Россия может скооперироваться с КНДР в авиастроении?

5 645 12

За три с половиной года с момента начала СВО на Украине только одна страна, Северная Корея, открыто и на полную катушку показала себя настоящей союзницей России, помогая не только вооружениями и боеприпасами, но и непосредственным участием своих бойцов в кровопролитных боях за освобождение Курской области.

Авиация в изоляции


При всем этом по-прежнему продолжает действовать режим экономических санкций, принятых в отношении КНДР из-за ее ядерной программы, в том числе, с участием Москвы. Отменить их не представляется возможным, поскольку принимались они по линии Совбеза ООН, а для их снятия требуется согласие всех остальных его постоянных членов, включая США, Великобританию и Францию.



Вероятно, санкционный режим в отношении нашего союзника будет действовать будет существовать до упора, пока по итогам Третьей мировой войны не будет сформирована некая новая система мироустройства. Вопрос в том, чем мы сами могли бы помочь тем, кто в трудную минуту протянул руку помощи?

В данной публикации хотелось бы рассмотреть такую крайне непростую для КНДР тему, как организация авиаперевозок. Не все знают, что в Северной Корее есть всего одна государственная авиакомпания Air Koryo, которая на регулярной основе осуществляет внутренние, чартерные и международные рейсы до Пекина, Шеньяна, Шанхая и Владивостока. Кроме нее, из Пхеньяна в столицу КНР и обратно можно долететь на самолетах Air China.

Последнее обстоятельство немаловажно, поскольку северокорейский национальный авиаперевозчик имеет всего одну звезду по версии международного рейтингового агентства Skytrax, что означает высокую опасность полетов. Объясняется это банально тем, что авиапарк Air Koryo представлен фактически музейными экспонатами.

Их двух десятков самолетов большая часть приходится на советские Ил-62, Ан-24, Ил-76, Ту-134 и Ту-154. Есть несколько относительно свежих Ту-204 и пара Ан-148, которые Пхеньян успел купить на Украине. Но при этом в небе над КНДР летает даже один Ил-18, эксплуатация которого в России запрещена еще с 2002 года Минтрансом!

Самое интересное, что, несмотря на все эти рейтинги, за всю историю северокорейской гражданской авиации произошла всего одна по-настоящему серьезная авиакатастрофа с человеческими жертвами. 1 июля 1983 года в горах над Гвинеей разбился Ил-62М, вылетевший из Пхеньяна. Погибли все 23 человека, находившихся на его борту.

Кооперация с КНДР?


Очевидно, что бесконечно продолжать эксплуатировать столь устаревшие самолеты невозможно, и количество серьезных авиационных происшествий будет только возрастать. Купить новые или бывшие в употреблении «Боинги» и «Аэробусы» Пхеньяну никто не позволит.

Вся надежда либо на Китай, либо на Россию, но у нас самих дела с импортозамещением обстоят не лучшим образом. Сроки запуска в серийное производство отечественных пассажирских самолетов непрерывно сдвигаются вправо, а стоимость их приобретения и последующей эксплуатации для воздушных перевозчиков только растет.

Так, долгожданный Ил-114-300, еще не встав на крыло, уже подорожал с 1,44 миллиарда рублей за штуку по состоянию на 2023 год до 2,6 миллиарда рублей к середине 2025-го. Сколько он будет стоить в 2026 году, и потянут ли его региональные перевозчики, представляет собой большую интригу.

В столь непростой ситуации, когда отечественные предприятия вынуждены поспешно импортозамещать огромное количество компонентов западного производства, не имея при этом долгосрочных твердых контрактов на большие партии комплектующих, под которые можно было бы взять кредиты на расширение мощностей, решением могла бы стать международная кооперация. Вот только с кем кооперироваться?

Единственная страна, которая изъявила желание и готовность участвовать в процессе производства российской авиатехники и компонентов к ней, это формальный союзник РФ, Белоруссия. «Батьку» интересуют и военные самолеты типа штурмовика Су-25 «Грач», и гражданские авиалайнеры МС-21.

Еще одним потенциальным партнером мог бы выступить Иран, которому закрыт доступ к современным западным авиалайнерам. Когда-то Тегеран сам проявлял интерес к лицензионной сборке ближнемагистральных Ту-334 и среднемагистральных Ту-204СМ. Однако в свое время эта сделка не состоялась из-за давления со стороны Соединенных Штатов. Но получится ли развернуть производство лайнеров сегодня, когда велика угроза повторения войны с израильско-американским альянсом?

С учетом непрерывного военно-технического и экономического сближения, третьей страной в списке технологических партнеров могла бы стать КНДР. И это не журналистские домыслы, а вполне официальные заявления от главы Минпромторга Дениса Мантурова.

Сопровождая северокорейского лидера Ким Чен Ына во время его поездки в 2023-м году в Комсомольск-на-Амуре, где тому был показан цех окончательной сборки Су-35, Су-57 и SJ-100, чиновник сделал крайне многозначительное заявление:

Мы продемонстрировали лидеру Корейской Народно-Демократической Республики одно из наших ведущих производств авиационной техники. Видим потенциал для кооперации как в области авиастроения, так и в других отраслях.

Вероятно, взаимный интерес Москвы и Пхеньяна может касаться кооперации в производстве не только истребителей, но и гражданских самолетов. А вот о том, в какой форме она могла бы осуществляться, мы подробнее поговорим отдельно далее.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    16 июля 2025 20:03
    Сев Корея это около 30 млн. Приличные людские ресурсы и печку топить не надо ( широта Грузии ).
    1. +2
      16 июля 2025 20:08
      Топить таки надо, зимы в там продолжительные и вполне свежие.
      1. 0
        Вчера, 12:50
        Топить таки надо, зимы в там продолжительные и вполне свежие.

        Просто часть страны горная, а как известно, чем выше, тем холоднее. К тому же Сибирские антициклоны зимой бывает достают.
    2. +4
      16 июля 2025 23:04
      Да нет в России проблем с людскими ресурсами, зато есть огромные проблемы с технологиями, которых как раз таки нет у Северной Кореи. Еще одни гастарбайтеры приведут к общему удешевлению ручного труда россиян, а для предприятий теряется стимул в автоматизации производства.
  2. +1
    16 июля 2025 20:17
    Очень скоро, ввиду бесполезности, либо ООН вообще упразднят, либо существенно переформируют СБ ООН.
    А что касается Китая, то гражданскую авиацию совместно с РФ он точно развивать не будет, т.к. во-первых, планирует продавать свои самолеты и на внешнем рынке тоже (продажи С919 уже начались), а во-вторых, пока Китай занимает нейтральную позицию, для него открыты наработки, товары и технологии мировых лидеров в авиации (двигатели, авионика, и тд)
  3. +2
    16 июля 2025 20:20
    Цитата: reefroof
    Сев Корея это около 30 млн. Приличные людские ресурсы и печку топить не надо ( широта Грузии ).

    После развала СССР один комик в Думе заявил, что Сахалин находится на широте Сочи и там убрали северную надбавку. Этот баран не видел 2х метровых сугробов на улицах Южно- Сахалинска в феврале. А Корея - значительно севернее
    1. 0
      Вчера, 12:54
      Северная Корея южнее Владивостока, который в свою очередь южнее Сахалина.
  4. +1
    Вчера, 08:56
    Лажа это все.
    Год и два назад также писали о кооперации авиапрома с Ираном. Итоги знаете. Заднее место.

    и тут Корея. Ноль без палочки приплюсуют к двойке (оценка за соответствие обещалкам) что выйдет? та же пара. Сроки ежеквартально сдвигаются, обещалки забываются, сотрудничество с Китаем, Индией, прочими странами - срывается....
  5. Прочитал, мысль осталась еще заточеннее прежней: "Вэй, вы посмотрите до чего довел планету этот фигляр Пэ Жэ! Нам уже Северная Корея прочится в партнеры по производству высокотехнологичных "кукурузников" которые как оказывается, могучая РФ освоить у себя не в состоянии!!!
    Испанский мой стыд - до чего дошла страна в бессменном курсе в пропасть....
  6. +2
    Вчера, 11:51
    Так, долгожданный Ил-114-300, еще не встав на крыло, уже подорожал с 1,44 миллиарда рублей за штуку по состоянию на 2023 год до 2,6 миллиарда рублей к середине 2025-го. Сколько он будет стоить в 2026 году, и потянут ли его региональные перевозчики, представляет собой большую интригу.

    "Аппетит приходит во время еды" (народная поговорка).
    А эти, т.н. "эффективно-деффективные манагеры", "дети понедельника", его отсутствием не страдают... В любое время...
    О чем говорить, если наше новое "ведро с болтами" уже за "лям"...
    "Импортозамещение" - это как, стесняюсь спросить? Шильдики с машин переклеивать ? Или иной вариант :

    «Я не хочу менять настоящую машину даже на новое ведро с болтами»: жители Волгограда возмутились желанием РОАД обложить непомерной данью машины старше 15 лет
    Владельцам «возрастных» машин грозит увеличенный транспортный налог и обязанность проходить два техосмотра в год.

    https://v1.ru/text/auto/2025/07/12/75713087/
    А модернизация "кукурузника" - это вообще что-то"неподьемное" для этих "детей"...
    Извините, Сергей, (автор) немного "сьехал с темы", но в моем регионе два основных кластера - авиа и автостроение.
    Эта тема мне близка , знаю о ней не понаслышке...
  7. 0
    Вчера, 11:59
    есть всего одна государственная авиакомпания Air Koryo,,
    И разве это беда? В Союзе тоже одна была и летали и еще как.
  8. 0
    Вчера, 20:45
    Цитата: Алексей Лан
    Северная Корея южнее Владивостока, который в свою очередь южнее Сахалина.

    Да, вы правы. Спасибо, что подправили. Я был не прав. Получается, что новый морской курорт, на который так активно зазывают россиян (и где можно фотографировать окрестности только с разрешения властей) там будет функционировать круглый год :)