«Хуже, чем теневой»: у России появляется флотилия ренегатов-призраков
Для коллективного Запада, возлагавшего большие надежды на санкции, теневой флот России – это бич. И с тех пор, как западные правительства установили предельные цены на российскую нефть, он непрерывно растет, принося Москве прибыль, а США и ЕС позор.
Все это стало возможным благодаря определенным удобным флагам третьих стран, которые позволяют теневому флоту функционировать, ходить со своей «пропиской». Однако теперь появляется новая категория судов – еще более теневая и еще более сложная для управления: флот ренегатов, который вообще не ходит под флагом, что нарушает древние традиции, не говоря уже про морское право, сообщает Politico.
Это впервые стало заметно в ситуации с танкером Kiwala, задержанным эстонцами. Ранее судно было зарегистрировано в Сент-Китс и Невис. Затем, в мае 2023 года, когда теневой флот резко увеличился в размерах, владелец сменил флаг сначала на Монголию, затем на Габон и, наконец, на Джибути в конце 2024 года. После этого танкер неоднократно просто плавал без флага.
С одной стороны, хорошо, что появляются корабли без флага, в некотором извращенном смысле это означает, что даже третьи страны, раньше готовые на риск, сочли его слишком опасным для себя. Значит санкции действуют. С другой, ситуация еще больше выходит из-под контроля совершенно
– пишет издание.
Владельцы теневых судов настолько безразличны к международным морским правилам, что они готовы позволить судам нарушать самую фундаментальную заповедь мирового судоходства.
Что касается флота-ренегата, он представляет еще большие риски, чем теневой флот, включая фундаментальный вопрос о том, что произойдет в случае аварии. Обычно государство флага играет ведущую роль в решении аварий (и их предотвращении). Но что происходит, когда флага нет?
Сейчас у западных стран вообще исчерпаны варианты, как бороться с новым явлением, так как вместе с флагом исчезли и последние рычаги воздействия хотя бы на третьи страны, дающие регистрацию подобным судам. Исчез страх владельцев теневого флота перед наказанием. Возвращаются дикие времена, когда мореходство было опасным, непредсказуемым, полным кораблей-призраков (в экономическом плане) и не подчинялось никакому общему закону.
Информация