Выяснились причины провала проекта самолета «Байкал»

67 230 62

С октября 2019 года в России велась реализация проекта легкого многоцелевого турбовинтового однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал», который должен был заменить устаревший советский Ан-2. Но 14 мая 2025 года вице-премьер российского правительства Юрий Трутнев сообщил в Госдуме РФ, выступая на расширенном заседании комитета по Дальнему Востоку и Арктике, что выпускаться указанный самолет не будет, так как его разработка зашла в тупик.

Разработка нового самолета для местных воздушных линий (МВЛ) началась в 2019-м году. Тогда Минпромторг РФ определил Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), как разработчика самолета на замену Ан-2 в варианте моноплана. Ведомство подписало контракт с «Байкал инжиниринг» («дочка» УЗГА) на сумму 1,25 млрд руб. Тогда же Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) выдал одобрение на аванпроект двигателя ВК-800, который предполагалось использовать на этом самолете. До этого проектом замены Ан-2 занимался Сибирский НИИ авиации имени Чаплыгина (СибНИА) – разработав самолеты ТВС-2МС (ремоторизованный Ан-2) и ТВС-2ДТС (цельнокомпозитный самолет-биплан), но все они не отвечали целому ряду требований заказчика.

Вначале полеты «Байкала» планировалось осуществлять на двигателе H80-100 производства GE Aerospace (чешский филиал компании из США). В дальнейшем заказчик мог выбрать вариант, как с отечественной, так и иностранной силовой установкой. Для этого «посадочное место» под двигатель было унифицированным – самолет можно было оснастить любым из двух двигателей. Запуск серийного производства ЛМС-901 планировалось начать с 2024 года, выпуская по 30 единиц ежегодно. Стоимость одного самолета по состоянию на 2022 год по разным данным составляла от 120 до 200 млн рублей, на 2024 год – уже 455 млн рублей, что экономически не имеет никакого смысла. В 2022 году на доводку «Байкала» было выделено еще 3,5 млрд бюджетных рублей.

Поэтому считается, что именно неготовность к полетам двигателя ВК-800 стала причиной того, что разработка «Байкала» затянулось. Двигателя действительно пока нет, но проблема не только в нем. Эксперты и специалисты говорят, что у самолета возникли сложности с устойчивостью и управляемостью. В феврале 2025 года появилась информация о том, что у «Байкала» выявлены конструктивные проблемы, на устранение которых может потребоваться до пяти лет. Якобы самолет не удовлетворяет части 23 Авиационных правил «Нормы летной годности гражданских легких самолетов».

Стоит добавить, что премьерный показ самолета прошел на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2021, а первый и единственный полет, длившийся приблизительно 25 минут на высоте 500 метров, он совершил в конце января 2022-го года. Впрочем, первый полет осуществлялся на чешском двигателе H80-100, которыми оснащаются чешские двухмоторные самолеты L-410 Turbolet (их пытались локализовать на УЗГА).

Вы знаете, что у нас велась работа по разработке малого самолета «Байкал». Она на сегодняшний день зашла в тупик. То есть самолета «Байкал» у нас не ожидается

– сказал президент России Владимир Путин осенью 2024 года.

Тогда глава государства поручил ускорить разработку «Байкала». После этого Минпромторг РФ сдвинул срок начала поставок на 2026 год. Теперь говорят, что полное перепроектирование может занять пятилетку. В качестве временной меры могут запустить модернизации существующего флота Ан-2, путем адаптации на них турбовинтового двигателя ТВД-10Б, но это также нелегко сделать.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    15 мая 2025 19:46
    деньги взад вернут ?
    1. +21
      15 мая 2025 20:16
      ...С Темзы выдачи нет...увы
    2. -4
      16 мая 2025 13:21
      Самолёт продолжают разрабатывать.

      .Программа по созданию легкомоторного пассажирского самолёта «Байкал» на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) реализуется в установленные сроки, согласно государственному контракту. Об этом рассказал технический директор УЗГА Виталий Шорохов.
      «Программа по созданию легкомоторного пассажирского самолета "Байкал" Уральским заводом гражданской авиации выполняется в соответствии с утвержденным графиком по заключенному государственному контракту», — сказал он. На данный момент завод изготовил три опытных образца: два для лётных испытаний и один для статических тестов. Шорохов уточнил, что два лётных образца уже проходят заводские испытания.
      «В настоящий момент ведется производство третьего летного образца с двигателем ВК-800 с выходом на испытания в конце текущего года, что позволит сертифицировать самолет в заданные сроки в 2026 году», — добавил он.

      https://www.ixbt.com/news/2025/05/15/razrabotchiki-bajkala-voobshe-ne-v-kurse-problem-u-nih-vsjo-idjot-po-grafiku-samoljot-prohodit-ispytanija-i-gotovitsja.html
      1. -1
        22 мая 2025 12:32
        Цитата: OrangeBigg
        Самолёт продолжают разрабатывать.

        Надеются, что из бюджета еще что-нибудь перепадет.
  2. +35
    15 мая 2025 19:52
    Чистой воды саботаж и распил. В 21 веке не просчитать планер на этапе бумажных рисунков - это просто дичь полная. Это такая же ситуация, как и с ил-112, тот, который упал в итоге. Все знали, что делают гумно, но продолжали его делать. И как только Яковлев в 1942 году свои Яки проектировал без современного оснащения. Это саботаж, госизмена.
  3. +13
    15 мая 2025 19:54
    Скажите, а если дать 10 % от этой суммы какому нибудь частнику, чтобы он спроектировал и построил фюзеляж, планер. И ещё чуть денег дать другому частнику, чтобы движок разработал и создал в итоге из металла. Вопрос - кто из них двоих скончается в СИЗО с бутылкой сами понимаете где. Ответ - оба.
  4. +29
    15 мая 2025 19:58
    Мнда. В 80х 40% гражданской авиации мира было сделано в СССР. Реально сверхдержаве. Через 40 лет "Наследница" СССР - Россия не может кукурузник сделать. Афигеть прогресс. А тем временем Китай, которые своих перестройшиков в асфальт танками закидали, как бы те не вопили "Перемен требуют наши сердца" а вот КИТАЙ стал Сверхдержавой. Отличные результаты у нашего (а возможно уже у НЕ НАШЕГО) руководства.... Шутка про то что "Не ту страну назвали Гондурасом" стала актуальной.
    1. Так может у китайцев и купить нужные самолеты. Они там роде как до сих пор Ан-2 клепают, но со своими новыми движками.
    2. +1
      16 мая 2025 11:39
      Категорически согласен. Всё банально, капитализм. А в Китае, под флагом КПК делают бизнес на пользу ВСЕЙ стране и ВСЕМУ народу.
      1. 0
        16 мая 2025 12:45
        Какой такой капитализм? ОАК и ОДК на 100% принадлежат государству
        1. +3
          16 мая 2025 19:47
          И что? Кто ими руководит? Сталинские красные директора? Нет, путинские эффективные манагеры. И вот результат.
    3. 0
      25 мая 2025 13:45
      Таджикистаном не ту страну.
    4. +1
      26 мая 2025 16:07
      В Китае у руководства страной стоят китайцы.
  5. +26
    15 мая 2025 20:18
    Обалдеть ! Олег Антонов создал новое КБ в Новосибирске после войны и за ТРИ года - с 1945 по 1948 сделал самолет, который летает до сих пор...И будет летать - после замены движков и винта..
    А эффективные манагеры Минпромторга рулят никому не известным УЗГА и пилят бабло миллиардами.На выходе пока - НОЛЬ , одни обещания и просьбы ещё бабла на тот "Байкал "подкинуть....Позорище !
    1. +8
      15 мая 2025 20:30
      Обалдеть ! Олег Антонов создал новое КБ в Новосибирске после войны и за ТРИ года

      Результаты конкурса на проектирование и производство конечно были удивительны. Новосибирский НИИ авиации, который при всех проблемах явно имел компетенции просто кинули, хотя могли заставить его перепроектировать пластиковый фюзеляж хоть в алюминиевый, хоть в деревянный.
    2. -1
      16 мая 2025 16:34
      Тут главное название позвучнее -"Байкал", а так и ежу было понятно, что характеристики биплана моноплан не потянет.
    3. +6
      16 мая 2025 17:47
      эффективные манагеры Минпромторга рулят никому не известным УЗГА и пилят бабло миллиардами.На выходе пока - НОЛЬ , одни обещания и просьбы ещё бабла на тот "Байкал "подкинуть....Позорище !

      Это не только позорище, и еще форменное мошенничество и уголовное преступление, в котором возможно участвовали чиновники из Минромторга, заключившие контракт и выделившие бюджетные деньги недееспособной и мутной организации под названием УЗГА, у которой никогда не было и нет компетенций и возможностей сделать эту работу. Чиновники из Минпромторга вместе с курирующим их вице премьером Мантуровым должны нести ответственность за заведомо не выполнимый контракт и впустую потраченные бюджетные средства. Хозяин УЗГА тоже не должен остаться в стороне.
      1. +6
        16 мая 2025 19:51
        Мы Мантурова ещё на посту премьера увидим... Очень ценный специалист! На всех занимаемых им постах обос рался. Тем и ценен. А преданный жуть!
  6. +16
    15 мая 2025 21:12
    Вредительскую и подрывную деятельность руководства УЗГА нужно расследовать как можно быстрее. Они также завалили программу по разработке средневысотного беспилотника Альтиус и многие другие важные для страны проекты. По результатам расследования весь руководящий состав УЗГИ подлежит суду и большим тюремный срокам
    1. -3
      16 мая 2025 11:55
      Самое интересное в УЗГА про рассказы Трутнева ничего не знают и продолжают работы по самолету.
      1. +5
        16 мая 2025 18:01
        и продолжают работы по самолету.

        Они и будут бесконечно продолжать эти "работы", если им будут за это переводить деньги из казны.
    2. -5
      16 мая 2025 19:53
      Цитата: AlOrg
      Вредительскую и подрывную деятельность руководства УЗГА нужно расследовать как можно быстрее. Они также завалили программу по разработке средневысотного беспилотника Альтиус и многие другие важные для страны проекты. По результатам расследования весь руководящий состав УЗГИ подлежит суду и большим тюремный срокам

      Не петросяньте пожалуйста.
  7. +13
    15 мая 2025 21:28
    И как всегда никто не виноват
    1. Обычай такой.
      1. 0
        16 мая 2025 19:54
        Когда-нибудь потомки снимут фильм "Вертикаль - 2"
  8. +16
    15 мая 2025 23:34
    Ну вот, полтора лярда "освоили", а самолета нет. И ТВС-2ДТС тоже нет от которого отказались в пользу этого "Байкала". А может ни кто и не собирался этот самолет делать? Главное было "денюшку" освоить...
  9. +10
    16 мая 2025 04:25
    Причины всего этого: капитализм, который абсолютно не подходит России как форма собственности и ПОЛНАЯ безответственность чинуш и и приближенных к власти за любые "успехи"...
    1. -5
      16 мая 2025 12:48
      Ещё один противник капитализма с России, ОАК и ОДК , ответственные за разработку самолёта принадлежат государству!
    2. 0
      17 мая 2025 12:28
      Да просто нужно просто все приватизировать и работать с частниками, тогда и эффективность будет. Куда Минпромторг и Ростех сует свой нос - быть распилу. Вот как с трамваями, был государственный Усть-Катав который делал откровенное говнище, потом выходцы оттуда основали ПКТС и в России наконец-то появились нормальные трамваи европейского уровня, также и с электричками, ТрансМашХолдинг делает не хуже.
      1. 0
        26 мая 2025 16:14
        Так нечего уже приватизировать, уже всё в частных руках, земля, дороги, фабрики и заводы. Осталось только приватизировать воздух и назначить налоги за дождь.
        Речь принца Лимона из сказки Джанни Родари "Приключения Чипполино"

        За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!
        1. -1
          27 мая 2025 04:16
          Доля госкорпораций в экономике России с каждым годом только растет, и это приводит к отсутствию конкуренции, так как частники не имеют таких преференций, как госкомпании.
  10. +10
    16 мая 2025 04:29
    Проект абсолютно успешный. Просто никто никогда и не собирался выпускать серийный самолет. Таких проектов - масса. Приходит группа лиц, показывает красивые картинки (или один собраный на коленке образец - не важно) и получает под это дело бабло. Вот и всё. Все довольны. Проект успешно выполнен, можно браться за следующий. Толя-Рыжий сделал Руснано. УЗГА сделали Байкал и подбираются к Ладоге. Кто-то "проектирует" скоростной поезд под 450 кмч и тд и тп.
  11. +7
    16 мая 2025 07:53
    Устранение недостатков займет до пяти лет??? Нет уж, деньги с процентами вернуть, за....цев(как минимум, из вежл) в лагерь и ... чтобы самолет был готов через год!!!
  12. +7
    16 мая 2025 07:58
    занять пятилетку

    За пять лет можно спроектировать и построить атомную станцию, а не маленький дырчик. В наше то время разработать при помощи САПР и сделать математическую модель производство могут и студенты из Политеха за несколько месяцев. Что это за КБ такое? Они что там работают по технологиям 19 века? У нас люди в гаражах самолёта и вертолёты делают.
    Как обычно попилили денюжку и арэго пэго. Наказан и посажен ни кто не будет, деньги тоже сквозь землю провалились.
  13. +8
    16 мая 2025 08:14
    может быть пора стрелять
  14. +10
    16 мая 2025 09:07
    5 поколение - говоришь ? Ухи объелись ! Космическая держава не способна воспроизвести кукурузник !
  15. +7
    16 мая 2025 11:14
    Вот чета даже не удивлен, ну а спрашивать будет ли кто наказан за распил средств даже и не прилично в путинской экономике
  16. +1
    16 мая 2025 12:07
    когда же ворьё начнут расстреливать? иначе никак это не победить
  17. +10
    16 мая 2025 12:22
    Никто никого не будет наказывать. Никто никого не будет расстреливать.
    Система по разворовыванию работает эффективно.
    Именно так она задумывалась. Именно для этого она создавалась.
    Ей сегодня ничто не угрожает.
    Так зачем что-то менять?! Да и кому менять?
  18. +3
    16 мая 2025 12:38
    Все фигня, главное маневры-денег нет, самолета нет. И ведь никто не виноват.
    1. 0
      25 мая 2025 13:49
      Цитата: kot711
      Все фигня, главное маневры-денег нет, самолета нет. И ведь никто не виноват.

      laughing laughing fellow пошире развести руки
  19. +2
    16 мая 2025 14:40
    Предлагаю модрнизировать У-2. На большее эти не способны
  20. +6
    16 мая 2025 15:44
    Задача не решалась государством как единое целое. Задачу раздробили, тем более за результат ,как у нас принято никто не отвечал. Зато все валили друг на друга. Одно могу точно сказать, все бабло ,что выделялось было освоено , несмотря на претензии межгрупповые. Освоению денег ничего помешать не могло. банальное разворовывание по заветам Чубайса, ученики и соратники которого до сих пор правят многим в экономике страны.
    1. +7
      16 мая 2025 16:34
      Как то попадалась статья о том что отдельные организованные группы покупают должности, а затем быстро отбивают вложенные деньги. Поневоле веришь, другим подобное нельзя объяснить. С колен мы вроде встали, вернее нас, говорят, подняли с колен, но стоим мы похоже на краю обрыва. Нужно быть аккуратными, так недолго и разбиться.
  21. +8
    16 мая 2025 16:20
    Это коррупционный проект Минпромторга. Эти ребята уже давно берега попутали. И самолетик получился убогим: всего 9 пассажиров, а надо бы 12-15. Цену заломили дикую, 5 млн долл за борт. А аналогичная Цессна 208 стоит трёху! Сделано в США. И он даже на чешском движке не летает. Ибо не может. Вот такая простая история. Попилили госденьги и разбежались по кустам. А ведь тут не конструкторская неудача, тут чистая уголовка. Но не волнуйтесь! Ничего не будет, ни самолета, ни уголовки, ни денег. Ибо это Минпромторг. Тут наверное даже украинцы завидуют, сколько денег и как нагло исчезает…
  22. +7
    16 мая 2025 16:35
    Биплан уже не могут сделать, вот позорники-то.. Ельцинское наследие.. и наследники
  23. +3
    16 мая 2025 16:37
    А ведь ТВС-2ДТС получше был, правда с центровкой надо было вопрос решать.
    Характеристики биплана моноплану непосилам.
    Конечно моноплан экономичней, но у биплана разбег сильно короче.
    1. +1
      17 мая 2025 07:07
      Поговаривают, что Ан-2 мог более-менее безопасно приземлиться с неработающим двигателем. только за счет планирования.
  24. +1
    16 мая 2025 18:24
    С ТВД-10Б все тоже печально, завод в Томске который их делал на ладан дышал еще в 2009 году, я тогда был техником Ан-28 который лучшая замена Ан-2. И очное правило по которому больше 9 паксов можно возить только на 2 моторах надо отменить.
  25. +2
    17 мая 2025 07:06
    Безответственность - наше ВСЁ.
  26. +1
    17 мая 2025 10:33
    Вины самолёта в провале проекта нет.
    Виноваты те, кто составлял техническое задание на проектирование такого самолёта.
    При проектировании разве не понимали в какую цену всё выльется.
    Некому было экономику посчитать?
  27. 0
    17 мая 2025 21:11
    Есть слово - творить, а есть - воровать. Причём эти слова системные.
  28. 0
    18 мая 2025 18:51
    Упомянутых разработчиков уволить и вычесть начисленные зарплаты
  29. 0
    19 мая 2025 19:23
    А ведь за в ей этой историей потерялся Ан-З с двигателем ТВД-20, замечу нашим, Омским двигателем!
  30. 0
    21 мая 2025 12:35
    Интересно, можно ли было сделать нечто подобное Ан-28 но бипланистое?
  31. 0
    22 мая 2025 12:49
    Опять же всё через ...
  32. 0
    22 мая 2025 22:32
    Руки устали пилить, фазенда в Испании купили, дом в Майями. Детям по Ламборджини. Ну что, тебе надобно, Золотярыбка.
  33. 0
    28 мая 2025 00:56
    Дай_кал, и Кал_дали...
  34. 0
    28 мая 2025 08:41
    У вас как не статья об авиации, вернее о проектируемых и строящихся самолетах так описание трагедии со слезами на глазах!
  35. 0
    30 мая 2025 09:45
    Так, неготовность двигателя, это тоже, не причина, а следствие. Следствие 25 лет управленческих прорывов сами знаете кого.
    1. -1
      31 мая 2025 22:15
      Вот расшумелись то. Три борта Байкала с новым нашим двигателем на испытаниях и сертификации . Так что двигатель довели .Выявлять начали детские болезни. Всё остальное что пишут , не правда. Когда начинаю выяснять откуда у всей этой не правды ноги растут , упираюсь в мутные СМИ на западе и перепечатки СМИ иноагентов ,а потом и наши подхватывают , не разобравшись, или лень самим поинтересоваться у ответственных за самолёт , лиц , что и как.
      А у вас тут вой как с прибалтийских болот стоит.
      Кстати и ТВС-2ДТС не заброшен и по нему работы идут. Там тоже борт подходит к сертификации , но там потребуется времени несколько больше , поскольку коллектив занят и несколько иными задачами .
  36. 0
    5 июня 2025 11:43
    Потому, что Путин только просит, а нужно приказывать.