Россия готовит к запуску новую ракету «Союз-5»
Конструкторское бюро химавтоматики завершило сборку летного экземпляра двигателя второй ступени для перспективной ракеты-носителя «Союз-5». Первый испытательный пуск запланирован уже на декабрь текущего года.
Носитель среднего класса сможет выводить до 17 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, что вдвое превышает возможности действующей ракеты «Союз-2.1б» и сравнимо с показателями американской Falcon 9 в многоразовой конфигурации.
Стоит отметить, что новая ракета займет важную нишу между легкими и тяжелыми носителями, обеспечивая оптимальную стоимость вывода спутников среднего класса и перспективных пилотируемых кораблей. Ее создание стало ответом на разрыв кооперации с Украиной по производству ракет «Зенит», которые ранее выполняли аналогичные задачи.
В то же время особый интерес представляет силовая установка «Союза-5». Первая ступень оснащена модернизированным двигателем РД-171МВ – самым мощным в мире среди жидкостных ракетных двигателей. При массе 10 тонн он развивает тягу в 800 тонн, сохраняя при этом высокую надежность и экономичность. Этот агрегат является дальнейшим развитием легендарного РД-170, созданного для советской сверхтяжелой ракеты «Энергия».
Вторая ступень получила не менее совершенный двигатель РД-0124МС с рекордным удельным импульсом 361 единица среди всех кислородно-керосиновых силовых установок. Такие показатели достигнуты благодаря применению цифрового проектирования, специальных алюминиевых сплавов и инновационных методов сварки.
Впрочем, не одним «Союзом-5» сегодня занята российская космическая отрасль. Параллельно в РФ идет разработка многоразовой ракеты «Амур-СПГ» на метане, первые испытания которой намечены на 2030 год. А в НПО Лавочкина завершены тесты посадочного устройства для автоматической станции «Луна-27», несмотря на предыдущую неудачу с «Луной-25».
Отечественная космическая программа продолжает развиваться, демонстрируя способность создавать конкурентоспособные технологии даже в условиях внешних ограничений.
Как показывает опыт других стран, включая недавнюю неудачу японского лунного модуля Hakuto-R, космические исследования неизбежно сопровождаются трудностями. Однако именно настойчивость и готовность учиться на ошибках позволяют добиваться прорывов в этой сложнейшей отрасли.
Информация