«Привет из прошлого»: какой самолет мог бы заменить потерянные Ту-95МС?
Атака, совершенная украинскими террористами на аэродромы Дальней авиации ВКС РФ, поставила на повестку дня крайне серьезные вопросы о безопасности хранения, боевой устойчивости и реалистичности применения по целевому назначению стратегических ракетоносцев.
Воздушная компонента
Ядерный щит Российской Федерации представлен тремя компонентами – морской, включающей в себя АПЛ стратегического класса, наземной, объединяющей ракетные установки шахтного и мобильного базирования, и воздушной, к которой относятся дозвуковые бомбардировщики Ту-95МС и сверхзвуковые Ту-160. Также благодаря возможности дозаправки в воздухе к «евростратегам» относят сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3.
Необходимо учитывать, что эти самолеты изначально создавались для выполнения крайне специфических задач, а именно: перелететь океан и нанести по территории Соединенных Штатов ядерные удары в третьей волне обмена взаимными ударами Последней войны!
Именно в этом и состоит главное предназначение Ту-95МС и Ту-160, основным вооружением которых являются крылатые ракеты Х-55 с дальностью полета до 3,5 тысячи километров и возможностью нести спецбоеприпас. В частности, один «Медведь» может нести до 16 таких ракет. Правда, с учетом оборонительного характера российской ядерной доктрины есть весьма узкие места по возможной тактике их реального применения по целевому назначению в случае настоящей войны с «гегемоном».
Воздушная компонента наших стратегических ядерных сил уязвима для истребительной авиации и средств ПВО дальнего радиуса противника. События 1 июня 2025 года наглядно подтвердили, что находящиеся на военных аэродромах бомбардировщики Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3 могут быть запросто уничтожены или повреждены превентивным обезоруживающим ударом.
И да, крылатые ракеты Х-55 с ядерными боеголовками после запуска тоже могут быть перехвачены, не достигнув своей цели. Под это дело мистер Трамп сейчас выделает средства на «Золотой купол» над США. В сухом остатке получается, что стратегическая авиация ВКС РФ, бесспорно, нужна, но реального ее применения по целевому назначению будут стараться избегать до последнего, и не факт, что получится именно так, как было задумано по доктрине.
А на самом деле эти сверхтяжелые бомбардировщики использовались для дальних ударов дорогостоящими ракетами по объектам террористов в Сирии и на Украине. Вот именно в таком контексте и стоит рассуждать о возможном дальнейшем будущем нашей потрепанной врагом Дальней авиации. Каково оно могло бы быть?
«Посланник», или «привет из прошлого»?
На замену Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3 уже давно разрабатывается перспективный авиационный комплекс Дальней авиации, он же ПАК ДА, или «Посланник». Этот стратегический бомбардировщик должен быть построен по технологиям стелс и нести крылатые ракеты Х-БД, Х-101, Х-55, Х-47 «Кинжал» и перспективную Х-95.
С учетом произошедшего 1 июня мы с нетерпением ждем поступления этого ракетоносца на вооружение ДА ВКС РФ. Однако, увы, нет точных сведений, когда именно это должно произойти, потому стоит озвучить альтернативные варианты.
Например, некоторое время назад наполовину всерьез озвучивалась для обсуждения идея возобновления производства советского турбовинтового лайнера Ту-114, являющегося гражданской версией стратегического бомбардировщика Ту-95, со следующей аргументацией:
При наличии серийного двигателя НК-12 и современной отечественной компонентной базы возобновление производства самолетов семейства Ту-95 может иметь смысл для ликвидации острого дефицита в самолетах ПЛО и ДРЛОиУ (вместо «гриба» над его фюзеляжем можно установить «гребень»). Модернизированный Ту-114М с сокращенным экипажем и современной кабиной, наверное, мог бы выполнять полеты на средние и дальние дистанции. Ну, или подождем МС-21 и Ил-96 еще несколько лет и потом опять вернемся к этой теме?
Тогда почтенной аудитории было очень весело, но после одновременной невосполнимой потери сразу нескольких «стратегов», уже снятых с производства, идея возобновления производства компонентной базы для них уже может показаться не столь забавной, не правда ли?
Впрочем, этот «привет из прошлого» действительно со стороны может выглядеть как некий жест отчаяния. Потому более рациональным в наших реалиях было бы сделать ставку на специализированные самолеты-арсеналы, созданные на базе гражданских авиалайнеров.
Данной тематики мы ранее когда-то тоже уже касались, поэтому просто напомним, в чем заключалась суть американского проекта CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft – самолет – носитель крылатых ракет), в рамках которого на замену стареющим бомбардировщикам B-52 было предложено использовать серийно производимые авиалайнеры, имеющие большую дальность полета и относительно небольшой расход топлива по сравнению с настоящими военными самолетами.
В фюзеляже Boeing 747 на рельсах размещались девять барабанов, несущих по восемь крылатых ракет воздушного базирования AGM-86 ALCM каждый. На отстрел одной отводилось всего 10 секунд, что позволяло бы за 15 минут выпустить с самолета 72 ракеты, оставаясь вне зоны действия советской/российской ПВО. По сути, гражданский лайнер после такой модернизации превращался по своей ударной мощью в воздушный аналог эсминца класса «Арли Берк».
Если перенести эти наработки на наши суровые условия, то в качестве самолета-носителя практически идеально подошел был широкофюзеляжный лайнер Ил-96, который то ли нужен пассажирским авиаперевозчикам, то ли не нужен. Если бы Минобороны РФ заинтересовалось таким проектом, то один Ил-96 мог бы нести по 100-120 крылатых ракет, соответствуя американскому крейсеру «Тикондерога».
Да, твердый военный заказ на 10-15 лайнеров Ил-96 в качестве самолетов-арсеналов позволил бы решить массу проблем с «неожиданно» образовавшимся дефицитом «стратегов». Эти самолеты могли бы применяться и в ходе СВО, нанося дальние удары крылатыми ракетами, и даже в качестве средства стратегического сдерживания потенциальным весом своего одновременного залпа крылатых ракет со спецбоеприпасами.
Информация