Эксперт заявил о демонтаже крупнейшего инфраструктурного проекта России

62 669 8

«Российские железные дороги» (РЖД) объявили о переносе реализации третьего этапа модернизации БАМа и Транссиба минимум на год, но, скорее всего, на пару лет. Инвестиционная программа сократилась с 1,5 трлн руб. до 880 млрд руб., лимит на новые стройки фактически закончился. На это у себя в блоге обратил внимание экономист Константин Двинский, комментируя происходящее.

Он отметил, что на расширение пропускной способности Восточного полигона планировалось направить 400 млрд руб., но теперь только 110 млрд руб. Вина в этом лежит на ключевой ставке – минимальном проценте, по которому коммерческие банки могут получить кредиты от Центробанка РФ.



И это не просто бухгалтерия: с заморозкой Восточного полигона будут стагнировать грузопотоки, инвестиционные проекты, бюджеты регионов и десятки тысяч рабочих мест. Причина – не только в бюджетных ограничениях. Главный удар – ключевая ставка. В 2022–2024 годах РЖД активно наращивали долговую нагрузку под инфраструктурные проекты. Сейчас в обращении – свыше 2,6 трлн рублей долговых бумаг, из которых значительная часть – коммерческие облигации

– уточнил он.

Двинский добавил, что при ключевой ставке выше 16–17% обслуживание этого долга стало настолько затруднительным, что РЖД пришлось отказаться от инвестиций в новые проекты. Только в 2024 году компания выплатила более 180 млрд рублей процентов, и в 2025-м эта сумма вырастет как раз на столько, на сколько сократили инвестиционную программу. Более того, брать новые займы РЖД запретили – российское правительство ограничило предельный объем заимствований госкомпании.

По мнению экономиста, наблюдается системный демонтаж одной из немногих реально стратегических инфраструктурных программ. Под сокращение попадают даже те участки, где уже ведутся работы. Например, в Красноярском крае вся деятельность прекратилась еще в мае, так как был «выработан» имевшийся лимит средств. На Азово-Черноморском направлении уменьшили финансирование с 40 до 9 млрд – там деньги закончатся уже в июле. Аналогичная ситуация на северо-западе страны, где его сократили с 17 млрд руб. до 4 млрд руб. Стройки останавливаются, рабочие уходят – было 36 тыс. человек, осталось 10 тыс. Бюджеты Хабаровского края и Амурской области теряют налоговую базу, а подрядчики уже терпят убытки. РЖД лишились до 7,3% погрузки, особенно это касается стройматериалов и нефти.

Восточный полигон – не просто стройка. Это фундамент геоэкономического суверенитета России. И сегодня он рассыпается из-за высокой ключевой ставки и архаичной логики монетарной политики. Ведь происходит борьба с так называемым перегревом. Без дешевого и длинного кредита инфраструктура невозможна. А без инфраструктуры невозможен и экономический рост

– подытожил он.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Вчера, 09:30
    Ничего, бабибулиной, еще орденок повесят.
  2. 0
    Вчера, 09:39
    Интересно, почему нет работы с частными инвесторами? Можно же какую-то долю акций продать в частные руки без права перепродажи и покупки гражданами с кучей гражданств? Можно же. Сделать именные акции с фиксированным доходом?
    1. 0
      Вчера, 10:02
      Я бы долю в РЖД не купил ни на каких условиях - многие инфраструктурные проекты, такое впечатление, затевались просто ради попила бюджета, северный широтный ход тому пример, а восточное направление сильно зависит от политической конъюнктуры: если разворот на восток сменится другим лозунгом, либо продолжит недужиться китайской экономике, все эти вложения обернутся пшиком.
      1. +1
        Вчера, 15:03
        К сожалению многое так и есть, половина проектов только на бумаге успешная
    2. +1
      Вчера, 10:08
      Под какие проценты будут давать деньги "частные инвесторы"? И где они?

      Для примера.
      Яхта Алишера Усманова Dibar
      Длина 156 метров, стоимость примерно 800 млн долларов

      РПКСН "Юрий Долгорукий"
      Длина 170 метов, стоимость (только лодка без вооружения) 713 млн долларов

      При этом яхту могут конфисковать, а РПКСН вряд ли. Вот они - "частные инвесторы". Может ли Алишер Усманов продать свою яхту и профинансировать крупнейший ГОСУДАРСТВЕННЫЙ инфраструктурный проект?
      Кстати, это самая крупная яхта российских олигархов. Есть еще десяток поменьше. В целом могут профинансировать бюджет МО РФ лет на пять точно.
  3. -1
    Вчера, 17:01
    На самом деле сдвигается или уходит в неизвестность целый ряд проектов, связанных и не связанных с госбюджетом...
  4. +1
    Вчера, 19:48
    Демонтаж проекта, это одно, сдвиг право в реализации или замедление, это совсем другое.
  5. 0
    Вчера, 19:57
    В друг откуда не возьмись появилась ...
    Всё это треп писАтелей, которые постоянно хотят написАть что-то плохое против РОССИИ.
    Как у классика - всё пропало шеф, всё пропало...