Возрождение Ил-96: вперед в прошлое

23
В современной России все чаще стали говорить о возрождении старых советских авиационных проектов. Имеет ли это смысл?





Вызов Западу

Ил-96 является советским пассажирским широкофюзеляжным авиалайнером для авиалиний средней и большой протяженности, который спроектировали в конце 80-х. В целом, это не самостоятельная разработка, а дальнейшее развитие Ил-86, который стал самым массовым советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом. Это, впрочем, весьма условно, ведь особой популярности машина не нашла: ее построили очень ограниченной (даже по меркам широкофюзеляжных самолетов) серией в 106 машин. 96-й, который задумывали как аналог Boeing 747, тоже не стал культовым: всего построили 30 таких самолетов.

Не в последнюю очередь сыграла роль пресловутая ориентация советского авиастроения на нужды оборонно-промышленного комплекса. Так, загруженность Куйбышевского завода (теперь он называется Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова) военными проектами, привело к отказу от ранее выбранного двигателя НК-56 в пользу ПС-90. Но если взлетная тяга первого составляла 18 000 кгс, то у ПС-90 она составила 16000 кгс (всего двигателей у самолета четыре). Это потребовало внесения изменений в конструкцию, в частности, уменьшению фюзеляжа.


Стоит ли говорить, насколько сложной является такая задача, особенно для инженеров СССР, которые были далеко не лидерами в области создания широкофюзеляжных авиалайнеров.

Впрочем, есть у самолета и свои плюсы. Так, за время эксплуатации не было ни одного серьезного инцидента. Для сравнения, за время эксплуатации Boeing 747 потеряли 63 самолета, включая ужасный инцидент на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос, когда в результате столкновения двух таких машин погибло почти 600 человек. Однако и число построенных 747-х приближается к отметке в 1600 единиц, а их широкая эксплуатация странами третьего мира была далеко не всегда правильной.

К слову, сейчас Ил-96 эксплуатирует только две страны: Россия и Куба, причем последняя имеет в своем распоряжении лишь несколько таких машин. Для России же самолет знаковый хотя бы лишь потому, что на нем летает Владимир Путин (специальный летный отряд «Россия»). Это, в общем-то, не совсем Ил-96, а скорее — его глубокая модификация, удовлетворяющая самым высоким требованиям комфорта. Такие машины точно никогда не появятся на обычных авиалиниях.


Верной дорогой

Еще в 2017 году издание Aviation EXplorer писало, что авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина и Объединенная авиастроительная корпорация заключили контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолета Ил-96-400М на базе Ил-96. Фюзеляж новой машины хотят удлинить на 9,65 метров, а в качестве силовой установки намерены использовать ПС-90А1 — более мощную версию ПС-90А. Цель — повышение топливной эффективности и увеличение мест для пассажиров. Всего как предполагают, машина сможет перевозить до 390 человек.

Само собой, намерены улучшить комфорт для пассажиров и обновить электронику. «Серийное производство Ил-96-400М будет развернуто на ПАО ВАСО в г. Воронеже. По показателям надежности, безопасности и экономичности Ил-96-400М стоит на одном уровне с мировыми аналогами. В аэродинамической компоновке, конструкции и системах самолета применены современные конструкторские решения, обеспечивающие высокий уровень безопасности и экономичность самолета в эксплуатации. Условия контракта предусматривают изготовление опытного экземпляра самолета Ил-96-400М для проведения летных испытаний. Планируется, что он впервые поднимется в небо в 2019 году», — заявили в компании «Ил».

Маленький шаг для страны, большой — для авиастроя

Недавно, а если быть точнее — в декабре прошлого года — в пресс службе Объединенной авиастроительной корпорации сообщили, что создание первого опытного образца Ил-96-400М потребует более десяти миллиардов рублей. Конкретно для изготовления самолета потребуется 7,6 миллиардов рублей, а еще 900 миллионов нужно для разработки рабоче-конструкторской документации авиалайнера в электронном виде и конструкторской документации на авионику и интерьер. К тому времени на Воронежском авиастроительном заводе уже начали сборку элементов первого Ил-96-400М. А в конце декабря сообщили, что летные испытания глубоко модернизированного лайнера Ил-96-400М могут начать в 2020 году.


«Если действительно модернизировать самолет Ил-96, то получится модель, вполне сопоставимая с некоторыми Boeing и Airbus», — заявил заслуженный пилот России Юрий Сытник. Однако все эти планы, откровенно говоря, выглядят чересчур амбициозно. Дело не только в вероятном переносе сроков испытания первого Ил-96-400М. Не стоит забывать, что Россия сейчас разрабатывает в сотрудничестве с Китаем совершенно новый широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929. Его первый полет намечен на 2021-22 годы. Ожидаемая стоимость разработки машины, согласно оценкам экспертов, может достичь очень нескромных 20 миллиардов долларов. Даже то, что Китай взял на себя 50% расходов не делает ситуацию простой.

При этом дальность полета нового самолета CR929 составит около 12 тысяч километров, что позволит использовать его на многих дальнемагистральных маршрутах. Таким образом, при конструктивных различиях Ил-96 и CR929, их задачи могут пересекаться, а значит, заказчикам придется выбирать. В принципе, в таких условиях особого смысла в возобновлении производства старой советской машины (пусть и с новыми двигателями) не очень много. Конечно, Ил-96-400М можно будет использовать для узкого круга заказчиков, однако нет ровным счетом никаких оснований верить в то, что машину ждет коммерческий успех. Здесь можно вспомнить и гигантский европейский Airbus A380, который в силу своей дороговизны и технической сложности получил очень ограниченный спрос: всего на сегодня построили чуть более 200 машин.


Если же говорить совсем просто, то ниша, которую должен занять Ил-96-400М, не ясна. Что-то подобное, кстати, вышло и с Sukhoi Superjet 100, который кто-то называл «слишком большим», а кто-то — «слишком маленьким». Наконец, если Россия взяла курс на проектирование новых современных машин, таких как МС-21 и CR929, то зачем возрождать старые проекты, которые, к тому же «не выстрелили» ранее?

Пожалуй, единственный смысл воссоздания Ил-96 — это поддержка Воронежского завода. Того самого, который ранее производил украинско-российский Ан-148, а сейчас остался ни с чем. Вот только насколько уместны такие практики в XXI веке, при условии жесткой конкуренции среди авиастроителей? Скорее всего, реальное возрождение отечественного авиастроения мы увидим лишь тогда, когда (и если) в Объединенной авиастроительной корпорации наконец-то научатся считать деньги. Ведь бюджет не безграничен, а нефтяных сверхдоходов в обозримом будущем не предвидится.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    15 февраля 2019 09:23
    Ил молодец. С одной стороны - нужен. С другой стороны - слишком много Рогозиных и Медведевых с их прорывами. "Боливар" не вытенет стольких
    1. +5
      16 февраля 2019 09:48
      Поверхностная статейка: дело в том, что санкционная политика глобалистов пошла вразнос, а это означает, что Россия в один прекрасный момент может остаться ВООБЩЕ без пассажирской авиации - а нам это надо?
    2. 0
      18 февраля 2019 14:42
      Россиии крайне нужен широкофюзеляжный самолет чисто Российского производства! А Эрбасы и Боинги - вон!
  2. +7
    15 февраля 2019 19:18
    Страна, ориентирующаяся на "партнёрские отношения" в самолёто- и двигателестроении, никогда не будет авиационной державой. Как мы все успели увидеть, в случае санкций от таких "партнёров", промышленность определённых направлений спокойно может "лечь" и сдохнуть. И что самое интересное - все эти санкции не что иное как - ложь (направленная на устранение конкурентов нынешних или в будущем) и все эти песни о свободной конкуренции не что иное как та же ложь! Не секрет давным давно, что СОВЕТСКУЮ авиапромышленность уничтожали американцы, потому как она была прямым конкурентом авиаконцернам амеров и Европы (тому же "Боингу" и "Аэрбасу"..."Боингу" больше). И "причины" по которым уничтожалась авиационная промышленность СССР были лживые (как то - шумность, не экономичность, бесперспективность и отсталость в технологиях). Вообще вся западная политика и экономика построена на лжи и грабеже. Объяснение этому простое - они считают весь мир своей колонией, а колонии положено грабить - им их Бог так велел. При этом не забывают из "отсталых" стран вывозить высококлассных спецов и технологии (тоже видно отсталые).
    Делаем вывод:
    Если государство наше не хочет в один прекрасный момент оказаться около импортных самолётов, которые не могут взлететь (запчастей нет, программного обеспечения нет...ничего нет) из-за санкций, то оно ДОЛЖНО воссоздать СВОЮ авиапромышленность, а не надеяться на соседа. "Сосед" в один прекрасный момент тоже может ввести санкции (а чем Китай в этом лучше амеров? понадобится - и будут нам такие же санкции). Государство (если оно понимает, что в СУЩЕСТВУЮЩЕМ мире нет союзников, а уж тем более "партнёров" всяких там) должно иметь промышленность, обеспечивающую его ВСЕМ необходимым. И если кто-то уповает на чужого дядю или "партнёра", а уж тем более на какую-то там "свободную руку рынка" (что ложь от начала до конца), то он или дятел бестолковый, или враг, пускающий доверчивым гражданам "пыль в глаза".
    И да: вкладываться в ДОЛГОСРОЧНЫЕ проекты - предвидение будущего...А не сиюминутные выгоды.
    ................................................................................вот так как-то........................................
    1. +2
      17 февраля 2019 12:35
      Христенко на пользу пошло уничтожение авиапрома и не только ему. Куда смотрят эти с чистыми руками и горячими сердцами?
  3. +5
    15 февраля 2019 19:32
    Хотелось бы что ещё сказать - государство не должно бояться вкладывать в само себя - в ГОСУДАРСТВЕННУЮ промышленность, а не во всякие "бизнесы", которые в один прекрасный момент меняют собственника и вообще вывозятся из страны.
    На мой взгляд дилетанта все эти песни об "эффективном частном собственнике" - обычная болтовня и ложь. Имеются в виду стратегические направления промышленности. А это почти всё, что было в стране. Вот чего в стране Советской было мало, так это промышленность, производящей товары "народного потребления" - вот это и пусть "бизнес" осваивает. А всё остальное - только государственное.
    ...и тут встал вопрос кадров - вечная головная боль России...
    1. +3
      16 февраля 2019 09:40
      Не выдумывайте: в Союзе никогда не было "проблемы кадров", зато отличные "кадры" БЫЛИ, и в достаточном кол-ве, а то, что либералы не умеют воспроизводить кадры для нар.хоз-ва, но так это получается потому, что нар.хоз-ва в природе нет, а есть ЧУЖАЯ частная собственность.
      1. +2
        18 февраля 2019 15:33
        Если, по вашему, кадры "БЫЛИ", то почему тогда не стало СССР, почему Россия ПОЧТИ развалилась в 97-98? Почему, как вы считаете, кадры есть, вместо ВВП ...НИКОГО НЕТ? Он безальтернативен! Если кадры есть - где замена Путину? Почему при ТАКИХ кадрах у нас с врагами сделать ничего не могут внутри страны?
    2. 0
      17 февраля 2019 12:37
      Производство товаров народного потребления в России запрещено законом.
      1. +3
        18 февраля 2019 14:44
        Ерунда! Все было свое - от презервативов до компьютеров!
  4. DPN
    +2
    15 февраля 2019 20:48
    Заводом меньше, заводом больше, тем более советским, сколько их позакрывала Россия. Нефть и газ ещё не перевелись. На острова хватает, может и на самолёты хватит.
    В 1984 году в Свердловске, в Кольцове, видел ИЛ-96-300 громадиной казался, жаль побывать в нём не посчастливилось. В общем, было чем гордиться.
    1. 0
      16 февраля 2019 18:22
      В 1984 году в Свердловске, в Кольцове, видел ИЛ-96-300

      - вы ошибаетесь, не могли вы в 84 г. видеть Ил-96, он тогда еще не существовал.
  5. +3
    16 февраля 2019 11:30
    Стоит ли говорить, насколько сложной является такая задача, особенно для инженеров СССР, которые были далеко не лидерами в области создания широкофюзеляжных авиалайнеров.

    Любопытно, а сам автор статьи является специалистом в области авиастроения? winked
  6. +2
    16 февраля 2019 13:15
    ...Имеет ли это смысл?

    А почему нет? Для отечественной экономики свои самолеты на порядок лучше, чем иноземные, пусть даже модернизированные, советские. Не зря же говорят, что новое- это хорошо забытое старое. Например , в "Аэрофлоте" парк самолетов до 90% иностранные.
    Как тогда готовить специалистов наукоемкой промышленности, включая гражданское авиастроение? Советский Союз был одним из ведущих в мире в этой отрасли и будет большим позором, если мы ее потеряем, тем более в условиях санкций.
    Стоит ли годами изобретать велосипед, когда населению страны необходимы самолеты сегодня и сейчас. Иногда до смешного доходит: чтобы из одного региона попасть в другой, нужно лететь через Москву.
    И вообще, появилась дурацкая тенденция, как что-то полезное начинают делать, так сразу пишут: а кто купит за бугром, как будет с зарубежной коммерцией и т.д.
    Надо прежде всего думать о собственной стране, построить для нее хотя бы 100-200 самолетов, чтобы не покупать чужие за валюту, чтобы билеты на авиаперелеты были недорогими для людей, возрождать свою науку, а потом уже о выгоде и коммерции за границей.
    1. +2
      17 февраля 2019 20:57
      Согласен! Сначала наполни свой рынок, затем мечтай о зарубежном. Да и не пустят "админ. мерами + гостами + эконормами" ни в Европу, ни в Америку-Канаду.
    2. +2
      18 февраля 2019 12:23
      надо чтобы Российские авиакомпании летали ТОЛЬКО на Российских самолетах, а приобретение иностранных машин - только в исключительных случаях!
  7. +4
    17 февраля 2019 12:29
    Прожив на Кр.Севере более 40 лет, в Норильске, у нас связь с "материком" была летом только по Енисею, а в основном самолётами. Сначала летали на Ли-2, потом на Ил-14, потом на Ил-18, потом на Ту-154, а в конце 80-х годов стали летать Норильск (Алыкель) - Москва на Ил-86. Это был прекрасный самолет, пассажировместимый, малошумный и вполне экономичный, но в Вашингтоне вдруг обнаружили, что это явный конкурент Боингу и Аэрбасам, вот и попросили (заставили) подонка Мишу Горбачёва прекратить выпуск этого замечательного отечественного самолёта из-за, видите ли, его энергозатратности, угрожающей мировой экологии, из-за его, угрожающей всему миру, адской шумности двигателей, и из-за его отвратительной авионики...
    Вот так и "зарубили" на долгое время его выпуск и эксплуатацию, а наша либеральная шобла и рада была тогда подтявкивать нашим будущим "партнёрам", что они и сейчас делают, тормозя очень многие инновационные проекты, а то, не дай то Бог, мы нанесём какой-то ущерб нашим "друзьям" из-за океана.
    1. +2
      18 февраля 2019 00:14
      Что и говорить, Миша - агент ЦРУ, и кто его допустил к власти?
      А кстати, точно так же может произойти и с китайско-российским самолетом. Так что лучше всего иметь чисто свою машину!
  8. 0
    17 февраля 2019 12:32
    При серьёзном подходе: здесь и пинок китайцам, и лёгкий ответ на санкции... Стоит покопаться.
  9. +3
    17 февраля 2019 20:51
    Сохранить квалифицированных и опытных самолётостроителей - стоит намного дороже. Новый завод можно построить за 5 лет, а КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ рабочий вырастет только через 25 лет, не раньше. Сохранить специалистов очень важно!
  10. +1
    18 февраля 2019 00:11
    Мало ли как повернутся дела с чайнами! Может, им дудли запретят чайнам продавать свой аэроплан России исключительно из пакостности этого народца.
    Так что на всякий случай имеет смысл наладить производство чисто российской машины, чтобы в крайнем случае на всех наплевать.
    Так что вперед, ребята!
  11. +1
    19 февраля 2019 19:52
    ПАО "Ил" по заданию Минобороны разрабатывало топливозаправщик Ил-96-400ТЗ на базе грузовой модификации Ил‑96–400Т. Планировалось, что это будет "чистый" топливозаправщик с верхним расположением бака, способный передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс. км от своего аэродрома базирования. Однако в мае 2018 года стало известно, что военное ведомство отказалось от разработки этой машины в пользу топливозаправщика Ил-78М-90А2.

    https://aviation21.ru/il-96-400m/

    А зря, у самолета была бы своя ниша. Для Воронежского авиазавода была бы существенная поддержка с воспитанием и сохранением кадров, ну а ИЛ-76 (78 ) лучше строить как грузовик, которых всегда не хватает.
  12. +1
    22 февраля 2019 01:11
    ИЛ-96 из отечественных деталей. Смысл, это поддержка и возрождение не только ВАСО, но и сотен предприятий смежников по всей России. Им надо на чём-то возрождаться, оборудование новое покупать, как-то возвращать опытные, ещё оставшиеся кадры в цеха, иногда с пенсии, чтобы смогли на старых проектах и деталях и сами вспомнить как работали, и молодёжь успеть обучить точить и варить. Ну, а потом уже и за новые проекты браться. Случись что, где детали-то на Суперджеты и МС-21 брать будем? Их там более половины. На прикол встанет вся наша и импортная авиация, и весь новодел... Только Советский хлам с консервации разве что спасёт.