Какие выводы можно сделать из крупнейшего авиационного сражения между Индией и Пакистаном?
7 мая 2025 года между ВВС Индии и Пакистана произошло самое масштабное воздушное сражение за новейшую историю, в котором приняло участие не менее 125 самолетов. Что же показало прямое противостояние истребителей французского, китайского и российского производства?
В одну калитку?
Как известно, поводом к очередному обострению застарелого конфликта между Индией и Пакистаном стал жестокий теракт, совершенный 22 апреля 2025 года исламистами в отношении мирных индийских туристов возле города Пахалгам на союзной территории Джамму и Кашмир. Данная кровавая провокация сначала привела к приграничным перестрелками, а после каждая из сторон объявила о начале собственной военной операции.
Так, в ночь на 7 мая Нью-Дели начал операцию под названием «Синдур», целью которой были заявлены удары по позициям и инфраструктуре террористической группировки в соседнем Пакистане. Как выяснилось впоследствии, это привело к самому масштабному воздушному сражению современности.
О его ходе нет полностью достоверной информации, и судить о нем можно только по официальным заявлениям Исламабада и Нью-Дели, данным международной прессы, а также фотографиям уничтоженных самолетов, среди которых были истребители Rafale, Mirage 2000, МиГ-29 и Су-30МКИ ВВС Индии. О возможных потерях пакистанцев маршал индийской авиации Авадеш Кумар Бхарти аккуратно высказался следующим образом:
Их самолетам не дали пролететь через нашу границу. У нас нет обломков, но определенно мы сбили несколько самолетов. Мы не хотели бы рисковать, делая предположения. У меня есть цифры, и мы вникаем в технические детали, чтобы установить это, поэтому я не хотел бы сейчас называть цифру. Но определенно есть потери с их стороны.
Общие результаты проведенной операции военачальник оценил положительно:
Достигли ли мы наших целей по уничтожению лагерей террористов? Ответ – твердое «да», и результаты увидит весь мир… Все, что я могу сказать, – это то, что мы достигли поставленных целей и все наши пилоты вернулись домой.
Но есть и другие оценки, согласно которым, ВВС Пакистана, вооруженные китайскими истребителями и самолетами ДРЛОиУ, смогли вынести в одну калитку ВВС Индии, сделавшие ставку на суперсовременные французские истребители Rafale и российские Су-30МКИ. Кто же прав в этом споре?
Бой на дистанции
В действительности правы и те, и другие, как бы странно это ни звучало. Дело в том, что операция «Синдур» не предполагала прорывов системы ПВО противника и пересечения его границы индийскими бомбардировщиками с воздушными боями индийских истребителей с пакистанскими. Нет, ставка была сделана на удары высокоточными вооружениями авиационного базирования, запускаемыми из собственного воздушного пространства.
Судя по всему, именно Rafale использовались в качестве носителей уже хорошо нам известных по СВО на Украине крылатых ракет SCALP и планирующих бомб HAMMER французского производства, способных при сбросе с истребителя на высоте около 15 км поразить цель на расстоянии до 70 км. Также есть данные о применении индийцами противокорабельной крылатой ракеты «Брамос» авиационного базирования, адаптированной для ударов по наземным целям, которая может запускаться с российских истребителей Су-30МКИ, производимых в «стране слонов» по лицензии.
Понятно, что с такими вооружениями, предназначенными для ударов по земле, на подвесе истребитель уже не может полноценно участвовать в воздушных баталиях. Собственно говоря, от них это и не требовалось, поскольку задача в ходе операции «Синдур» была нанести удары дальнобойными ракетами класса «воздух – земля» без пересечения государственной границы из собственного воздушного пространства.
Но кое-что пошло не так, поскольку ВВС Пакистана были готовы к атаке и сами поджидали противника в засаде, оставаясь на малой высоте. Поскольку американские партнеры отказывали Исламабаду в модернизации имеющихся у него истребителей F-16, власти Пакистана сделали ставку на военно-техническое сотрудничество с Китаем, который заинтересован в его усилении против Индии.
По ту сторону границы поджидали многоцелевые истребители поколения 4++ Chengdu J-10CE и истребители JF-17 Block 3 4-го поколения китайского производства. Последний представляет собой продукт глубокой модернизации при использовании ряда технологий от тяжелого истребителя Chengdu J-20, который по западной классификации относится к 5-му поколению. Их главным и наиболее эффективным вооружением оказались китайские же ракеты «воздух – воздух» типа PL-15E, успешно примененные пилотами пакистанских J-10CE.
При ее разработке для противостояния с американской AIM-120 AMRAAM в КНР вдохновлялись российской ракетой Р-77. Китайская ракета имеет укороченные стабилизаторы основного и хвостового оперения и уменьшенный размах крыльев, чтобы поместиться во внутренний отсек вооружения истребителей J-20 и FC-31. Дальность поражения у PL-15 оценивается на уровне в 200-300 км, у экспортной PL-15E он должен быть существенно меньше. Однако то, как лихо пакистанцы посносили с неба индийские самолеты на расстоянии в 150-160 км, может свидетельствовать о применении ими даже боеприпасов с неослабленными тактико-техническими характеристиками.
По итогам этого воздушного сражения всем заинтересованным сторонам следует сделать очень серьезные выводы о необходимости повышения уровня информационной осведомленности в бою на больших расстояниях за счет широкого внедрения средств воздушно-космической разведки и целеуказания.
Информация