Как Трамп реально может добить «Северный поток-2»
Над российским газопроводом «Северный поток-2» нависла смертельная угроза. Сейчас, когда строительство вышло на завершающую стадию, и уже вложены многие миллиарды долларов, Соединенные Штаты Америки могут нанести по проекту сокрушительный двойной удар.
Суть дела такова. «Газпрому» нужен надежный способ доставки «голубого топлива» в Европу в обход ненадежной Украины. Германии необходимы поставки дополнительных 55 миллиардов кубов газа в год для общей диверсификации и повышения конкурентоспособности своей экономики. Соединенным Штатам Америки, где из-за феноменального успеха «сланцевой революции» образовался переизбыток газа, нужен сбыт СПГ в Европу, а заодно и по возможности снижение конкурентоспособности своего основного европейского конкурента в лице ФРГ путем увеличения его издержек.
Проблема лишь в том, что американский СПГ дороже российского трубопроводного, на что справедливо указывают германские власти. Канцлер Меркель буквально заявила американцам:
И ее услышали. США смогут сжать «Северный поток-2» экономическими тисками с двух сторон.
Во-первых, они явно пролоббировали принятие поправок в европейскую газовую Директиву, о чем мы рассказывали ранее. Ее применение автоматически оставит уже построенный трубопровод «Северный поток-2» наполовину пустым, «убив» начисто его рентабельность. Это настолько перепугало российского монополиста, что руководитель «Газпрома» Алексей Миллер даже начал говорить о возможности строительства «Турецкого потока-2»:
Как мы видим, принципиальная нерешенность «украинского вопроса» Кремлем вынуждает городить один дорогостоящий проект поверх другого при том, что транзит через Незалежную все равно сохранится вместе с зависимостью от Киева. Это частичный ответ на статью уважаемого коллеги на тему того, что могло быть иначе, возьми мы Украину в 2014 году.
Во-вторых, власти США могут серьезно снизить себестоимость своего СПГ, приняв поправки в национальное законодательство, в частности, закон «О торговом море». Согласно ему, торговые грузы в юрисдикции США должны перевозиться на судах, принадлежащих американцам, построенных в США, идущих под флагом США, с американским же экипажем на борту. Второе название этого протекционистского нормативного акта – «закон Джонса».
Так вот, появилась информация о том, что администрация Трампа может его отменить или внести в него изменения, которые либерализуют рынок морских перевозок. Очевидно, что подобные меры направлены на расширение возможностей американских газопромышленников по экспорту СПГ в Европу и Азию. По сути дела, Вашингтон может передать важную часть своего кораблестроения в Южную Корею и Китай, где стоимость строительства танкеров-газовозов в два раза ниже. Появление в ближайшие годы у США огромного танкерного флота резко снизит цены на доставку сжиженного газа за океан и его стоимость для конечных потребителей.
Обратной стороной медали будет утрата заказов на строительство американскими верфями, что плохо согласуется с лозунгом Трампа «Америка прежде всего». Теперь все будет зависеть от того, что выберет президент США: добить «Северный поток-2» или причинить ущерб национальному кораблестроению.
Суть дела такова. «Газпрому» нужен надежный способ доставки «голубого топлива» в Европу в обход ненадежной Украины. Германии необходимы поставки дополнительных 55 миллиардов кубов газа в год для общей диверсификации и повышения конкурентоспособности своей экономики. Соединенным Штатам Америки, где из-за феноменального успеха «сланцевой революции» образовался переизбыток газа, нужен сбыт СПГ в Европу, а заодно и по возможности снижение конкурентоспособности своего основного европейского конкурента в лице ФРГ путем увеличения его издержек.
Проблема лишь в том, что американский СПГ дороже российского трубопроводного, на что справедливо указывают германские власти. Канцлер Меркель буквально заявила американцам:
Делайте дешевле, и мы купим у вас.
И ее услышали. США смогут сжать «Северный поток-2» экономическими тисками с двух сторон.
Во-первых, они явно пролоббировали принятие поправок в европейскую газовую Директиву, о чем мы рассказывали ранее. Ее применение автоматически оставит уже построенный трубопровод «Северный поток-2» наполовину пустым, «убив» начисто его рентабельность. Это настолько перепугало российского монополиста, что руководитель «Газпрома» Алексей Миллер даже начал говорить о возможности строительства «Турецкого потока-2»:
При наличии спроса и необходимых согласований проект морского газопровода “Турецкий поток-2” мог бы состояться.
Как мы видим, принципиальная нерешенность «украинского вопроса» Кремлем вынуждает городить один дорогостоящий проект поверх другого при том, что транзит через Незалежную все равно сохранится вместе с зависимостью от Киева. Это частичный ответ на статью уважаемого коллеги на тему того, что могло быть иначе, возьми мы Украину в 2014 году.
Во-вторых, власти США могут серьезно снизить себестоимость своего СПГ, приняв поправки в национальное законодательство, в частности, закон «О торговом море». Согласно ему, торговые грузы в юрисдикции США должны перевозиться на судах, принадлежащих американцам, построенных в США, идущих под флагом США, с американским же экипажем на борту. Второе название этого протекционистского нормативного акта – «закон Джонса».
Так вот, появилась информация о том, что администрация Трампа может его отменить или внести в него изменения, которые либерализуют рынок морских перевозок. Очевидно, что подобные меры направлены на расширение возможностей американских газопромышленников по экспорту СПГ в Европу и Азию. По сути дела, Вашингтон может передать важную часть своего кораблестроения в Южную Корею и Китай, где стоимость строительства танкеров-газовозов в два раза ниже. Появление в ближайшие годы у США огромного танкерного флота резко снизит цены на доставку сжиженного газа за океан и его стоимость для конечных потребителей.
Обратной стороной медали будет утрата заказов на строительство американскими верфями, что плохо согласуется с лозунгом Трампа «Америка прежде всего». Теперь все будет зависеть от того, что выберет президент США: добить «Северный поток-2» или причинить ущерб национальному кораблестроению.
Информация