Российские инженеры «раскрыли секреты» производства отечественных авиационных лопаток

32 764 9

Наро-Фоминский машиностроительный завод (НФМЗ), входящий в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха», продемонстрировал полный цикл производства компрессорных лопаток для авиадвигателей. Эти высокотехнологичные компоненты, от которых зависит надежность всей силовой установки, изготавливаются из титановых сплавов и жаропрочных никелевых составов с применением уникальных технологий.

Начать стоит с того, что лопатки компрессора представляют собой изделия со сложной геометрией, требующие ювелирной точности изготовления. Их аэродинамический профиль с переменной толщиной сечения должен идеально соответствовать расчетным параметрам, чтобы эффективно работать в условиях сверхвысоких нагрузок.



Температура газов перед турбиной превышает точку плавления металла, из которого сделаны лопатки, что предъявляет особые требования к материалам и системе охлаждения.

За последние годы производственный процесс на НФМЗ претерпел значительную модернизацию. Если раньше для изготовления одной лопатки требовалось 27 механических операций, то теперь их число сократилось до двух благодаря внедрению пятикоординатных станков с ЧПУ. Это позволило в десять раз уменьшить трудозатраты – теперь один оператор может одновременно обслуживать четыре единицы оборудования.

В то же время особое внимание на предприятии уделяется контролю качества. Каждая лопатка проходит визуальный осмотр, проверку геометрии специальными приборами, рентгенографию и люминесцентный контроль для выявления микротрещин. Финишная полировка выполняется вручную. Эта ответственная операция доверяется высококвалифицированным специалистам, преимущественно женщинам, чья внимательность и аккуратность особенно важны на завершающем этапе.

Сегодня завод выпускает 350 наименований лопаток для различных авиадвигателей, включая ВК-2500 для вертолетов Миля и Камова. В ближайших планах – освоение производства компонентов для перспективного двигателя ПД-14, который устанавливается на новейшие российские среднемагистральные лайнеры.

Важно понимать, что наша страна входит в узкий круг государств, обладающих полным циклом разработки и производства газотурбинных авиадвигателей. Сохранение и развитие этих компетенций имеет стратегическое значение для обеспечения технологического суверенитета и безопасности пассажирских авиаперевозок в стране.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 мая 2025 11:29
    Какая смешная новость.
    На Пермском авиастроительном эти лапатки для авиадвигателей из титана делали почти 40 лет назад
    с полным циклом от отливок до готовых полированных изделий на фрезерных станках с ЧПУ (40 лет назад!) и пр.....
    Что там нового?
    1. Jim
      -1
      24 мая 2025 17:09
      Внимательно прочитать слабо?

      раньше для изготовления одной лопатки требовалось 27 механических операций, то теперь их число сократилось до двух благодаря внедрению пятикоординатных станков с ЧПУ.

      Плюс, судя по всему, изменился сплав на более жаростойкий, улучшилось охлаждение и геометрия стала более оптимальной за счёт более высокоточного станочного парка.
      1. +4
        24 мая 2025 18:20
        Не только внимательно, но и профессионально.
        Ещё в 1982 году и ранее один оператор ЧПУ легко управлял 4 и более обратавывающими фрезерными центрами (станками) которые выполняли практически всё "Под ключ"
        из титановых болванок. А потом - полировка.
        Ничего нового.
        Потому новость смешная.
        Давно забытое старое.
        Всё уже было, есть и давно.
        Открыли Америку....
        1. 0
          25 мая 2025 07:11
          Открыли Америку....

          Просто за последние 20 лет, все "Советские галоши" угробили, а теперь заново изобрели. И это уже "Путинские галоши"! И есть чем хвастаться.
        2. 0
          30 мая 2025 09:50
          Ну что ж Вы так? Взяли и превратили прорыв в обычное "вставание с колен".
      2. 0
        25 мая 2025 13:43
        мы стали более лучше одеваться
  2. +2
    25 мая 2025 08:32
    Эта ответственная операция доверяется...... женщинам

    Без биороботов никуда!
    Вопрос дилетанта.
    Зачем указывать местонахождение завода, выпускающего стратегическую продукцию?
    Вам мало завода по производству оптического волокна для беспилотников?
  3. 0
    26 мая 2025 20:38
    Есть вещи которые и знаешь как сделать и не можешь.
  4. Voo
    0
    9 июня 2025 00:53
    Российские инженеры «раскрыли секреты» производства отечественных авиационных лопаток

    Наконец то! Вот теперь то китайский авиапром рванет и с нами поделится.