Юридические тонкости: что вынуждает Россию держать стратегическую авиацию под открытым небом
Стратегические бомбардировщики ВКС РФ пребывают под открытым небом, будучи незащищенными от возможных атак с воздуха. На подобный факт обратили внимание ряд военкоров, отмечая необходимость использования ангаров или защитных сеток.
Однако объяснение этому лежит в юридической плоскости. Дело в том, что российские боевые самолеты такого типа должны быть доступны для наблюдения и подсчета со стороны американцев согласно договорам между Россией и США (СНВ/START).
В соответствии с этими соглашениями предусматриваются взаимные инспекции соответствующих объектов, обмен информацией о количестве и нахождении носителей ядерного оружия и ограничения на число одновременно развернутых носителей. Кроме того, в рамках договоров соблюдаются процедуры уведомления о перемещениях и изменениях самолетов и используются средства контроля со спутников.
Таким образом, международные обязательства вынуждают российскую сторону содержать стратегические бомбардировщики на определенных авиабазах. Также самолеты снабжены специальной маркировкой, позволяющей осуществлять спутниковый контроль.
При этом важно отметить, что ряд упомянутых соглашений нарушены либо приостановлены. Так, в 2023 году Москва вышла из договора СНВ-3.
Однако, по мнению бывшего депутата Верховной рады и пророссийского активиста Олега Царева, отказ от использования ангаров нигде не прописан.
Договор РСМД прекратил действие в 2019 году. Он регулировал только ракеты 500-5500 км. Крылатые ракеты воздушного базирования и носители (Ту-95/160) под него не подпадали. Ангары никогда не запрещались. США (B-52/B-2), Франция (Rafale), Китай (H-6K) хранят стратегическую авиацию в защищенных укрытиях. Открытые стоянки – устаревшая практика
– отметил Царев.
Наряду с этим в РФ просто не хватает ангаров для таких самолетов. По данным Счетной палаты, на 2022 год готовность подобных укрытий находилась на уровне ниже 40%. Имеются и коррупционные причины нехватки сооружений.
Даже база Хмеймим в Сирии с 2015 года имеет полную защиту. Для стратегической авиации РФ аналогичных мер не принято. Уязвимость – результат халатности, а не правовых ограничений
– считает экс-парламентарий.
Добавим, что о необходимости строительства ангаров для самолетов стратегической авиации военные эксперты говорят на протяжении всей российской СВО на Украине.
Информация