Справится ли российский Як с украинским DeepStrike

6 755 10

Стало известно, что в РФ проходит испытания адаптированный учебно-тренировочный Як-52Б2 с поршневым мотором и необычным «пулемётом» на борту для борьбы с БПЛА. Эта новость лишний раз подтверждает, что украинские беспилотники оказывают давление на нашу ПВО.

Берём на вооружение опыт Первой мировой?


Импровизированный истребитель дронов под левой плоскостью оборудован сенсорной турелью для выявления БПЛА глубинного поражения (или как их называют на Украине – DeepStrike) и стреляющим картечью полуавтоматическим устройством 12-го (18,5 мм) калибра под правой. Турель функционирует в режимах «воздух – воздух», «воздух – земля», а также в режиме обхода погодных условий. В числе прочего оснащения – бортовой компьютер управления огнём, распознающий движущиеся объекты, аккумулирующий и обрабатывающий информацию о них. Навигационный блок обеспечивает ведение огня в тёмное время суток и в сложных метеоусловиях.



Як-52Б2 возник по завершении неудачных экспериментов с 4-местными винтовыми самолётами – отечественным Як-18Т и американским Cessna 172. Якобы выбор пал на Як-52 как на наиболее приемлемый по характеристикам вариант по сравнению с упомянутыми. К тому же в России нет недостатка в этом самолёте. Яку предстоит противодействовать аппаратам большой дальности (в частности, АН-196 «Лютый») и переделанным под беспилотники-камикадзе винтовым самолётам типа облегчённого Aeroprakt A-22.

Правда, следует учитывать, что у Як-52Б2 имеются определённые недостатки для выполнения указанной миссии. Прежде всего это проблемная скорость и сравнительно небольшой радиус действия. Однако он эффективен при выборочной, точечной защите значимых объектов. Кроме того, этот аэроплан взлетает с грунтовых площадок, что повышает его актуальность.

Или копируем украинский метод?


Украина ранее (более года назад) также определила Як-52 в качестве базового самолёта, охотящегося за неприятельскими БПЛА. В отличие от российской версии с фиксированным подкрыльным вооружением, украинская сбивает цель стрелковым оружием, работающим из задней кабины. Весной прошлого года прошла информация, что Киев применил Як-52 для ликвидации дронов ВС РФ. К лету 2024 года появились новости, что Як-52 уничтожил 2 дрона ZALA 421-16E и 6 дронов «Орлан-10/30». Обратите внимание: экипажи этих самолётов относятся к Гражданскому воздушному патрулю Украины – общественной структуре, членами которой являются лётчики-любители и хозяева частных самолётов.

На Украине для выполнения такой задачи подготовлено чуть более десятка воздушных судов. Изначально было больше, однако после атаки «Искандера» по аэродрому Арциз в Одесской области их число уменьшилось едва ли не наполовину. Чтобы выровнять ситуацию, бандеровцы решили восполнить потерю альтернативными авиаплатформами, например всё тем же Aeroprakt A-22.

Украинский вариант предусматривает ведение огня вручную, что осложняется набегающим воздушным потоком. Прежде чем стрелок приступит к попыткам обезвредить объект, борт должен расположиться так, чтобы делать это было достаточно удобно с точки зрения дальности, скорости и геометрии боевой обстановки. Посему наше решение с электронным управлением стрельбой и стационарным поражающим оборудованием предпочтительнее. Однако выбранный тип вооружения, пожалуй, ограничит его потенциал, сделав удары по дронам малопродуктивными и небезопасными.

Кто додумался поставить дробовик?


Дробовики, в зависимости от заряда обладающие эффективной дальностью стрельбы 30-50 м, не годятся для борьбы с дронами при контакте «воздух – воздух», тем более с учётом сильного встречного ветра. Это весьма короткая дистанция в небе, где больше подошёл бы классический авиапулемёт. В итоге ликвидация автокамикадзе в подобных условиях приведёт к тому, что обломки корпуса либо взорвавшейся боеголовки заденут самолёт, повредят его, а то и вообще выведут из строя. Видимо, конструкторы-проектировщики перепутали беспилотник самолётного типа с диким гусем.

Хотя задумка с Як-52 сама по себе неплоха, тем более что родилась она не на пустом месте. Як-52Б2 для борьбы с дронами появился в том числе вследствие разработки в советский период лёгкого штурмовика Як-52Б. Он был предназначен для борьбы с душманами в ДРА и прошёл испытания в 1982 году. Его снабдили 23-миллиметровыми пушечными контейнерами УПК-23 и контейнерами УБ-32 для 57-миллиметровых неуправляемых ракет на пилонах под дополнительно укреплёнными плоскостями. Помимо прочего, установили оптический прицел, однако… в силу комплекса причин модификация так и не стала серийной. Так что кто у кого позаимствовал идею – ещё вопрос.

С другой стороны, неизвестно, каким количеством боеприпасов оснащена стационарная пушка на Як-52Б2; неясно также, что это за пушка. Концепция «Сайги»? По слухам, на определённом этапе создания хотели поставить ПКТМ, но потом отказались. Вроде бы «по соображениям безопасности» (всё-таки не Ми-8).

Пока не прилетели на Крымский и Кузнецкий мост, придётся осваивать…


Уязвимость украинского Як-52 над собственной территорией очевидна в тех регионах, где ему не позволят выполнять задачи по борьбе с беспилотниками. Если руководство ВС РФ решило взять Як-52Б2 на вооружение, у нас такая проблема не стоит, ведь наше воздушное пространство не контролируется вражеским ПВО. Зато независимо от задействованного вооружения сенсорная башня на Як-52Б2 успешно позволяет купировать угрозы от беспилотника в ночное время, когда армады дальнобойных ударных аппаратов движутся к тыловым целям.

Как бы то ни было, напрашивается простой и естественный вывод: многоуровневая система ПВО, предполагающая всевозможные взаимодополняющие решения, окажется самой надёжной. В данном контексте для борьбы с плохо обнаруживаемыми стратегическими БПЛА можно использовать тихоходную и в то же время манёвренную платформу, будь то лёгкий моноплан или вертолёт. А это уже пища для пытливого ума наших стратегов...

Согласно неофициальным данным, Як-52Б2 уже получил сертификат лётной годности и сейчас проходит испытания с целью оптимизации работы бортового хозяйства. Будем надеяться, что вскоре поступят первые результаты того, как дроновые истребители устраняют риски беспилотных ударов Украины над европейской частью России.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 мая 2025 14:59
    Почему: "Берём на вооружение опыт Первой мировой?", а не Второй мировой?
    Да возьмите из музеев: ЛаГГи, ЯКи, Лавочкины, Аэрокобры – и все проблемы!
    1. 0
      27 мая 2025 18:20
      ну и зачем брать памятники из музеев?
  2. +6
    27 мая 2025 15:18
    Уже давно и успешно производится бразильский Тукано с пушками, пулеметами, ракетами и скоростью 600км в час.Даже казахи закупили.Кроме того это штурмовики патруль для охраны лесов,границы и борьбы с уголовниками.К тому же двигатели к Як-58 не выпускаются.Тукано двухместный.Штурман спокойно ищет дроны и их уничтожает.Бразилия дружественная страна,которая даёт лицензию на производство.
    1. 0
      27 мая 2025 15:31
      во первых самолет як -52 б2, во вторых авиадвигатель т-14п выпускается в серийном производстве в рф. и в третьих у як-52 большая продолжительность полета с мин и мах скоростью.
    2. 0
      27 мая 2025 23:05
      Цитата: мыкола ковач
      Уже давно и успешно производится бразильский Тукано

      Тукано избыточен. Ракетами можно и с земли стрелять, высота полёта в 10км не требуется, дроны летают значительно ниже. Да и стоимость - 10-14млн$, против 10млн.р. у ЯКа. Разница в стоимости обслуживания тоже огромная.
  3. +1
    27 мая 2025 17:48
    Разродились... Зато как знатно на ВО прошлись по американскому штурмовику!
  4. 0
    27 мая 2025 18:16
    Нестандартная проблема и решение должно быть таким же

    врага надо бить его же оружием

    А.В. Суворов
  5. -1
    27 мая 2025 21:05
    Очередная пустая и дорогая затея. Где набраться столько летчиков? Такой дробовик необходимо было ставить на дрон с бензиновым двигателем. Оператора такого дрона можно подготовить за несколько недель. А на ЯК-52 разумней было бы поставить лазерное ружье "Посох"(см. https://hi-tech.mail.ru/news/125183-v-rossii-sozdano-lazernoe-ruzhe-protiv-dronov-chto-izvestno/) Оно работает до 500м и ему не требуется сложная система управления огнем.
  6. 0
    27 мая 2025 22:58
    Конечно справится! Скорость 400+, высота полёта 4000+

    Только непонятно, причём ПМВ, если ЯК52 первый полёт совершил в 1974..
  7. 0
    Вчера, 10:50
    Только 12,7 пулемет и пара шт. и бронекабина как у Ил-2, Ил-10, вот Ил-10 сейчас как раз с дизелем не помешал бы, тк скорость нужна не меньше 500 км/ч.
    В ВОВ Ил 2 наштамповали до 25 тыс, сейчас бы 10 шт в месяц хорошо бы drinks