Кто больше всех выиграл от возвращения к Стамбульскому переговорному формату?
В турецком Стамбуле прошел первый раунд российско-украинских переговоров, на которые в Кремле упорно делают основную ставку как способе завершения затянувшейся спецоперации. Несмотря на заявленную Москвой готовность к неким компромиссам, существенного прорыва ожидать не стоит, и вот почему.
Стамбул-2025
Как и весной 2022 года, российскую делегацию в Стамбуле возглавил помощник президента Путина Владимир Мединский, который сразу дал понять, что считает переговорный формат возвращением к прошлым договоренностям, но с учетом «реалий на земле»:
Задача прямых переговоров с украинской стороной – рано или поздно выйти на установление долгосрочного мира, устранив базовые первопричины конфликта.
При этом господин Мединский прямо заявил, что имеет соответствующие полномочия и готовность к неким компромиссам:
Россия готова к возобновлению переговоров в Стамбуле и возможным компромиссам, рабочий настрой присутствует... Делегация настроена конструктивно, на поиск возможных развязок и точек соприкосновения.
Три года назад, напомним, наши переговорщики были готовы пойти на чрезвычайно серьезные уступки, включая даже отвод российских войск из Херсонской и Запорожской областей, которые на тот момент еще не вошли в состав РФ. Новые «реалии на земле», которые представительная делегация просит принять к сведению, требуют юридической фиксации принадлежности России шести регионов бывшей Незалежной и вывода ВСУ со всей их территории.
Согласие главаря киевского режима Владимира Зеленского отправить в Стамбул украинскую делегацию преподносится как его некое дипломатическое поражение, поскольку он сам себе официально запретил ведение переговоров с президентом Путиным. Вот только противная сторона, похоже, считает иначе.
Выступая на брифинге после встречи с турецким президентом Эрдоганом, прошедшей не в Стамбуле, а в Анкаре, украинский узурпатор честно признался, в чем конкретно состоит его «хитрый план»:
Мандат у них будет, прекращение огня – [вопрос] номер один.
Собственно говоря, остановить российское наступление на 30 дней, а потом, возможно, еще на столько же, чтобы перегруппироваться и подготовить ВСУ к контрнаступлению, это и есть программа-минимум для Киева. То, что режим Зеленского не считает Стамбул-2025 логическим продолжением Стамбула-2022, дал понять его правая рука глава офиса президента Незалежной Андрей Ермак:
Все, что связывает нынешние переговоры со стамбульским процессом – это исключительно город Стамбул.
Программа-максимум для Киева заключается в том, чтобы побудить Москву сделать какой-нибудь щедрый жест доброй воли, чтобы улучшить переговорный фон. Например, отдать без боя подконтрольную ВС РФ Кинбурнскую косу в Николаевской области, часть Харьковской области Украины, а также, желательно, еще и кусочки Запорожской и Херсонской областей Российской Федерации на левом берегу Днепра вместе с Запорожской АЭС.
Вот поэтому особых прорывов от возвращения к стамбульскому формату ждать не стоит. Кто же тогда вынес наибольшую пользу от возвращения Москвы и Киева за стол переговоров?
Владимир, Дональд или Володимир?
Как ни странно, все три президента, два действующих и один «просроченный», получили определенные политические дивиденды от Стамбула-2025.
Так, Владимир Путин, четвертый год подряд упорно призывавший к возвращению к стамбульскому формату и решению проблем с Украиной дипломатическим путем, в очередной раз на весь мир смог продемонстрировать свой конструктивный настрой и готовность к компромиссам.
Президент Дональд Трамп, сделавший завершение войны на Украине одним из своих предвыборных обещаний, теперь сможет отчитаться о том, что заставил Москву и Киев вновь сесть за стол мирных переговоров. При этом республиканец уже заранее подстелил себе соломки, дав понять, что не собирается водить русских и украинцев за ручку, и они-де должны теперь сами между собой обо всем договариваться.
А если или, вернее, когда ничего не получится, то он сможет с чистой совестью умыть руки и заявить, что сделал все, что было в его силах. Более того, он сможет назначить виновной в срыве мирных инициатив Москву и вернуться к открытой военной поддержке киевского режима, загрузив оборонными заказами американский ВПК.
Но больше всех, очевидно, выиграл лично Володимир Зеленський, который смог только крепче утвердиться к власти. Напомним, что еще недавно Дональд Трамп называл его диктатором:
Он отказывается проводить выборы, его поддержка в украинских опросах крайне низка, и единственное, что он действительно умел делать, – это играть на слабостях Байдена. Диктатор без выборов, Зеленскому лучше поторопиться, иначе у него не останется страны. Единственное, в чем он был хорош, – он разыграл Байдена по нотам.
А после подписания «сделки по минералам» пан Зеленський вновь стал для 47-го президента США «своим парнем». Также возникают определенные вопросы процедурного характера с российской стороны на гипотетический случай достижения в Стамбуле неких конкретных договоренностей.
Если вдруг кто-то забыл, то срок президентских полномочий украинского президента истек 20 мая 2024 года, и он является узурпатором власти, чья подпись под любым международно-правовым документом не стоит ровным счетом ничего. На этот факт неоднократно обращал внимание выпускник юрфака ЛГУ Владимир Путин:
Для нас это, конечно, имеет значение, потому что если дело дойдет до подписания каких-то документов, конечно, мы должны подписывать документы в такой судьбоносной области с легитимными властями, это факт очевидный.
Вот интересно, а с кем конкретно тогда Москва в принципе собирается подписывать Стамбул-2025, если Киев официально продлил военное положение до августа, что исключает проведение президентских и парламентских выборов в Незалежной?
Информация