США закроют проект: гордость Китая лайнер C919 стал жертвой торговой турбулентности

112 124 42

В течение многих лет Пекин возлагал большие надежды на то, что самолет Comac C919, первый авиалайнер китайского производства, национальная гордость, сможет бросить вызов доминированию Boeing и Airbus на рынке авиатехники, продемонстрировав технологическую самостоятельность Китая и достижения государственного авиапроизводителя.

Однако, как пишет газета Financial Times, по мере обострения торговой войны между США и Китаем, аналитики предупредили, что сильная зависимость C919 от американских поставщиков важнейших компонентов может поставить под угрозу планы по увеличению производства и даже нанести ущерб техническому обслуживанию уже эксплуатируемых пассажирских самолетов.

Учитывая, что три крупные государственные авиакомпании Китая эксплуатируют 17 самолетов C919, а Comac рассчитывает построить в этом году еще не менее 30 узкофюзеляжных самолетов, напряженность между Вашингтоном и Пекином подчеркивает, насколько сильно китайские компании могут зависеть от американских компаний в своих цепочках поставок.

По данным аналитика Bank of America Рона Эпштейна, у C919, который совершил свой первый коммерческий рейс в Китае в 2023 году, 48 основных поставщиков из США, 26 из Европы и только 14 из Китая.

Аналитики утверждают, что для большинства западных компонентов реактивных самолетов не существует китайских альтернатив, а это значит, что США могут остановить производство Comac в любое время, когда захотят. В этом уверен Ричард Абулафия, управляющий директор AeroDynamic Advisory.

Государственные авиалинии Китая пострадают больше всего, если напряженность в отношениях между США и Китаем подорвет производственные возможности Comac.

Тарифы и неопределенность вокруг западных поставок важнейших комплектующих также могут побудить Comac пересмотреть свои приоритеты в отношении продаж и эксплуатации C919 за пределами Китая.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    6 мая 2025 08:29
    Ну пусть теперь китайцы страдают. Россия слава Богу почти импортозаместила свои самолеты.
    1. +3
      6 мая 2025 12:01
      В самом деле??? Почти импортозаместила???
      1. +2
        6 мая 2025 15:43
        Да, в самом деле!
        1. 0
          6 мая 2025 20:16
          А это не тем ли СCЖ, которому разрешили не 100% отечественных комплектующих? иначе он вообще никогда не полетит?)))
      2. +1
        6 мая 2025 21:57
        Сударь, я так понял, это была тонкая ирония?
  2. +12
    6 мая 2025 08:33
    ... По данным аналитика Bank of America Рона Эпштейна, у C919, который совершил свой первый коммерческий рейс в Китае в 2023 году, 48 основных поставщиков из США, 26 из Европы и только 14 из Китая...

    В авиации китайцы наступили на те-же самые грабли, что и мы!
    1. +3
      6 мая 2025 13:57
      В существующей экономической модели нет иных вариантов. Если изначально создавать самолет в режиме Чучхе, это безумно дорого, долго и самое главное, потом будет сложно на нем летать за пределами страны. Оптимальный путь, по мере роста производства и заказов, постепенная замена комплектующих.
    2. +9
      6 мая 2025 16:50
      В авиации китайцы наступили на те-же самые грабли, что и мы!

      У нас был свой самолёт Ту-204 и заводы которые поставляли оборудование. Создатели Суперджета предатели без граблей. Они убили наши агрегатные заводы создав новый самолёт из "евроконструктора". Заводы остались без заказов и были уничтожены. В Китае таких бы расстреляли. Не надо сравнивать предательство и вредительство с глупостью в безвыходном положении !
      1. 0
        Вчера, 03:00
        Катайцы и на ан 12 и 26 себе летают ещё и продовать успевают , лутшее враг хорошего , китайский крупный бизнес это корпорации с госучастиям как партия прикажет , а у нас неэффективно не конкуретно да что там тежи ан 158 и 178 только у нас и клепали почти с полной локолизацией ещё тогда можно было договорится и сейчас у нас был бы региональному как у Ирана , правильно мы не ищем лёгких путей !!
    3. +5
      6 мая 2025 17:56
      Цитата: Fizik13
      В авиации китайцы наступили на те-же самые грабли, что и мы!

      С Россией разругались по поводу CR929, дальше решили делать при помощи Запада и получили.
      Точно такая ситуация как и у нас с процессором Эльбрус, худо-бедно разработали, сами делать не можем, договорились с Тайванем И ?! Только пошёл выпуск, как Западу это не понравилось и всё, сдулись ...
  3. +1
    6 мая 2025 09:18
    На Ан-2 надо летать.
  4. +8
    6 мая 2025 09:32
    Построив самолёт без участия России, Китай создал себе проблему.
    Китайский Comac C919 практический одноклассник нашего МС-21.
    Вот пусть и покупают для замещения западных наши двигатели ПД-14 и отечественные системы, разработанные для МС-21. А ещё лучше наши самолёты целиком.
    И будет у них самолёт, а не проблема.
    1. -5
      6 мая 2025 09:39
      После импортозамещения "чёрного крыла" взлётная масса МС-21 выросла на 3 тонны, что фактически ставит крест на проекте, ибо при таких раскладах самолёт будет либо летать на расстояние на четверть ближе, либо брать на треть меньше пассажиров. Авиакомпаниям такой цирк с конями абсолютно неинтересен...
      1. +10
        6 мая 2025 10:10
        Пусть авиакомпании умерят свои хотелки до реальных возможностей нашей промышленности.
        Они пассажиров возят не на своём горбе.
        1. +7
          6 мая 2025 12:02
          С "реальными возможностями нашей промышленности" мы имеем ситуацию, когда из любой точки Европы слетать туда-обратно стоит в пределах 50 евро, а из Якутска в МСК и назад при самом удачном раскладе - 50 000 рублей, а так ближе к 100 000. При том, что ЗП в России будут минимум в 3 раза ниже, чем в Европе.
          1. +4
            6 мая 2025 12:04

            Не промышленность определяет цену авиабилетов.
            Такой у нас суверенный капитализм. За что боролись.
            1. +1
              6 мая 2025 12:56
              Их определяет отсутствие конкуренции. Дешевые иностранные компании в Россию не пускают, чтобы они не разорили местных летунов, ибо без последних некому будет покупать поделия отечественной промышленности... И как всегда, за этот пир духа из своего кармана оплатит не шибко богатый россиянин... Как и в истории АвтоТАЗа и эпического "утильсбора".
              1. +4
                6 мая 2025 21:57
                Я думал таких чудаков уже не осталось верующих что запад нам поможет. Англосаксы заставили весь мир на себя работать, потому и лучше и дешевле чем в отдельно взятой стране. Только такие продажники как вы за печенье и варенье от буржуинов готовы себя и детей в рабство сдать, а потом удивляться, что едим химию и болеем, лечить и учить не умеют, дети жертвы ЕГЭ. Это цена сытой жизни. Хочешь остаться человеком, значит нужно свою страну отстаивать, развивать производство и не ныть что у нас АвтоТАЗ, а каждому на своём уровне качественно выполнять свою работу
                1. -2
                  Вчера, 13:00
                  В чём проблема - идите и "выполняйте качественно работу на своём уровне" за три копейки, а ещё лучше - бесплатно, при этом покупая товары по цене кратно выше, чем они стоят за пределами Б-госпасаемого Отечества. И грейте душу лапшой на ушах про "советское значит отличное" и прочее вяличественное вяличие.
                  1. +1
                    Вчера, 17:22
                    Я этим и занимаюсь. К сожалению сейчас зарабатывают не те, кто что то разрабатывает, строит, учит, лечит, а барыги и всякие блогеры. Уверен это пройдёт. Хотя мне моих заработков хватает, грех жаловаться. Просто противно смотреть как блохеры зарабатывают столько, сколько крупное предприятие. Не должно такого быть
          2. +4
            6 мая 2025 17:26
            Во-первых: цена 50 евро в Европе хватит только на межгородской автобус. Во-вторых: расстояния тоже надо сопоставлять. Хельсинки-Афины 2,5 тыс км - 45 тыс.руб туда-обратно. Москва- Новосибирск 2,8 тыс км - 30 тыс руб туда-обратно
            1. ksa
              +1
              Вчера, 17:41
              Знакомая из Штатов в Симферополь летела. Ну я сам в Симферополе живу. Говорит, что из Вашингтона в Москву в 2 раза дешевле долететь, чем из Москвы в Симферополь. Согласись, что то с ценами не так у нас.
      2. -4
        6 мая 2025 10:16
        Очень плохо, что мы не торопимся развивать свои технологии, а с другой стороны свой Боинг америкосы строят на паях с другими странами, нужно создавать совместные предприятия в других странах, имеющих нужные технологии, а потом заводы этих СП выкупать в собственность.
        1. HJP
          +1
          6 мая 2025 19:58
          У нас война, приоритеты нужно верно расставлять.
          1. +1
            6 мая 2025 21:44
            Формально с сша у нас военной войны нет, а войну технологий никто не отменял - спросите об этом у китайцев.
      3. +7
        6 мая 2025 14:00
        Наивно было ожидать, что после 30 лет перерыва, удастся с 0 создать свой самолет. Возможно сейчас проблемы с весом, но это не крест на проекте, а лишь очередная задача.
      4. +2
        6 мая 2025 14:08
        пруф откуда инфа, и почему 3 а не 30 тонн, недорабатываешь
        1. -6
          6 мая 2025 17:07
          В Зажопье ещё не открыли для себя возможностей интернет-поисковиков?
      5. +3
        6 мая 2025 19:53
        Врать не надо. Крыло полностью наше . На западе пока такой технологии больших крыльев , нет. Вес пустого остался прежним , это говорит о том что борт МС -21 может брать большую нагрузку , чем заявлено. Если не разбираетесь то не пишите или не переписывайте с чужих сайтов подобную лабуду.
        1. -1
          6 мая 2025 20:24
          Чемезов для вас авторитет? "Масса пустого импортозамещенного самолёта по отношению к предыдущей версии (МС-21-300 с планером с использованием иностранных компонентов и западными двигателями) увеличилась на 5,75 т". Это значит, что вместо первоначальных 163 пассажиров придётся ограничиться 100. И про конкуренцию с A320neo придётся просто забыть, поскольку себестоимость перевозки пассажира на МС-21 оказывается для эксплуатанта на 50% выше. Ну, это примерно как надеяться на то, что Lada Granta порвёт KIA Rio/Hyundai Solaris, особенно на внешних рынках :-)
        2. 0
          6 мая 2025 20:30
          ПФ, сдуйся. Про крыло уже писано переписано, и про наше и не наше, И что оно на таком самолете нафиг не нужно было, хватило бы и классического, но... понты дороже денег, а на дешевые вообще никаких не жалко))) И композитов там одна обшивочка)) а силовой набор по старинке)) Это вам не крыло 787-го)) В итоге японских полимеров лишились из-за санкций, а своих нет и понеслась .... по кочкам. В итоге сваяли свой компоизит, но масса вышла, совсем не такой, и выгоды по сравнению с классической обшивкой почти никакой.
          1. HJP
            0
            Вчера, 22:53
            С чего то начинать надо и технологии нужно развивать.
      6. +1
        6 мая 2025 21:40
        Конечно не интересен, небось мётла закупают, что бы летать
    2. +4
      6 мая 2025 16:20
      Будто Россия сама производит МС-21 с ПД-14. В прошлом году выпустили ноль серийных гражданских самолетов вместо запланированных 6, при этом даже если бы производство было по плану, то все самолеты выкупает Аэрофлот, а остальные авиакомпании останутся с носом.
  5. +2
    6 мая 2025 09:33
    ... авиакомпании Китая эксплуатируют 17 самолетов C919, а Comac рассчитывает построить в этом году еще не менее 30

    Что-то у меня есть некоторые сомнения...
    17 эксплуатируемых, плюс 30 (непостроенных!), на полтора миллиарда человек населения Китая, могут что-то глобально изменить в пассажироперевозках страны?
    1. +1
      6 мая 2025 10:13
      Ну у нас так же по 3 самолёта строят.. на 150 лямов.. а где их больше взять..
    2. +1
      6 мая 2025 16:11
      Китайцы планировали 2000 С-919 построить за 10 лет. У них прошел летные испытания на Y-20 свой движок CJ-1000A для С-919 и сейчас планируют провести испытания с установкой на С-919. По китайским расчетам он будет готов к промышленной эксплуатации к 2030, а по западным расчетам к 2035. Один из вариантов сделка с США: Боинг против С-919. Иначе производство данного самолета прекратится или замедлится.
  6. +1
    6 мая 2025 10:10
    Производство Боингов и Аэрбасов тоже не монопольное, поэтому матрасникам и хранзуцам тоже есть чего опасаться.
  7. +2
    6 мая 2025 10:11
    у C919, который совершил свой первый коммерческий рейс в Китае в 2023 году, 48 основных поставщиков из США, 26 из Европы и только 14 из Китая.

    Ну да.. с самолётом же, как с ТВ-приставкой не прокатит.. если даже один раз из пяти будет отрубаться - то одними плевками потом не обойтись..))
  8. +1
    6 мая 2025 15:43
    Цитата: Пивандер
    Ну пусть теперь китайцы страдают. Россия слава Богу почти импортозаместила свои самолеты.

    Именно почти. Окончательный этап последей фазы финального периода импортозамещения идет уже с 2015 г
  9. +2
    6 мая 2025 18:57
    Не закроет, а приостановит. Китайцы тоже могут в импортозамещение и не хуже, чем кто либо другой.
  10. +1
    Вчера, 09:47
    И китайцы нарвались на возможную манипуляцию гегемона...