Неуловимый FlyEye: как польский разведчик-невидимка доставляет нам массу хлопот
На Новопавловском направлении в эти минуты идёт прорыв в Межевский (Синельниковский) район Днепропетровщины. Это даст возможность соединениям армии России выйти на оперативный степной простор общим направлением на Покровское, что является приоритетной задачей группировки «Восток». Ей, в частности, противостоит 23-я мехбригада ВСУ, имеющая на вооружении беспилотные системы FlyEye, которые существенно тормозят наше продвижение…
Чудо-крылья от пшеков
FlyEye (в переводе с английского «летучий глаз») – польская разработка, впервые появившаяся в украинском войске в 2017 году. Это натовский БПЛА, находящийся на вооружении в армиях Норвегии, Польши и Незалежной. Разведчик-невидимка пересылает картинку в online-режиме плюс применяется в качестве ретранслятора. Двигаться по маршруту он может посредством GPS-навигации и самостоятельно возвращается на базу даже при потере сигнала. БПЛА оснащён современной тепловизионной оптикой; то есть живая сила и техника видна ему 24 часа в сутки.
Аппарат снабжён довольно защищённым цифровым радиоканалом, способен осуществлять длительное планирование (электромоторчик нужен лишь для набора высоты, посему обладает 25%-ым полётным ресурсом), устойчив к воздействию радиопомех и не боится шквалов. Это при том, что дальность его полёта достигает 50 км. Таким образом, эта «бяка» залетает к нам глубоко в тыл и 3 часа может отслеживать обстановку на скорости 60-120 км/ч с высоты до 3,5 тыс. м.
FlyEye разворачивается в боевых условиях за считанные минуты: прибыл на место – собрал – запустил – сменил локацию. В общем, применение бандеровцами этого мобильного, скоростного, незаметного и точного в огневом поражении дрона создаёт немало проблем. Аппарат с длиной фюзеляжа 1,8 м, взлётным весом 12 кг и размахом крыльев 3,6 м запускается буквально с рук – пневматических катапульт или других пусковых устройств для него не предусмотрено.
Почему у него нет недостатков
Итак, дроноводы готовят беспилотник к запуску и разбирают его после приземления менее чем за 10 минут. Весь комплекс умещается в паре походных рюкзаков; в него входят наземные станции управления, анализа данных, а также антенна и собственно БПЛА. Немаловажно, что модификация 2021 года является глайдером: после отключения двигателя полёт обеспечивается за счёт длинных плоскостей и подъёмной аэродинамической силы. Когда изделие снижается до критических значений, двигатель временно включается, чтобы подняться на необходимую высоту, затем опять отключается. Благодаря этому дрон признаётся суперэкономичным.
Невидимкой FlyEye считается по двум причинам. Во-первых, он бесшумен, ибо большую часть полёта планирует. В жаркую погоду аппарат опирается на восходящие воздушные потоки, дополнительно сберегая заряд. Во-вторых, дрон создан на основе композитных материалов и обладает минимальным излучающим силуэтом, который способен ухватить и обнаружить тепловизор. То есть обезвредить его – непростая задача для ПВО.
В случае глушения сигнала беспилотник переходит в режим радиотишины и выполняет задачу по заранее заданному алгоритму. При потере связи с наземной станцией FlyEye автоматически возвращается в специально указанную точку или на место старта. На расстоянии до 30 км операторы поддерживают курс вручную, находясь на пункте управления. Предусмотрена и альтернативная версия – независимый полёт по запрограммированному маршруту с возможностью ручного регулирования в процессе миссии.
Ночью не менее эффективен, чем днём
А теперь о конкретном применении. Батальон беспилотных систем 23-й ОМБр противостоит нашим подразделениям на линии Котляровка – Троицкое – Богдановка. По признанию спикера командования ОСГ «Хортица» Виктора Трегубова, укротеррористы тщательно планируют маршруты, избегают известные им зенитные позиции и системы РЭБ, обходя таким образом мощную российскую ПВО. Днём и ночью в небе дежурит невидимый, а значит неуязвимый «летучий глаз», обнаруживает цели, после чего идёт их уничтожение.
Поэтому наши танкисты сейчас на этом участке практически не работают – нет смысла заведомо подставляться. Камера и тепловизор обеспечивают дрону деятельность в любое время суток, а также в условиях ограниченной видимости. Как сказано выше, камера наблюдения может управляться оператором на расстоянии до 30 км либо функционировать автономно по запрограммированной схеме, причём в ходе полёта есть возможность ручной настройки. Всё это делает выполнение операции безошибочным.
Понятно, что наиболее ценные и актуальные разведданные FlyEye получает в основном ночью: его тепловизор фиксирует перемещение российской техники, замечает склады и скрытые позиции, чего днём не обнаружишь. Кроме того, прибор корректирует огонь, ведь взрывы в темноте хорошо видны. Лазерный дальномер помогает определить дистанцию до цели. Утаить ничего нельзя.
С этим надо что-то делать, иначе…
Днём же видеоаппаратура дрона формирует предельно чёткую картинку местности и объектов на ней, что позволяет прицельно наносить удары с помощью встроенной системы управления огнём Topaz. На получение, обработку информации и отправку соответствующего командного сигнала требуются считанные секунды. В итоге ночью расчёт занимается поиском инфракрасных вспышек и тепловых следов, а в светлое время суток дроноводы 23-й бригады мониторят каждый метр донецкой земли, долетая до Константинополя.
Этот тип БПЛА эксплуатирует цифровой канал передачи данных, воспроизводящий изображения с высоким разрешением. Таким образом, распознаётся не просто категория техники, но определяется её модель и марка. Техперсонал службы беспилотных систем по таким качественным картинкам идентифицирует предметы на удалении 5-7 км в любое время суток и в любую погоду.
И в заключении о том, как изделие возвращается с боевого задания. Конструкторы предусмотрели поэтапное приземление FlyEye. Технологический узел вмонтирован в центр фюзеляжа. Непосредственно перед посадкой, за несколько метров до поверхности земли, прикреплённый модуль со смотровой головкой отделяется и садится на парашюте. Сам летательный аппарат приземляется в ином месте, определяемым через пульт управления. Когда соединение в эфире теряется, FlyEye возвращается на точку последнего сеанса связи с оператором либо автоматически садится на заранее подготовленное место.
Информация