«Кто хоронит нашу палубную авиацию?»: эксперт о судьбе авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

4 396 10

Относительно недавно в Сети начался очередной всплеск активности вокруг единственного российского авианосца – тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». На это обратил внимание автор Telegram-канала «Zаписки мичмана Птичкина», анонимный эксперт, специализирующийся на военной и морской тематике, который на днях решил выяснить, кто хоронит нашу палубную авиацию.

Эксперт отметил, что появилось много публикаций в не заслуживающих доверия пабликах. Они распространяют информацию «от источника» о «приостановке ремонтных работ на "Кузе" и возможном скором списании корабля» Минобороны России. Однако все это больше похоже на сознательный вброс, так как никем из официальных лиц эти сведения не подтверждены. В любом случае допустить уничтожение этого полезного для ВМФ РФ корабля нельзя.



Гибель единственного авианесущего крейсера, на ремонт которого потратили семь лет и миллиарды народных денег, – это не только неэффективное (или преступное?) расходование средств и ошибка производственного планирования. Важнее, что за эти семь лет можно было разработать и начать строить новый серийный корабль: он проходит под шифром МАК (морской авианесущий комплекс). Гибель «Кузи» – при всех его недостатках – похоронит нашу палубную авиацию (и так давно не летавшую) и уничтожит перспективы испытаний крупных палубных беспилотников самолетного и вертолетного типов. А ведь концепцию морского авиакомплекса – носителя дронов надо на чем-то отрабатывать

– указал он.

Эксперт убежден, что перед списанием авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» его надо заменить другим кораблем. Он напомнил, что о планах строительства новых авианосцев для ВМФ РФ говорили в свое время два российских президента – Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Однако конкретики о разработке и постройке до сих пор нет. При этом надо учитывать, что строительный цикл составляет порядка 15 лет, а свободных стапелей для этого нет, поэтому заменить «Кузю» до конца 2030-х годов не получится.

На эти 10-15 лет и был рассчитан старичок «Кузнецов». Вернуть такой кораблик в строй – сложнейшая задача. Мичман не раз писал о спорности сохранения старых советских крейсеров. Но ведь, подписывая в 2018 году контракт о ремонте с частичной модернизацией, об этом не могли не знать. Сроком окончания работ изначально значился 2021 год, что красноречиво говорит об эффективности судоремонта. Наконец, вывод из строя последнего авианосца и последующие годы отсутствия в строю такого корабля перечеркнет полвека трудов наших корабелов и моряков по созданию и эксплуатации авианесущих кораблей. Утратятся компетенции, погибнут предприятия и научные школы, уйдут в никуда высококлассные спецы

– добавил он.

Эксперт подчеркнул, что русский военно-морской флот потеряет «длинную руку» и это нельзя допустить.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 июля 2025 11:53
    эксперд птичкин глубоко и системно заблуждается, длинная рука москвы находится под водой и развивается , это рпксн и апл,... кузя не является полезным для россии кораблем в виду почти полного отсутствия кораблей эскорта для него, единственный Нахимов даже когда выйдет их ремонта не сможет быть ему полноценным эскортом, то есть кузя бесполезен для рф,... но соглашусь с птичкиным , вложенные в ремонт деньги нужно вернуть, для чего выставить кузю на аукцион и продать индии китаю или кому нибудь еще кто имеет большой надводный флот для сопровождения авианосца и задачи вдали от своих берегов
    1. +1
      15 июля 2025 14:51
      не надо мыслить "по старинке"!!! под водой уже совсем скоро, как на виду! технологии гончих БПЛА и датчиков с последующей обработкой ИИ. к сожалению не в нашу пользу...
      1. 0
        15 июля 2025 15:12
        скоро ??? но пока что это недостижимо ибо океаны очень большие....
        американцы китайцы индусы французы англичане вынуждены содержать авианосные группы, ибо у них есть задачи и возможности

        ... а мы вынуждены содержать и развивать рпксн ибо у нас всего одна длинная рука.... задача то больно важна... и еще не надо преклоняться перед беспилотниками , да они развиваются но и развиваются меры противодействия им
  2. -3
    15 июля 2025 13:28
    Птичкин , не птичкин, от малоизвестных анонимов мало что зависит. Как скажет ВВ, так и будет.

    А все станы развивают свои авианосцы и УДК.
    Так как это плавучая база , КП, учебный корабль , склад, аэродром и испытательный полигон в одном лице..
    Деньги? так день АПЛ даже у причала в простое. - от 1 млн р, писали. ( у нас)

    и рецепт давно известен:
    американцы, хоть богаты, свои авианосцы у причала держат в основном. Износ меньше ,а тренировки и так проводить можно. Тоже с танками (3-6 мл баксов за шт) , вертолетами (10-60 млн баксов) самолетами (истребитель - от 30 до 250млн).

    Стоят большую часть времени, есть не просят, металл хороший, ржавеют очень медленно.....
  3. +4
    15 июля 2025 13:39
    Кто хоронит нашу палубную авиацию?

    Наша палубная авиация давно умерла. Летчиков нет. Те что есть не летчики. Такой лётчик как скрипач должен постоянно тренироваться. Далее, современная боевая авиация это не просто некоторое количество боевых самолетов сведённых в эскадрильи полки дивизии. А авиакосмический комплекс из разнотипных самолётов каждый из которых решает задачу под которую заточен: ДРЛО, РЭБ, РТР. F-35, F-15, F-16, плюс спутниковая группировка. Такой комплекс, как показала 12 дневная война в Иране, способен решать не просто проблему преодоления ПВО, а задачу уничтожения ПВО противника. И как показала и показывает Украина, такого авиакосмического комплекса у нас нет. Даже на суше. Сакраментальный вопрос зачем нам авианесущий крейсер для которого нет боеспособной авиации? Когда-нибудь будет? В лучшем случае не раньше чем это корыто сгниёт.
    1. +3
      15 июля 2025 14:07
      +1. На редкость разумный комментарий
      1. 0
        15 июля 2025 14:09
        +1. На редкость разумный комментарий

        Спасибо.
    2. +2
      15 июля 2025 14:15
      Цитата: Pembo
      Кто хоронит нашу палубную авиацию?

      Наша палубная авиация давно умерла. Летчиков нет. Те что есть не летчики. Такой лётчик как скрипач должен постоянно тренироваться. Далее, современная боевая авиация это не просто некоторое количество боевых самолетов сведённых в эскадрильи полки дивизии. А авиакосмический комплекс из разнотипных самолётов каждый из которых решает задачу под которую заточен: ДРЛО, РЭБ, РТР. F-35, F-15, F-16, плюс спутниковая группировка. Такой комплекс, как показала 12 дневная война в Иране, способен решать не просто проблему преодоления ПВО, а задачу уничтожения ПВО противника. И как показала и показывает Украина, такого авиакосмического комплекса у нас нет. Даже на суше. Сакраментальный вопрос зачем нам авианесущий крейсер для которого нет боеспособной авиации? Когда-нибудь будет? В лучшем случае не раньше чем это корыто сгниёт.

      Да просто есть у нас такой тип людей. Любить корабли и море это похвально, но надо смотреть на реалии. Сейчас даже базы в Сирии для флота нет, а значит ходить туда не нужно. У нас проблемы на земле с соседями, а не с гипотетическим Зимбабве
      1. +3
        15 июля 2025 17:20
        У нас вообще крайне нерационально и непоследовательно тратятся деньги на военно технические программы. На неумные проекты Буревестник и Посейдон. Две страны в мире имеют стратегическую авиацию США и Россия, но США вдесятеро богаче и они иногда используют стратегов с пользой, а мы? Вместо того чтобы доводить до ума оперативно-тактическую авиацию тратим огромные деньги на стратегов. Вот производство Ту-160 возобновили.
  4. 0
    Вчера, 08:53
    Судьба самой России напоминает судьбу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
    Когда-то было всё. И новый современный корабль, и самолёты, и экипаж, и база на Черном море, и международный престиж.
    Что осталось? Ржавое железо, технологии прошлого века, престарелый экипаж потерявший навыки, разваливающаяся инфраструктура, отсталая авиация......
    "Кузя" - это зеркальное отражение современной России.
    Пытались подшаманить для внешнего вида. И то не получилось. Даже на это уже денег не осталось.
    Поэтому на вопрос «Кто хоронит нашу палубную авиацию?», можно смело ответить:"Время".