Что мешает объединению России и Беларуси?
В этом году исполняется 20 лет с момента подписания Союзного договора между Россией и Белоруссией. Все предыдущие годы Минск пользовался преимуществами статуса главного союзника Москвы, но при этом проводил очень самостоятельную внешнюю политику, зачастую не вполне согласующуюся с союзническими отношениями.
Так, Беларусь не признала ни независимости Абхазии и Южной Осетии, ни воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией. Также белорусские власти сдержанно-враждебно относятся к событиям на Донбассе, предоставив свою столицу как площадку для урегулирования. Не желает президент Лукашенко и появления полноценной военной базы Минобороны РФ на своей территории.
Неожиданно для многих, и Минска в первую очередь, Москва в прошлом году резко активизировалась на поприще трансформации Союзного государства из «бумажного» в реальное. В качестве инструмента давления был использован так называемый «налоговый маневр» в отечественной нефтянке. В новых условиях белорусские НПЗ и привычный бизнес по реэкспорту российских углеводородов терял свои конкурентные преимущества. Александр Григорьевич привычно засобирался в Москву, но, возможно, впервые получил там отказ и некий ультиматум, который заставил его гневно заявить о давлении на него и «угрозе суверенитету с Востока».
Существует довольно интересная теория, согласно которой в 2024 году Владимир Путин может пересесть из кресла президента РФ на уровень выше, во главе Союзного государства. Но для этого подобная надгосударственная конструкция должна существовать реально, а не на бумаге. И вот, последние несколько дней прошли под знаком переговоров Путина и Лукашенко, на которых обсуждалась судьба Союзного государства. Весьма показательно, что Александр Григорьевич предпочел Мюнхену трехдневную встречу в Сочи, где в перерывах между переговорами катался с российским президентом на лыжах и играл в хоккей. Удалось ли главам двух государств достичь компромисса?
Александр Лукашенко выступил с весьма неоднозначным заявлением:
Позиция довольно удобная, поскольку дает возможность в любой момент сдать назад, сославшись на белорусское общественное мнение. Чем-то это напоминает заявления Владимира Путина по поводу Курил, согласно которому решение территориального вопроса должно быть поддержано российским и японским народами.
О чем вообще может идти речь? Насколько глубоко должны интегрироваться Россия и Белоруссия в рамках этого самого Союзного государства? И насколько равноправным может быть объединение большой и маленькой экономик? Богдан Безпалько, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, озвучивает следующие вполне реальные шаги России и Беларуси навстречу друг другу:
1. Глубокая интеграция в области экономики, в том числе, введение общей валюты.
2. Введение общего гражданства и единого паспорта для россиян и белорусов.
3. Создание общего Парламента Союзного государства.
4. Согласование внешней политики Москвы и Минска, в том числе, признание Белоруссией Крыма и Севастополя российскими.
При всей позитивности подобных действий необходимо понимать, что это породит массу проблем. В наших реалиях углубленная экономическая интеграция будет означать масштабный заход российского крупного бизнеса в Белоруссию с поглощением ее государственной и муниципальной собственности, что вызовет неоднозначную реакцию местного населения. Многие отлаженные за долгие годы бизнес-схемы в этой стране накроются медным тазом.
Признание Минском Крыма и Севастополя российскими с высокой долей вероятности приведет к тому, что и на Белоруссию будет распространен режим международных санкций. При этом проблемы белорусской экономики в полной мере лягут на плечи уже российского бюджета. Мы же не колонизаторы какие, вроде англичан или французов, которые способны только выкачивать доходы из заморских владений.
Ну и, наконец, создание общего Парламента юридически означает потерю Минском части суверенитета, поскольку союзное законодательство по определению будет иметь преимущество над национальным. Можно предположить, что это не вызовет восторга у части белорусских элит и националистически настроенных движений. К слову, их мнение может дать повод Александру Григорьевичу дать обратный ход на любом этапе интеграции.
В целом, эти проблемы являются серьезными, но решаемыми. Вопрос лишь в цене, которую Россия будет готова заплатить за создание реального Союзного государства.
Так, Беларусь не признала ни независимости Абхазии и Южной Осетии, ни воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией. Также белорусские власти сдержанно-враждебно относятся к событиям на Донбассе, предоставив свою столицу как площадку для урегулирования. Не желает президент Лукашенко и появления полноценной военной базы Минобороны РФ на своей территории.
Неожиданно для многих, и Минска в первую очередь, Москва в прошлом году резко активизировалась на поприще трансформации Союзного государства из «бумажного» в реальное. В качестве инструмента давления был использован так называемый «налоговый маневр» в отечественной нефтянке. В новых условиях белорусские НПЗ и привычный бизнес по реэкспорту российских углеводородов терял свои конкурентные преимущества. Александр Григорьевич привычно засобирался в Москву, но, возможно, впервые получил там отказ и некий ультиматум, который заставил его гневно заявить о давлении на него и «угрозе суверенитету с Востока».
Существует довольно интересная теория, согласно которой в 2024 году Владимир Путин может пересесть из кресла президента РФ на уровень выше, во главе Союзного государства. Но для этого подобная надгосударственная конструкция должна существовать реально, а не на бумаге. И вот, последние несколько дней прошли под знаком переговоров Путина и Лукашенко, на которых обсуждалась судьба Союзного государства. Весьма показательно, что Александр Григорьевич предпочел Мюнхену трехдневную встречу в Сочи, где в перерывах между переговорами катался с российским президентом на лыжах и играл в хоккей. Удалось ли главам двух государств достичь компромисса?
Александр Лукашенко выступил с весьма неоднозначным заявлением:
Мы готовы настолько идти далеко в единении, объединении наших усилий, государств и народов, насколько вы готовы. Слушайте, мы и завтра можем объединиться вдвоём, у нас проблем нет. Но готовы ли россияне и белорусы? Вот это – вопрос.
Позиция довольно удобная, поскольку дает возможность в любой момент сдать назад, сославшись на белорусское общественное мнение. Чем-то это напоминает заявления Владимира Путина по поводу Курил, согласно которому решение территориального вопроса должно быть поддержано российским и японским народами.
О чем вообще может идти речь? Насколько глубоко должны интегрироваться Россия и Белоруссия в рамках этого самого Союзного государства? И насколько равноправным может быть объединение большой и маленькой экономик? Богдан Безпалько, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, озвучивает следующие вполне реальные шаги России и Беларуси навстречу друг другу:
1. Глубокая интеграция в области экономики, в том числе, введение общей валюты.
2. Введение общего гражданства и единого паспорта для россиян и белорусов.
3. Создание общего Парламента Союзного государства.
4. Согласование внешней политики Москвы и Минска, в том числе, признание Белоруссией Крыма и Севастополя российскими.
При всей позитивности подобных действий необходимо понимать, что это породит массу проблем. В наших реалиях углубленная экономическая интеграция будет означать масштабный заход российского крупного бизнеса в Белоруссию с поглощением ее государственной и муниципальной собственности, что вызовет неоднозначную реакцию местного населения. Многие отлаженные за долгие годы бизнес-схемы в этой стране накроются медным тазом.
Признание Минском Крыма и Севастополя российскими с высокой долей вероятности приведет к тому, что и на Белоруссию будет распространен режим международных санкций. При этом проблемы белорусской экономики в полной мере лягут на плечи уже российского бюджета. Мы же не колонизаторы какие, вроде англичан или французов, которые способны только выкачивать доходы из заморских владений.
Ну и, наконец, создание общего Парламента юридически означает потерю Минском части суверенитета, поскольку союзное законодательство по определению будет иметь преимущество над национальным. Можно предположить, что это не вызовет восторга у части белорусских элит и националистически настроенных движений. К слову, их мнение может дать повод Александру Григорьевичу дать обратный ход на любом этапе интеграции.
В целом, эти проблемы являются серьезными, но решаемыми. Вопрос лишь в цене, которую Россия будет готова заплатить за создание реального Союзного государства.
Информация