем летает Владимир Путин (специальный летный отряд «Россия»). Это, в общем-то, не совсем Ил-96, а скорее — его глубокая модификация, удовлетворяющая самым высоким требованиям комфорта. Такие машины точно никогда не появятся на обычных авиалиниях.


Верной дорогой

Еще в 2017 году издание Aviation EXplorer писало, что авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина и Объединенная авиастроительная корпорация заключили контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолета Ил-96-400М на базе Ил-96. Фюзеляж новой машины хотят удлинить на 9,65 метров, а в качестве силовой установки намерены использовать ПС-90А1 — более мощную версию ПС-90А. Цель — повышение топливной эффективности и увеличение мест для пассажиров. Всего как предполагают, машина сможет перевозить до 390 человек.

Само собой, намерены улучшить комфорт для пассажиров и обновить электронику. «Серийное производство Ил-96-400М будет развернуто на ПАО ВАСО в г. Воронеже. По показателям надежности, безопасности и экономичности Ил-96-400М стоит на одном уровне с мировыми аналогами. В аэродинамической компоновке, конструкции и системах самолета применены современные конструкторские решения, обеспечивающие высокий уровень безопасности и экономичность самолета в эксплуатации. Условия контракта предусматривают изготовление опытного экземпляра самолета Ил-96-400М для проведения летных испытаний. Планируется, что он впервые поднимется в небо в 2019 году», — заявили в компании «Ил».

Маленький шаг для страны, большой — для авиастроя

Недавно, а если быть точнее — в декабре прошлого года — в пресс службе Объединенной авиастроительной корпорации сообщили, что создание первого опытного образца Ил-96-400М потребует более десяти миллиардов рублей. Конкретно для изготовления самолета потребуется 7,6 миллиардов рублей, а еще 900 миллионов нужно для разработки рабоче-конструкторской документации авиалайнера в электронном виде и конструкторской документации на авионику и интерьер. К тому времени на Воронежском авиастроительном заводе уже начали сборку элементов первого Ил-96-400М. А в конце декабря сообщили, что летные испытания глубоко модернизированного лайнера Ил-96-400М могут начать в 2020 году.


«Если действительно модернизировать самолет Ил-96, то получится модель, вполне сопоставимая с некоторыми Boeing и Airbus», — заявил заслуженный пилот России Юрий Сытник. Однако все эти планы, откровенно говоря, выглядят чересчур амбициозно. Дело не только в вероятном переносе сроков испытания первого Ил-96-400М. Не стоит забывать, что Россия сейчас разрабатывает в сотрудничестве с Китаем совершенно новый широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929. Его первый полет намечен на 2021-22 годы. Ожидаемая стоимость разработки машины, согласно оценкам экспертов, может достичь очень нескромных 20 миллиардов долларов. Даже то, что Китай взял на себя 50% расходов не делает ситуацию простой.

При этом дальность полета нового самолета CR929 составит около 12 тысяч километров, что позволит использовать его на многих дальнемагистральных маршрутах. Таким образом, при конструктивных различиях Ил-96 и CR929, их задачи могут пересекаться, а значит, заказчикам придется выбирать. В принципе, в таких условиях особого смысла в возобновлении производства старой советской машины (пусть и с новыми двигателями) не очень много. Конечно, Ил-96-400М можно будет использовать для узкого круга заказчиков, однако нет ровным счетом никаких оснований верить в то, что машину ждет коммерческий успех. Здесь можно вспомнить и гигантский европейский Airbus A380, который в силу своей дороговизны и технической сложности получил очень ограниченный спрос: всего на сегодня построили чуть более 200 машин.


Если же говорить совсем просто, то ниша, которую должен занять Ил-96-400М, не ясна. Что-то подобное, кстати, вышло и с Sukhoi Superjet 100, который кто-то называл «слишком большим», а кто-то — «слишком маленьким». Наконец, если Россия взяла курс на проектирование новых современных машин, таких как МС-21 и CR929, то зачем возрождать старые проекты, которые, к тому же «не выстрелили» ранее?

Пожалуй, единственный смысл воссоздания Ил-96 — это поддержка Воронежского завода. Того самого, который ранее производил украинско-российский Ан-148, а сейчас остался ни с чем. Вот только насколько уместны такие практики в XXI веке, при условии жесткой конкуренции среди авиастроителей? Скорее всего, реальное возрождение отечественного авиастроения мы увидим лишь тогда, когда (и если) в Объединенной авиастроительной корпорации наконец-то научатся считать деньги. Ведь бюджет не безграничен, а нефтяных сверхдоходов в обозримом будущем не предвидится.
Использованы фотографии: https://www.avsim.su
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей Латышев (Серж) 15 февраля 2019 09:23
    +3
    • 3
    • 0
    Ил молодец. С одной стороны - нужен. С другой стороны - слишком много Рогозиных и Медведевых с их прорывами. "Боливар" не вытенет стольких
    1. hydrox Офлайн
      hydrox (hydrox) 16 февраля 2019 09:48
      +5
      • 5
      • 0
      Поверхностная статейка: дело в том, что санкционная политика глобалистов пошла вразнос, а это означает, что Россия в один прекрасный момент может остаться ВООБЩЕ без пассажирской авиации - а нам это надо?
    2. BoBot Офлайн
      BoBot (Робот BoBot - Свободная Мыслящая Машина) 18 февраля 2019 14:42
      0
      • 0
      • 0
      Россиии крайне нужен широкофюзеляжный самолет чисто Российского производства! А Эрбасы и Боинги - вон!
  2. A.Lex Офлайн
    A.Lex (Секретная информация) 15 февраля 2019 19:18
    +7
    • 7
    • 0
    Страна, ориентирующаяся на "партнёрские отношения" в самолёто- и двигателестроении, никогда не будет авиационной державой. Как мы все успели увидеть, в случае санкций от таких "партнёров", промышленность определённых направлений спокойно может "лечь" и сдохнуть. И что самое интересное - все эти санкции не что иное как - ложь (направленная на устранение конкурентов нынешних или в будущем) и все эти песни о свободной конкуренции не что иное как та же ложь! Не секрет давным давно, что СОВЕТСКУЮ авиапромышленность уничтожали американцы, потому как она была прямым конкурентом авиаконцернам амеров и Европы (тому же "Боингу" и "Аэрбасу"..."Боингу" больше). И "причины" по которым уничтожалась авиационная промышленность СССР были лживые (как то - шумность, не экономичность, бесперспективность и отсталость в технологиях). Вообще вся западная политика и экономика построена на лжи и грабеже. Объяснение этому простое - они считают весь мир своей колонией, а колонии положено грабить - им их Бог так велел. При этом не забывают из "отсталых" стран вывозить высококлассных спецов и технологии (тоже видно отсталые).
    Делаем вывод:
    Если государство наше не хочет в один прекрасный момент оказаться около импортных самолётов, которые не могут взлететь (запчастей нет, программного обеспечения нет...ничего нет) из-за санкций, то оно ДОЛЖНО воссоздать СВОЮ авиапромышленность, а не надеяться на соседа. "Сосед" в один прекрасный момент тоже может ввести санкции (а чем Китай в этом лучше амеров? понадобится - и будут нам такие же санкции). Государство (если оно понимает, что в СУЩЕСТВУЮЩЕМ мире нет союзников, а уж тем более "партнёров" всяких там) должно иметь промышленность, обеспечивающую его ВСЕМ необходимым. И если кто-то уповает на чужого дядю или "партнёра", а уж тем более на какую-то там "свободную руку рынка" (что ложь от начала до конца), то он или дятел бестолковый, или враг, пускающий доверчивым гражданам "пыль в глаза".
    И да: вкладываться в ДОЛГОСРОЧНЫЕ проекты - предвидение будущего...А не сиюминутные выгоды.
    ................................................................................вот так как-то........................................
    1. Бывший оптимист (Бывший оптимист) 17 февраля 2019 12:35
      +2
      • 2
      • 0
      Христенко на пользу пошло уничтожение авиапрома и не только ему. Куда смотрят эти с чистыми руками и горячими сердцами?
  3. A.Lex Офлайн
    A.Lex (Секретная информация) 15 февраля 2019 19:32
    +5
    • 5
    • 0
    Хотелось бы что ещё сказать - государство не должно бояться вкладывать в само себя - в ГОСУДАРСТВЕННУЮ промышленность, а не во всякие "бизнесы", которые в один прекрасный момент меняют собственника и вообще вывозятся из страны.
    На мой взгляд дилетанта все эти песни об "эффективном частном собственнике" - обычная болтовня и ложь. Имеются в виду стратегические направления промышленности. А это почти всё, что было в стране. Вот чего в стране Советской было мало, так это промышленность, производящей товары "народного потребления" - вот это и пусть "бизнес" осваивает. А всё остальное - только государственное.
    ...и тут встал вопрос кадров - вечная головная боль России...
    1. hydrox Офлайн
      hydrox (hydrox) 16 февраля 2019 09:40
      +3
      • 3
      • 0
      Не выдумывайте: в Союзе никогда не было "проблемы кадров", зато отличные "кадры" БЫЛИ, и в достаточном кол-ве, а то, что либералы не умеют воспроизводить кадры для нар.хоз-ва, но так это получается потому, что нар.хоз-ва в природе нет, а есть ЧУЖАЯ частная собственность.
      1. A.Lex Офлайн
        A.Lex (Секретная информация) 18 февраля 2019 15:33
        +2
        • 2
        • 0
        Если, по вашему, кадры "БЫЛИ", то почему тогда не стало СССР, почему Россия ПОЧТИ развалилась в 97-98? Почему, как вы считаете, кадры есть, вместо ВВП ...НИКОГО НЕТ? Он безальтернативен! Если кадры есть - где замена Путину? Почему при ТАКИХ кадрах у нас с врагами сделать ничего не могут внутри страны?
    2. Бывший оптимист (Бывший оптимист) 17 февраля 2019 12:37
      0
      • 0
      • 0
      Производство товаров народного потребления в России запрещено законом.
      1. BoBot Офлайн
        BoBot (Робот BoBot - Свободная Мыслящая Машина) 18 февраля 2019 14:44
        +3
        • 3
        • 0
        Ерунда! Все было свое - от презервативов до компьютеров!
  4. DPN Офлайн
    DPN (ДПН) 15 февраля 2019 20:48
    +2
    • 3
    • 1
    Заводом меньше, заводом больше, тем более советским, сколько их позакрывала Россия. Нефть и газ ещё не перевелись. На острова хватает, может и на самолёты хватит.
    В 1984 году в Свердловске, в Кольцове, видел ИЛ-96-300 громадиной казался, жаль побывать в нём не посчастливилось. В общем, было чем гордиться.
    1. Сергей Дмитриев (Сергей Дмитриев) 16 февраля 2019 11:36
      +3
      • 3
      • 0
      Действительно, прошлое вспомнилось: сентябрь 1990 г., месяц изучал электронные схемы трёх-дисплейного компьютера для Ил-96, Ту-204, Ил-114. Как инженер КБ.
    2. faiver Офлайн
      faiver (Андрей) 16 февраля 2019 18:22
      0
      • 0
      • 0
      В 1984 году в Свердловске, в Кольцове, видел ИЛ-96-300

      - вы ошибаетесь, не могли вы в 84 г. видеть Ил-96, он тогда еще не существовал.
  5. Radikal Офлайн
    Radikal 16 февраля 2019 11:30
    +3
    • 3
    • 0
    Стоит ли говорить, насколько сложной является такая задача, особенно для инженеров СССР, которые были далеко не лидерами в области создания широкофюзеляжных авиалайнеров.

    Любопытно, а сам автор статьи является специалистом в области авиастроения? winked
  6. Руса Офлайн
    Руса 16 февраля 2019 13:15
    +2
    • 2
    • 0
    ...Имеет ли это смысл?

    А почему нет? Для отечественной экономики свои самолеты на порядок лучше, чем иноземные, пусть даже модернизированные, советские. Не зря же говорят, что новое- это хорошо забытое старое. Например , в "Аэрофлоте" парк самолетов до 90% иностранные.
    Как тогда готовить специалистов наукоемкой промышленности, включая гражданское авиастроение? Советский Союз был одним из ведущих в мире в этой отрасли и будет большим позором, если мы ее потеряем, тем более в условиях санкций.
    Стоит ли годами изобретать велосипед, когда населению страны необходимы самолеты сегодня и сейчас. Иногда до смешного доходит: чтобы из одного региона попасть в другой, нужно лететь через Москву.
    И вообще, появилась дурацкая тенденция, как что-то полезное начинают делать, так сразу пишут: а кто купит за бугром, как будет с зарубежной коммерцией и т.д.
    Надо прежде всего думать о собственной стране, построить для нее хотя бы 100-200 самолетов, чтобы не покупать чужие за валюту, чтобы билеты на авиаперелеты были недорогими для людей, возрождать свою науку, а потом уже о выгоде и коммерции за границей.
    1. tigoda Офлайн
      tigoda (Захар ) 17 февраля 2019 20:57
      +2
      • 2
      • 0
      Согласен! Сначала наполни свой рынок, затем мечтай о зарубежном. Да и не пустят "админ. мерами + гостами + эконормами" ни в Европу, ни в Америку-Канаду.
    2. BoBot Офлайн
      BoBot (Робот BoBot - Свободная Мыслящая Машина) 18 февраля 2019 12:23
      +2
      • 2
      • 0
      надо чтобы Российские авиакомпании летали ТОЛЬКО на Российских самолетах, а приобретение иностранных машин - только в исключительных случаях!
  7. Валентин Офлайн
    Валентин (Валентин) 17 февраля 2019 12:29
    +4
    • 4
    • 0
    Прожив на Кр.Севере более 40 лет, в Норильске, у нас связь с "материком" была летом только по Енисею, а в основном самолётами. Сначала летали на Ли-2, потом на Ил-14, потом на Ил-18, потом на Ту-154, а в конце 80-х годов стали летать Норильск (Алыкель) - Москва на Ил-86. Это был прекрасный самолет, пассажировместимый, малошумный и вполне экономичный, но в Вашингтоне вдруг обнаружили, что это явный конкурент Боингу и Аэрбасам, вот и попросили (заставили) подонка Мишу Горбачёва прекратить выпуск этого замечательного отечественного самолёта из-за, видите ли, его энергозатратности, угрожающей мировой экологии, из-за его, угрожающей всему миру, адской шумности двигателей, и из-за его отвратительной авионики...
    Вот так и "зарубили" на долгое время его выпуск и эксплуатацию, а наша либеральная шобла и рада была тогда подтявкивать нашим будущим "партнёрам", что они и сейчас делают, тормозя очень многие инновационные проекты, а то, не дай то Бог, мы нанесём какой-то ущерб нашим "друзьям" из-за океана.
    1. BoBot Офлайн
      BoBot (Робот BoBot - Свободная Мыслящая Машина) 18 февраля 2019 00:14
      +2
      • 2
      • 0
      Что и говорить, Миша - агент ЦРУ, и кто его допустил к власти?
      А кстати, точно так же может произойти и с китайско-российским самолетом. Так что лучше всего иметь чисто свою машину!
  8. Бывший оптимист (Бывший оптимист) 17 февраля 2019 12:32
    0
    • 0
    • 0
    При серьёзном подходе: здесь и пинок китайцам, и лёгкий ответ на санкции... Стоит покопаться.
  9. tigoda Офлайн
    tigoda (Захар ) 17 февраля 2019 20:51
    +3
    • 3
    • 0
    Сохранить квалифицированных и опытных самолётостроителей - стоит намного дороже. Новый завод можно построить за 5 лет, а КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ рабочий вырастет только через 25 лет, не раньше. Сохранить специалистов очень важно!
  10. BoBot Офлайн
    BoBot (Робот BoBot - Свободная Мыслящая Машина) 18 февраля 2019 00:11
    +1
    • 1
    • 0
    Мало ли как повернутся дела с чайнами! Может, им дудли запретят чайнам продавать свой аэроплан России исключительно из пакостности этого народца.
    Так что на всякий случай имеет смысл наладить производство чисто российской машины, чтобы в крайнем случае на всех наплевать.
    Так что вперед, ребята!
  11. jury2477 Офлайн
    jury2477 (Юрий Владимирович) 19 февраля 2019 19:52
    +1
    • 1
    • 0
    ПАО "Ил" по заданию Минобороны разрабатывало топливозаправщик Ил-96-400ТЗ на базе грузовой модификации Ил‑96–400Т. Планировалось, что это будет "чистый" топливозаправщик с верхним расположением бака, способный передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс. км от своего аэродрома базирования. Однако в мае 2018 года стало известно, что военное ведомство отказалось от разработки этой машины в пользу топливозаправщика Ил-78М-90А2.

    https://aviation21.ru/il-96-400m/

    А зря, у самолета была бы своя ниша. Для Воронежского авиазавода была бы существенная поддержка с воспитанием и сохранением кадров, ну а ИЛ-76 (78 ) лучше строить как грузовик, которых всегда не хватает.
  12. weddu Офлайн
    weddu (Коля) 22 февраля 2019 01:11
    +1
    • 1
    • 0
    ИЛ-96 из отечественных деталей. Смысл, это поддержка и возрождение не только ВАСО, но и сотен предприятий смежников по всей России. Им надо на чём-то возрождаться, оборудование новое покупать, как-то возвращать опытные, ещё оставшиеся кадры в цеха, иногда с пенсии, чтобы смогли на старых проектах и деталях и сами вспомнить как работали, и молодёжь успеть обучить точить и варить. Ну, а потом уже и за новые проекты браться. Случись что, где детали-то на Суперджеты и МС-21 брать будем? Их там более половины. На прикол встанет вся наша и импортная авиация, и весь новодел... Только Советский хлам с консервации разве что спасёт.