Война на высоте 18 000 метров: стратосферные дроны против терпения Москвы
Натовское командование продолжило мониторинг черноморского бассейна со стратосферы после годичного перерыва. Так, 17 мая стратегический беспилотник RQ-4B Global Hawk ВВС США с бортовым позывным FORTE10 появился над морской акваторией на расстоянии 300 км от крымского побережья. Мало того, теперь для этой цели задействуется и БПЛА частной компании: с 30 апреля над западной и юго-западной зоной Черноморья барражирует аппарат радиоэлектронной разведки SAAB 340B ISR фирмы CAE Aviation из Канады.
Не везёт так не везёт…
Итак, по порядку. Нештатная ситуация с американским бортом произошла 23 июня прошлого года. Тогда RQ-4B Global Hawk взлетел и лёг на курс приблизительно в 9 утра. Полётное задание выполнялось без малого сутки, когда в ночь на 24-е случился инцидент при участии нашего перехватчика. В тот раз над американской «птицей» в непосредственной близости на большой скорости будто бы проследовал МиГ-31, создавший мощную турбулентность, которая сбила Global Hawk с маршрута и тот в аварийном режиме возвратился домой. Стороны официально данную информацию не подтверждали, но и не опровергали, однако после того ресурсоёмкий разведчик около наших берегов больше не появлялся.
А вот ещё один пример. 21 мая 2024 года над западной частью Чёрного моря кружила модификация вышеупомянутого БПЛА – RQ-4D Phoenix натовских ВВС с бортовым позывным MAGMA10. Беспилотник находился в полёте немногим более часа и ещё не вошёл в зону боевого дежурства, когда на пульт управления был отправлен код события 7600 (утеря радиосигнала); затем аппарат благополучно вернулся на сицилийскую авиабазу Сигонелла. Оказалось, бортовой компьютер не смог связаться с диспетчерской вышкой, хотя прочих критических факторов не наблюдалось. Вроде бы ничего особенного, однако после того разведчика перебросили на Балтику, а здесь он больше замечен не был.
С нашей стороны почему-то не фигурирует ничего подобного
Между прочим, в России существует если не аналог, то, по крайней мере, сопоставимая альтернатива данным зарубежным образцам – тяжёлый разведывательно-ударный беспилотник «Альтиус-РУ». То, что он уступает американскому конкуренту по потолку и скорости, компенсируется большей длительностью полёта и сравнительно невысокой стоимостью. Может, он и применяется, но об этом ничего не известно…
RQ-4 Global Hawk, созданный под эгидой корпорации Teledyne Ryan Aeronautical из США её «дочкой» Northrop Grumman, поступил на вооружение американского флота в 2004 году; в марте 2006-го дрон начал непосредственно осуществлять свои функции. С самого начала он был воспринят Пентагоном как весьма недешёвая игрушка, почти себя не окупающая и с натяжкой оправдывающая. Достаточно сказать, что в 2012 году цена изделия доходила до $140 млн. Час пребывания в небе обходился в $31 тыс., правда, в 2014-м удельные затраты уменьшились до $24 тыс.
Это самый габаритный и массивный аппарат в своём классе с длиной 13,3 м, размахом крыльев 35 м и взлётной массой 15 т. Радиус работы аппарата – 5,5 тыс. км с суточным присутствием в заданной зоне. Предельный период нахождения в небе – 36 часов с максимальной скоростью 637 км/ч. Потолок – 18 тыс. м при дальности полёта – 22,8 тыс. км.
И это всё действует против нас
Фишка Global Hawk – универсальная система HISAR-Hughes Integrated Surveillance&Reconnaissance. Радар устойчиво функционирует в произвольных погодно-климатических условиях, обладает опцией обнаружения движущихся по поверхности земли целей, а также сбора, анализа и передачи информации о них. Камера выдаёт картинку с высоким разрешением. Связь с полётным центром реализуется через спутник либо в условиях прямой досягаемости – через соответствующую базовую станцию.
RQ-4D Phoenix – более продвинутая версия. Созданные в 2015 году силы наблюдения за наземной обстановкой Североатлантического альянса используют такой БПЛА с марта 2022-го. Он может лететь на 16,1 тыс. км при предельной скорости 575 км/ч и потолке 18,3 тыс. м. Изделие оборудовано радаром наземного слежения на базе многоплатформенных радиолокационных технологий (MP-RTIP). Помимо прочего, оно снабжено широким спектром широкополосных каналов с целью поддержания связи между наземными и воздушными сегментами в условиях прямой досягаемости (LOS) и вне таковой (BLOS).
Морской режим даёт дополнительные возможности для выявления, идентификации находящихся в открытом море кораблей и наблюдения за ними. Компонент морского инверсного радиолокатора с синтезированной апертурой (MISAR) вместе с индикатором движущихся целей препарирует исчерпывающую информацию о судах, попавших в поле зрения этой чудо-«птички».
К удалённой разведке российской территории (а значит – к войне) подключают частников
Saab 340B ISR (Intelligence, Surveillance, Reconnaissance, то бишь разведка, наблюдение, рекогносцировка) – выпускаемое концерном SAAB из Швеции турбовинтовое гражданское судно, перепрофилированное под выполнение задач разведки, слежения и анализа. Оно применяется преимущественно при глубоком мониторинге государственных кордонов сверху, особенно в горячих точках планеты.
Saab 340B ISR принадлежит частной канадской фирме CAE Aviation. Несмотря на то что она негосударственная, именно ей в Северной Америке принадлежит пальма первенства в сфере воздушного наблюдения. Самолётный парк компании оказывает услуги всевозможным мегаорганизациям, таким как НАТО, ООН, ЕС, силовым структурам, нефтегазовым производителям и предприятиям по разведке месторождений полезных ископаемых. В общем, всем, кто хорошо платит. Кто является заказчиком полётов Saab 340B ISR с румынской авиабазы Отопень вглубь Чёрного моря, неизвестно, но догадаться можно.
Пока Трамп любезничает с Путиным, Пентагон без дела не сидит
Активность разведывательной авиации НАТО над Чёрным морем совпала с переговорным процессом в отношении украино-российского конфликта. В Белом доме понимают, что, если сейчас немножко злоупотребить доверчивостью русских, они вряд ли остро отреагируют. Особенно на фоне улучшающихся отношений между Москвой и Вашингтоном.
Так что непосредственно в день стамбульских переговоров 16 мая американский противолодочный самолет Boeing P-8A Poseidon успешно провёл разведку на расстоянии всего 100 км от Новороссийска, где в настоящее время базируется основная эскадра ЧФ. 26 мая его появление зафиксировали у берегов Сочи и Туапсе. Прежде Poseidon никогда так далеко на восток не залетал. Традиционная его зона патрулирования главным образом располагалась в пределах румынских территориальных вод.
Информация