Эксперт заявил о демонтаже крупнейшего инфраструктурного проекта России

137 881 16

«Российские железные дороги» (РЖД) объявили о переносе реализации третьего этапа модернизации БАМа и Транссиба минимум на год, но, скорее всего, на пару лет. Инвестиционная программа сократилась с 1,5 трлн руб. до 880 млрд руб., лимит на новые стройки фактически закончился. На это у себя в блоге обратил внимание экономист Константин Двинский, комментируя происходящее.

Он отметил, что на расширение пропускной способности Восточного полигона планировалось направить 400 млрд руб., но теперь только 110 млрд руб. Вина в этом лежит на ключевой ставке – минимальном проценте, по которому коммерческие банки могут получить кредиты от Центробанка РФ.



И это не просто бухгалтерия: с заморозкой Восточного полигона будут стагнировать грузопотоки, инвестиционные проекты, бюджеты регионов и десятки тысяч рабочих мест. Причина – не только в бюджетных ограничениях. Главный удар – ключевая ставка. В 2022–2024 годах РЖД активно наращивали долговую нагрузку под инфраструктурные проекты. Сейчас в обращении – свыше 2,6 трлн рублей долговых бумаг, из которых значительная часть – коммерческие облигации

– уточнил он.

Двинский добавил, что при ключевой ставке выше 16–17% обслуживание этого долга стало настолько затруднительным, что РЖД пришлось отказаться от инвестиций в новые проекты. Только в 2024 году компания выплатила более 180 млрд рублей процентов, и в 2025-м эта сумма вырастет как раз на столько, на сколько сократили инвестиционную программу. Более того, брать новые займы РЖД запретили – российское правительство ограничило предельный объем заимствований госкомпании.

По мнению экономиста, наблюдается системный демонтаж одной из немногих реально стратегических инфраструктурных программ. Под сокращение попадают даже те участки, где уже ведутся работы. Например, в Красноярском крае вся деятельность прекратилась еще в мае, так как был «выработан» имевшийся лимит средств. На Азово-Черноморском направлении уменьшили финансирование с 40 до 9 млрд – там деньги закончатся уже в июле. Аналогичная ситуация на северо-западе страны, где его сократили с 17 млрд руб. до 4 млрд руб. Стройки останавливаются, рабочие уходят – было 36 тыс. человек, осталось 10 тыс. Бюджеты Хабаровского края и Амурской области теряют налоговую базу, а подрядчики уже терпят убытки. РЖД лишились до 7,3% погрузки, особенно это касается стройматериалов и нефти.

Восточный полигон – не просто стройка. Это фундамент геоэкономического суверенитета России. И сегодня он рассыпается из-за высокой ключевой ставки и архаичной логики монетарной политики. Ведь происходит борьба с так называемым перегревом. Без дешевого и длинного кредита инфраструктура невозможна. А без инфраструктуры невозможен и экономический рост

– подытожил он.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 июня 2025 09:30
    Ничего, бабибулиной, еще орденок повесят.
    1. +4
      25 июня 2025 07:51
      Повесят и ординок тута, и кубышечку пополнят американцы
  2. +1
    24 июня 2025 09:39
    Интересно, почему нет работы с частными инвесторами? Можно же какую-то долю акций продать в частные руки без права перепродажи и покупки гражданами с кучей гражданств? Можно же. Сделать именные акции с фиксированным доходом?
    1. +1
      24 июня 2025 10:02
      Я бы долю в РЖД не купил ни на каких условиях - многие инфраструктурные проекты, такое впечатление, затевались просто ради попила бюджета, северный широтный ход тому пример, а восточное направление сильно зависит от политической конъюнктуры: если разворот на восток сменится другим лозунгом, либо продолжит недужиться китайской экономике, все эти вложения обернутся пшиком.
      1. +5
        24 июня 2025 15:03
        К сожалению многое так и есть, половина проектов только на бумаге успешная
    2. +5
      24 июня 2025 10:08
      Под какие проценты будут давать деньги "частные инвесторы"? И где они?

      Для примера.
      Яхта Алишера Усманова Dibar
      Длина 156 метров, стоимость примерно 800 млн долларов

      РПКСН "Юрий Долгорукий"
      Длина 170 метов, стоимость (только лодка без вооружения) 713 млн долларов

      При этом яхту могут конфисковать, а РПКСН вряд ли. Вот они - "частные инвесторы". Может ли Алишер Усманов продать свою яхту и профинансировать крупнейший ГОСУДАРСТВЕННЫЙ инфраструктурный проект?
      Кстати, это самая крупная яхта российских олигархов. Есть еще десяток поменьше. В целом могут профинансировать бюджет МО РФ лет на пять точно.
    3. +5
      25 июня 2025 10:20
      чиновничье вымогательство всякий проверяющих конролирующих так высоко, что такого количесва паразитов чиновников никакой частный ивестор не выдержит, а еще налоги выше 100 процентрв на рубль, .... частные инвестици в рф ткая же фикция как и многое другое, частные "инвестиции" это только прикрытие для распила госбюджета высокопоставлеными чиновниками под прикрытием неких подставных частных фирм реально кормящих только этих самых чиновников как через откаты так и через иные инструменты
  3. +2
    24 июня 2025 17:01
    На самом деле сдвигается или уходит в неизвестность целый ряд проектов, связанных и не связанных с госбюджетом...
  4. +2
    24 июня 2025 19:48
    Демонтаж проекта, это одно, сдвиг право в реализации или замедление, это совсем другое.
  5. -7
    24 июня 2025 19:57
    В друг откуда не возьмись появилась ...
    Всё это треп писАтелей, которые постоянно хотят написАть что-то плохое против РОССИИ.
    Как у классика - всё пропало шеф, всё пропало...
  6. +6
    25 июня 2025 08:57
    Он отметил, что на расширение пропускной способности Восточного полигона планировалось направить 400 млрд руб., но теперь только 110 млрд руб. Вина в этом лежит на ключевой ставке – минимальном проценте, по которому коммерческие банки могут получить кредиты от Центробанка РФ.

    А если к этим 110 миллиардам добавить потраченые 200 миллиардов на офис в Москве, и выходит что почти хватило,а урезать премии хотя бы разок всем этим жирным мордам в РЖД там и на другие проекты хватит.Валить всё на ключевую ставку эт они зря,но и Набиулина хорошо помогла и не только РЖД,малый и средний бизнес так же загибается от таких ставок,где та была в сети статья по этому поводу.Лихо проекты загибаются с почти триллионными вложениями типа оздоровления Волги,Байкала,мусорная реформа нынче загнулась,теперь РЖД.Кто следующий? А их будет немеряно,кто пилил бабло на проектах, а кто от ключевой ставки загнулся.
    1. +3
      25 июня 2025 10:26
      верно! при чем здесь любимамя горе экономистами сказочка про белого бычка,то есть про ключевую ставку, если доходность среднего бизнеса в рф отрицательная? экономический кретинизм , бояться даже подумать что весь средний бизнес убыточный, и расуждать на разрешенную популярную тему про ключевую ставку.... какой смысл брать кредит если бизнес убыточен? принцип гундермана (ротшильда) выведенный в гениальном романе Золя " Деньги". "всякая доходность банка зиждется на доходностях реального сектора и не может превышать эту доходность", перекликается в элементрным принципом Генри Форда, "всякое дело должно себя само финансировать",..а у нас даже такие монстры ака ржд и газпром с росннефтью , встают в очередь за триллионными госинвестициями , ну кто сможет побольше откусить от нефтегазовых доходов?....... нужно разогнать все проверяющие паразитирующие надзоры кроме нескольких важных, всех гибдд и пожнадзор поголовно на сво , роспотребнадзор опеку стройнадзор россельхознадзор, земельный надзор ространснадзор, и многих других всех разогнать и снять с бюджета , пусть работают создают что то полезное, и будет всем счастье... достаточно будет прокуратуры, СК МВД ФСБ контролирующих уголовную сферу и роскомнадзора и рособрнадзора контролирующих идеологию, .. не мешайте бизнесу работать, а людям спокойно жить
  7. +1
    25 июня 2025 17:18
    На следующий год ставка снизится до 15%, будет полегче. Вообще, нужно 10%.
    При 20% выживают только особо выгодные проекты и короткие, типа оптовой торговли. Так что все понятно. А ставку пора снижать. Инфляция под контролем, рубль опупел от собственной борзости, дефицитный бюджет, ВВП в шаге от рецессии.
  8. -1
    25 июня 2025 21:20
    Зато ВСМ движется невиданными темпами. Кто только билет сможет купить??
  9. 0
    26 июня 2025 00:51
    Надо всего лишь провести экономические проверки всех чиновников среднего и крупного уровня, а также всяких тыловых генералов. Наверняка у 90% родственники будут иметь невероятно-необъяснимо дорогое имущество и вклады... Всех протрясти с конфискацией незаконно нажитого, и на госпроекты деньги найдутся
  10. 0
    26 июня 2025 09:14
    Выход здесь просматривается один. Надо скорее вводить цифровой рубль. Тогда нашу финансовую систему можно делать многоконтурной и те деньги, которые направляются на инфраструктурные проекты не будут попадать на потреб рынок и толкать ценны вверх. Они будут крутиться только внутри промышленного контура. Тоже самое можно сделать с другими длинными деньгами например для с/х, кораблестроения и самолетостроения, космоса и пр.
  11. Комментарий был удален.
  12. Комментарий был удален.