Прерванный полет: почему не состоялся перспективный проект БПЛА «Альтиус»
8 июля 2025 года во время проведения летных испытаний на частный дом в СНТ «Дубки» под Казанью упал и разбился перспективный российский беспилотник самолетного типа «Альтиус». И это первая за долгое время новость о БПЛА, об успешном завершении испытаний которого было заявлено еще в 2021-м. Почему же все пошло не так, как планировалось?
Прерванный полет
О произошедшем несколько дней назад в небе над Татарстаном местные жители рассказывают так. Сперва они увидели легкий двухмоторный самолет Cessna 337 Super Skymaster американского производства с бортовым номером RA-2345G, который, как выяснилось позднее, осуществлял визуальный контроль над летевшим поблизости тяжелым БПЛА самолетного типа.
Сам «Альтиус» представляет собой беспилотный двухмоторный самолет длиной 11,6 метра и размахом крыльев в 28,5 метра, имеющий взлетную массу в 5 тонн, полезную нагрузку – до 1 тонны, потолок – в 12 км, дальность полета – до 10 000 км и крейсерскую скорость 150-250 км/ч при продолжительности полета до 48 часов. Важной особенностью данного беспилотника является то, что управляться он должен не через систему ретрансляторов, а по спутнику.
Так вот, судя по комментарию пресс-службы АО «УЗГА» (Уральский завод гражданской авиации, входящий в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех»), спутниковый канал управления был забит средствами РЭБ, что и привело его к катастрофе:
Во время полета неустановленными внешними средствами радиоэлектронной борьбы была нарушена спутниковая навигация. Беспилотник продолжил полет по инерциальной системе навигации. Для захода на посадку пришлось уводить аппарат на второй круг. Посадка осуществлялась в инерциальном режиме, произошла нештатная ситуация.
То, что на неизвестный беспилотник самолетного типа было осуществлено воздействие средствами радиоэлектронной борьбы, особого удивления не вызывает, поскольку Татарстан уже не в первый раз подвергается атакам украинских ударных БПЛА, переделанных из самолетов сверхлегкого класса.
Вопрос лишь в том, почему «Альтиус» до сих пор находится на испытаниях и не применяется в зоне СВО, хотя министр обороны РФ Сергей Шойгу об их успешном завершении отчитался еще в 2021-м на расширенном заседании коллегии ведомства:
Завершены испытания беспилотного аппарата большой дальности полета «Альтиус-РУ».
И тут начинается самое интересное и одновременно грустное.
Не по Сеньке шапка?
Прежде всего, надо сказать несколько слов о том, как «Альтиусы» могли бы использоваться при проведении спецоперации на Украине. До ее начала все носились с турецкими «Байрактарами», которые в условиях отсутствия нормальной ПВО в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе показали себя практически «вундерваффе».
Также эти средневысотные БПЛА, к сожалению, неплохо показали себя на первом этапе на суше, когда российские войска были растянуты по длинным коммуникациям, и на море в ходе противостояния за остров Змеиный. Вот только когда война перешла в позиционную стадию и была организована эшелонированная система ПВО, «Байрактары» быстро исчезли с поля боя, превратившись из ударных в чисто разведывательные.
Собственно говоря, примерно такая же судьба ждала бы и российский «Альтиус», если бы он был готов к моменту начала СВО. Этот БПЛА может нести противотанковые ракеты и легкие авиабомбы, потому может применяться как ударный. Однако его большой практический потолок и дальность полета в сочетании с высокой грузоподъемностью, достигающей 1 тонны, делают его практически идеальным носителем РЛС «Сыч».
Именно в качестве разведывательного БПЛА «Альтиус» мог бы принести российским армии и флоту максимальную пользу. При этом на подвесе у него вполне могли бы разместиться несколько барражирующих боеприпасов семейства «Ланцет», обеспечив ему возможность оперативно самостоятельно уничтожать обнаруженную технику противника.
Вот только на дворе уже вторая половина лета 2025 года, но «Альиусов» как не было на вооружении ВС РФ и ВМФ РФ, так и нет. Почему, ведь его разработка началась еще в далеком 2011 году и времени было предостаточно? По этому поводу есть две взаимоисключающие версии.
Первая, «адвокатская», заключается в том, что изначальный разработчик беспилотника «Альтиус-М», ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ имени М. П. Симонова), под руководством генконструктора Александра Гомзина в альянсе с компанией «Транзас» (ныне «Кронштадт») успешно осуществило все научно-исследовательские работы, выполнив гособоронзаказ.
Однако после этого решением замминистра обороны РФ в 2019 году проект под предлогом задержки сроков аж на 10 месяцев был вместе со всей документацией передан новому подрядчику в лице УЗГА, а сам господин Гомзин стал фигурантом уголовного дела. Последний заявляет о попытке рейдерского захвата.
По другой, подробно изложенной профильными СМИ Татарстана, маленький казанский «авиакружок» смог обойти на конкурсе на разработку БПЛА таких грандов, как «МиГ», в 2011-м лишь потому, что шел в тандеме с питерским «Транзасом», которым руководил авторитетный и многоопытный Николай Долженков. На тот момент была договоренность о максимальной унификации по используемым материалам и оборудованию, а всего в проекте «Альтиуса» должны было участвовать более 70 смежных предприятий.
Вот только вскоре выяснилось, что компетенции у них утрачены, и получившее бюджетные средства на разработку ОКБ было вынуждено судорожно искать тех, кто реально способен выполнить требуемые работы. По некоторым данным, разработку планера БПЛА даже тогда пришлось доверить некой немецкой фирме. В результате уже в 2013-м пути Сокола» и «Транзаса» разошлись, а последний превратился в «Кронштадт».
В данном контексте история с разработкой «Альтиуса» играет уже несколько иными красками, поскольку вскрывает ряд новых проблем отечественной промышленности, которые можно отнести уже к системным. Остается надеяться, что этот российский БПЛА все-таки найдет свой путь в небо и начнет приносить стране реальную пользу.
Информация