Почему в России много проектов лайнеров, но мало самих самолетов?

29 553 68

Рассуждая на тему того, как именно Россия и КНДР могли бы скооперироваться в области авиастроения, следует четко определиться с тем, чем конкретно мы можем помочь друг другу ко взаимному удовлетворению и назло многочисленным недругам.

Ситуация в области гражданского авиастроения в нашей стране складывается парадоксальная: проектов самолетов в России как бы много, а вот самих пассажирских самолетов производится – кот наплакал. Почему же такое вообще стало возможным?



Ужасы импортозависимости


А возможным это стало из-за попытки отказаться от старых советских «летающих калош» в пользу современных авиалайнеров, собираемых из импортных комплектующих в рамках широкой международной кооперации. Когда-то это кому-то казалось отличной идеей, но после 2014 года все недостатки этой модели показали себя во всей красе.

Так, например, в ближнемагистральном сегменте у нас был Ту-334, де-факто представляющий собой укороченный среднемагистральный Ту-214 и потому унифицированный с ним на 60%, с украинскими двигателями, размещенными в хвостовой части. Самолет был успешно сертифицирован, однако выбор был сделан в пользу «Суперджета».

«Суперджет-100», на три четверти состоящий из комплектующих западного производства, должен был легко пройти все сертификации и найти сбыт на зарубежных рынках. Однако из-за проблем с постпродажным техническим обслуживанием все его немногочисленные иностранные эксплуатанты предпочли отказаться от российского лайнера.

И все бы ничего, летали бы на нем внутри страны сами, однако после событий 2014 года «западные партнеры» прекратили поставки комплектующих в Россию, что поставило под вопрос само дальнейшее будущее этого проекта. С тех пор прошло уже почти 11 лет, но полностью импортозамещенный «Суперджет» до сих пор находится в стадии испытаний.

Схожим образом сложилась судьба у среднемагистрального Ту-214, на замену которому продвигали более современный и и объективно технически продвинутый МС-21. Советский лайнер когда-то критиковался за большой расход топлива и трехчленный экипаж, однако про него были вынуждены вспомнить, когда «западные партнеры» отказались поставлять комплектующие для МС-21.

С отличие от «Суперджета», их доля в среднемагистральном лайнере составляла около 50%. Важно то, что МС-21 сразу проектировался под два типа двигателей – американские и отечественные ПД-14. Однако на дворе середина 2025 года, а МС-21 до сих пор не производятся серийно. Проблема была с импортными комплектующими, которые, наконец, смогли заместить, однако это привело к переутяжелению конструкции самолета, потому пришлось поспешно разрабатывать его укороченную версию.

При этом непрерывно вправо сносятся и планы по крупносерийному производству Ту-214. Дело в том, что производственные мощности в Казани позволяли собирать всего 1-2 самолета в год малой серией, а сегодня требуется конвейерное производство, для чего завод пришлось перестраивать и ставить новое подсанкционное оборудование. В свою очередь, это требует инвестиций, подготовки кадров и ответственной работы всех смежных производителей комплектующих.

Совсем грустно с дальнемагистральным сегментом, где ради совместного с китайцами широкофюзеляжного CR929 в загоне оставался отечественный Ил-96, производимый малой серией исключительно для нужд первых лиц государства. После начала СВО на Украине у проекта CR929 возникли закономерные проблемы, и в 2023 году Россия была вынуждена из него выйти.

Буковка R, обозначающая нашу страну, в названии исчезла, и лайнер превратился в C929 (полное название Comac C929). Китайские партнеры привлекли к разработке двигателя Rolls-Royce и General Electric, а для тележек шасси использовали немецкие и американские узлы. Мы же остались с малосерийным четырехдвигательным Ил-96, который то ли нужен отечественным авиаперевозчикам, то ли не нужен.

Ужасы бесплановой экономики


Получается, что в нашей стране как бы есть самолеты всех типов, и ближнемагистральные, и среднемагистральные, и дальнемагистральные, но при этом их как бы нет. Точнее, они вот-вот будут, надо только ещё немного подождать.

При этом ключевой можно назвать проблему даже не зависимости от комплектующих, а системного планирования производства. Вот, например, как именно должны будут уживаться в одном среднемагистральном сегменте параллельно МС-21 и Ту-214? И это влечет за собой ещё кучу серьезных вопросов.

Сколько конкретно всего будет произведено советских лайнеров? На какую глубину их модернизации стоит рассчитывать? Они будут с кабиной, рассчитанной на трёхчленный экипаж, или с двухчленным? Сколько под них потребуется произвести комплектующих, и насколько коммерчески оправданным будет расширение объёмов производства у предприятий-смежников «Туполева»? Останется Ту-214 только пассажирским лайнером, или его будут использовать военные в качестве тактического самолета ДРЛОиУ или патрульного противолодочного?

Будет ли дальнемагистральный Ил-96 оставаться малосерийным самолетом для первых лиц государства, или его начнут производить для коммерческих авиалиний? Или же этот широкофюзеляжный лайнер пригодился бы Минобороны РФ, скажем, в качестве самолета-арсенала, набитого крылатыми ракетами воздушного базирования, на замену потерянным «стратегам» Дальней авиации?

Нет полной ясности и по ближнемагистральному сегменту. Понятно, что многострадальный «Суперджет», в который вбухано столько бюджетных средств, не бросят. Но, честно, является ли этот самолет оптимальным для российских внутренних авиалиний? Или есть иные варианты, но какие именно, и есть ли для всего этого соответствующая производственная база?

Вот об этом всем и многом другом мы ещё непременно поговорим подробнее отдельно далее.
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 июля 2025 10:41
    Отличная статья, правдивая!
  2. +15
    19 июля 2025 11:53
    Главная беда нонешней РФ - это полнейшая безответственность за порученное дело и за свои деяния всех высших чиновников и манагеров.. Казалось бы - за эпический разгром отечественного самолётостроения надо с кого-то спросить, тем более - все мы знаем с кого? Но нет - все эти персонажи живут себе и процветают.. Хотя - наработали минимум на пяток расстрелов!
    1. +4
      20 июля 2025 04:44
      Цитата: Paul3390
      Главная беда нонешней РФ - это полнейшая

      Бедой стали такие отношения в обществе, которые не позволяют добиваться успеха людям, полезным обществу.

      Коротко говоря - проблема образа "авторитета", который почему-то бандит, а не учёный.
      1. +2
        20 июля 2025 16:14
        "Авторитет" только номинальный и все его указы, приказы почти полностью за 20 лет не исполняются, а значит липовый авторитет. Имеем продолжающиеся политику Е.Гайдара, тогда определил: "зачем нам производить, - купим что нужно". С таким настроем не создавать, более воровать, надеясь на деньги от ископаемых. Сегодня это заблуждение дало горький урок, да перехода на реальные рельсы производства не получается, слишком потеряно и извращено, за десятилетия пришло поколение, желающее любыми способами "стричь, пилить " деньги, но не работать.
        1. +1
          21 июля 2025 01:51
          А кому оно дало горький урок? Стране! А вот у граждан проводивших треть века эту стратегию всë хорошо! Их так же, как и многие годы до этого, будут показыать по ТВ, где они на камеру будуть дуть щëки и рассказывать как страна успешно поднимается с колен и как мы сейчас всех супостатов нагнем, только нужно затянуть пояса и подождать до 2030 года
  3. +4
    19 июля 2025 11:57
    Потому что как известно- ....ть не мешки ворочать
  4. +1
    19 июля 2025 12:37
    Почему в России много проектов лайнеров, но мало самих самолетов?

    Вопрос риторический. Работать в стране некому. Особенностью самолетостроения является потребность в большом количестве квалифицированной и дисциплинированной рабочей силы, ибо создание самолётов по существу ручная сборка. Завоз таджиков и индусов проблемы не решает. Кстати в США подобные сложности из-за чего резко упало качество сборки лайнеров Боинг. Между прочим автор предлагал выход ранее. Кооперация с КНДР. Другого решения видимо нет
    1. +3
      19 июля 2025 13:41
      Вопрос риторический. Работать в стране некому. Особенностью самолетостроения является потребность в большом количестве квалифицированной и дисциплинированной рабочей силы, ибо создание самолётов по существу ручная сборка. Кооперация с КНДР. Другого решения видимо нет

      В КНДР есть квалифицированная рабочая сила способная собирать самолёты? Наверно там же найдутся и комплектующие.
      1. +1
        19 июля 2025 17:49
        Если не нравится слово квалифицированная, можно сказать способная к обучению.
        1. +3
          19 июля 2025 17:52
          Т.е. в России нет большого количества рабочей силы способной к обучению?
          1. +1
            19 июля 2025 20:11
            Зачем этот троллинг? То что молодежь не стремится работать на производстве в России ни для кого не секрет, даже для Путина. Хотя наверно она «способна к обучению»)) Средний возраст работников на предприятиях ВПК неоднократно озвучивали
            1. +5
              19 июля 2025 20:35
              То что молодежь не стремится работать на производстве в России ни для кого не секрет, даже для Путина

              Молодежь не хочет работать мусорщиками, дворниками, строителями, понимаю, давайте заедем таджиков, узбеков, ну так и быть понимаю. Но когда не хотят работать на производстве и надо завозит северокорейцев, не понимаю, а где они хотят работать? У нас никого не хватает: лётчиков и рядовых ментов и т.д. завозить северокорейцев будем? Когда либералы завозили боинги и эрбасы, ужас, ужас, свои самолёты производить надо, а тут? Молодой рабочий на ММК просил Путина помогать молодым семьям с жильём. Повышайте зарплаты и льготы производственникам, будут работать и на производстве.
              1. +3
                19 июля 2025 20:50
                Как я понял Маржецкого (в другой его статье) речь не о завозе корейцев, это перебор, а именно кооперации. Раскидал же Эйрбас производство по всей Европе и это работает. Для России такими партнерами по кооперации могут быть КНДР и Белоруссия. Такое взаимодействие позволило бы России уменьшить потребность в рабочей силе
                1. +1
                  21 июля 2025 02:00
                  На прошлой неделе статья была, что рассматривается завоз 1 000 000 индусов! В моем городе на заводы уже завозят и пакестанцев и индусов по 300, по 400 человек
              2. +1
                20 июля 2025 13:54
                Так и есть, заводы в большинстве своем это место где можно пинать балду и получать за это минимальную оплату, даже доставщик еды куда более выгодная работа.
            2. +1
              19 июля 2025 21:16
              Да не, у нас в авиапромышленности 400к человек занято, однако за прошлый год ни одного серийного самолета, в то же время Airbus по два лайнера в день выпускает, тут проблема гораздо глубже. Учитывая что МС-21 уже производили, но с американскими движками проблема совсем не в количестве рук, а в качестве мозгов. Отечественный двигатель для МС-21 все еще проходит сертификацию, и судя по тому как долго это длится там не все так радужно и нужны доработки. Сейчас все производство встало именно из-за проблем на этапе разработки, а в этом деле могут помочь только квалифицированные кадры, которые в готовом виде есть только на Западе.
              Кооперироваться нужно с Южной Кореей, вот там могут поделиться микроэлеткроникой для авионики, да и металлургическая инженерия отлично развита.
              1. +2
                19 июля 2025 21:29
                Кооперация с Южной Кореей выглядит как нереальной, запад этого просто не допустит. Если сами не способны делать авионику то придётся обратиться к Китаю, что конечно плохо
          2. +3
            20 июля 2025 04:56
            Цитата: Pembo
            Т.е. в России нет большого количества рабочей силы способной к обучению?

            А зачем в России учиться?
            Учёба в России-стартовая площадка для эмиграции. Ибо кому ты здесь нужен с образованием, если сюда едут без образования?
            1. +3
              20 июля 2025 09:24
              Учёба в России-стартовая площадка для эмиграции

              Вы оптимист. Внук диплом защитил только что, и таких миллионы. Эмигрировать смогут единицы, какие-нибудь уникумы.
      2. +2
        20 июля 2025 16:19
        (Рембо) Если в КНДР собрали ЯО, тактические ракеты, так соберут и самолёты, и изготовят нужные комплектующие в срок. Ким Чен Ын тому порукой.
    2. +1
      21 июля 2025 01:56
      А вот интересно, квалифицированная рабочая сила сама по себе, как плесень заводится, или таки ее нужно взращивать? И что за политика проводилась в сфере образования и экономики, последние десятилетия, что страна осталась без квалифицированеых специалистов? А под чьим руководством все это происходило и кто за такие результаты ответит перед страной?
  5. +5
    19 июля 2025 19:06
    У нас за каждое дело отвечает два десятка представителей разных ведомств. В основном они заняты дележом выделенных денег между собой. До дела доходит редко, поскольку каждый валит на исполнителя из другого ведомства. Путина все это устраивает, зачем нужно ответственности и потом разборки и поиски виноватых. А так все довольны и вернопреданны , только ни самолетов , ни чего другого часто нет.
  6. +2
    20 июля 2025 01:05
    Вряд ли РФ стоит кооперироваться с КНДР в этом вопросе. А то, что отечественных самолетов сейчас нет в РФ-так спасибо за это Гайдару и К , которые в 90 говорили-"зачем что-то строить, когда можно продать нефть и купить все что нужно". Намеренно или нет, но эти люди, таким подходом переводили РФ в полную экономическую зависимость от запада.
    Что касается МС 21. Автор сам же дает ответ на вопрос почему их у нас всего 14 штук на данный момент, причем, ятак понимаю не импортозамещенных, ибо по официальной информации с двигателем ПД 14 МС-21 еще проходят обкатку. Но с другой стороны и дергаться в сторону нет смысла Процесс импортозамещения не быстрый. А особенно в авиации. Достаточно вспомнить что пришлось самим создавать композитное крыло (раньше было амерское),а для этого Росатому создавать с нуля производство композитов. С нуля пришлось создавать и уплотнительные кольца в Перми (раньше они только закупались),а теперь РФ даже их экспортирует. Плюс следует учесть, что при введении какого-либо нового узла в лайнер он с этим узлом должен пройти целый комплекс испытаний ( а сколько узлов поменялось в МС-21-от авионики, до упомянутого композитного крыла и ПД 14?). Так что ничего нет удивительного в переносе сроков "вправо", ибо СУ-35 и СУ-34 , Миги21-К и СУ-57 оказались более востребованными в условиях СВО. А деньги, пока по крайней мере,как запад, мы не печатаем. Но не сомневаюсь-прорыв будет и в этой области. Время на это нужно. И лайнеры будут. и без помощи уважаемой Северной Кореи.
    1. +2
      20 июля 2025 05:03
      В советское время учили :"Народ-творец своей истории". А теперь оказывается, что не народ, а Гайдар?

      Может проблема в головах, которые Гайдары смогли в короткий срок переделать? Обычная до людей с трудом доходит, что их проблемы у них в голове....
      1. Комментарий был удален.
      2. -1
        20 июля 2025 12:49
        Полностью соглашусь. Без розовых фантазий наших граждан, о том, что "рынок все отрегулирует", что "запад примет нас в свои обьятия и принесет нам демократию"-не было бы и Гайдаров.
    2. Комментарий был удален.
    3. +2
      20 июля 2025 13:57
      В этом году уже перенесли срок на следующий. В общем ситуация простая, древняя как мир, можно обещать сколь угодно потому что либо ишак, либо падишах.
      1. -1
        20 июля 2025 14:56
        Не знаю кем считать Вас падишахом или вторым персонажем Хаджи Насреттдиновской поговорки , но для кого писалось все вышеизложенное? Что в 22 году пришлось создавать новые технологические цепочки(композитное крыло и прокладки в ПД-14), а это научные исследования в данных областях, разработка технологий, испытание полученных материалов, наконец испытание нового оборудования в составе МС 21. Вы только вдумайтесь сколько времени и труда надо вложить. И когда Мантуров говорит, что серийное производство МС 21 начнется в 24 году, он это озвучивает на определенный период времени , скажем в 23 году. Но в испытаниях что-то может пойти не так( это совершенно нормальная ситуация в процессе разработки новых систем и оборудования)-естественно срок,в этом случае сдвигается. Посмотрите как у тех же штатов обстоят дела с гиперзвуком. Я тоже могу подобрать тут подборку о сдвиге у них сроков вправо( и это при том что в финансах они не ограничены,а могут в любой момент запустить печатный станок). Попробуйте, для начала сами, своими ручками, рубанком, пилой и топором построить простой дом на даче, определите сроки и мы посмотрим сколько раз Вы их сдвинете)))
        А будет время посмотрите выпуск "Военной приемки" посвященный как раз МС 21. Так про все это и рассказано и показано. Причем как самими участниками процесса производства, так и генеральными директорами и их замами ,кто в разработке и импортозамещении принимает самое непосредственное участие. Глядишь и вопросов станет меньше
        1. +1
          28 июля 2025 17:03
          Продолжаете верить приемке да гиперпуком стращать?
          1. 0
            28 июля 2025 21:47
            Цитата: Bunkerator
            да гиперпуком стращать

            Спросите Пэтриоты, которые регулярно его сбивают своими телами.
            1. +1
              28 июля 2025 21:48
              По телеку сообщили?
              1. -1
                28 июля 2025 22:30
                Что правда глаза колет? Или за "сагибов", которых накрывают вместе с ними, переживаешь?
                1. +1
                  28 июля 2025 22:31
                  Пришел за очередной взбучкой? давай в лс или только в копипасту можешь?
                  1. -1
                    28 июля 2025 22:35
                    Цитата: Bunkerator
                    Пришел за очередной взбучкой?

                    То есть возразить нечего.
                    1. +1
                      28 июля 2025 22:36
                      Так тебе всегда возразить нечего, у тебя пара рандомных фраз и всё. Старайся
                      1. 0
                        29 июля 2025 18:57
                        Цитата: Bunkerator
                        у тебя пара рандомных фраз и всё

                        Самокритично, свечку за погибших господ поставил?
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. Комментарий был удален.
                      5. Комментарий был удален.
                      6. Комментарий был удален.
              2. -1
                29 июля 2025 00:02
                Не только по телеку)))Сам ,можно сказать, Дональд Фредович. Если все пэтриоты в наличии , чего же Зеля все время требует новых,а ему регулярно их везут.
                1. +1
                  29 июля 2025 11:20
                  Налетов больше, внезапно, да?
                  1. 0
                    29 июля 2025 20:12
                    Зеленский подписал закон о том, что теперь в ВСУ будут служить лица старше 60 лет. "Добровольно".
          2. -1
            28 июля 2025 23:58
            Ну насчет гиперпука Вы лучше спросите на 404,как они там поживают после прилетов кинжалов. Судя по тому, что постоянно идут некрологи, после подобных явлений-не очень.
            Я предлагаю верить не только приемке, но и людям которые там говорят и глубоко в теме от генеральных конструкторов и руководителей производств, до начальников цехов и простых рабочих, которые это все производят))))Или ну их...а лучше поверить Вам? Сколько самолетов Вы собрали своими ручками или, ими же, построили фрегатов и РПК СН?))))
            1. 0
              29 июля 2025 11:21
              Если они это производят то где это всё, верующий?
              1. -1
                29 июля 2025 12:03
                Насчет гиперпука-то результаты его производства вполне себе видны на примере 404. Прилетает регулярно и туда, куда надо)))Насчет же МС 21 уже писал одному такому неверущему, что куча деталей и узлов(от композитного крыла до собственного двигателя ПД 14) пришлось создавать заново. В случае с композитным крылом Росатом пришлось разрабатывать и с нуля внедрять производство полимера для этого крыла. А потом необходимо с новыми узлами провести испытания. Причем не со всеми с разу,а с каждым по отдельности. Ибо в авипроме каждый новый узел тестируется в отдельном режиме. Об этом,к слову конструктора и летчики -испытатели и говорят в фильме "военной приемки". А полный запрет на комплектующие аккурат пришелся на 22 год. Три года всего прошло-а Вам вынь да полож авиапарк в 800 машин)))) Посмотрите сколько лет создавался и внедрялся в производство тот же Боинг или Эрбас. И к слову, в обоих лайнеров , полно сторонних комплектующих. Так сказать побочный продукт глобализации)))Так что все будет-терпение. Сейчас важнее было наделать СУ-34, СУ-35, СУ-57, а также кинжалов и искандеров, ну и р-37М))))Будут и лайнеры. Ледокольный же флот из проектов 22220 создали же)))Так что успокойтесь и. чтобы согнать брюхо, советую своими ручками вскопать грядку под закладку делянки клубники теще....а на досуге подумать что трудиться это не с дивана трекать языком)))
                1. +1
                  29 июля 2025 12:07
                  Ооо, уже скатился, мальчик. У меня нет ни брюха, ни тещи. Языком чешешь ты, охранитель, по принципу копипасты. Займись чем-нибудь полезным. Три года с какого года считаешь? Опять про приемку? Ты телек с головы хоть на ночь снимаешь?
                  1. -1
                    29 июля 2025 12:11
                    Три года считаю со времени когда пришлось делать полное импортозамещение МС 21. До этого крыло было композитное...но американское. Более того,с импортными комплектующими произвели чуть более 10 лайнеров. А посему надо все создавать свое. Опять же создание своего углепластика, своего движка( то же был импортный) и проведение испытаний. И это все началось с 22 года. Учи матчасть и сгоняй брюхо)))
                    1. +1
                      29 июля 2025 12:12
                      Так ты и учи, курс на замещение начат в 2014, ни одного самолета не поставлено, иди дрова коли, больше толку.
                      1. -1
                        29 июля 2025 12:15
                        А от Вас нет толку ни в дровах ни в самолетах. Курс и был взят в 14 году. Только это не касалось ни крыла ни двигателя, дремучий человек)))Фильмы смотри и слушай что тебе люди говорят , которые в этой отрасли с младых ногтей))
                      2. 0
                        29 июля 2025 12:16
                        Ты, что ле, с младых ногтей? Толку от тебя как раз нет.
                      3. 0
                        29 июля 2025 18:07
                        Причем тут я? Те, кто в военной приемке про МС-21 рассказывают)))Они всяко поболе тебя. диванного эксперта,в теме)))
                      4. +1
                        29 июля 2025 18:08
                        Я и это опроверг. Ты видео смотрел, верун?
                      5. Комментарий был удален.
                      6. Комментарий был удален.
    4. +1
      20 июля 2025 23:46
      Помощь надо ото всех брать, от кого сможем, не до жиру! Тем более, что северо-корейцы оказались нам настоящими братьями по духу, ближе даже чем переделанные из русских белорусы и окраинцы. И работать, воевать, думаю и жить, они умеют самоотверженно!
      А Гайдара в правительстве уже и след простыл как 30 лет, и Ильцина тоже, а все на них валим. Но ущерб нанесли великий, бед немеренно, беспорно! Жалко не расстреляли их всех и им подобных, коих легион!
      Правда, устроитель дефолта 98 г. Кериенко заседает до сих пор, предатель Цубайс воровал миллиарды до последнего! Мантуров,Сетченов и Чемезов вообще непонятно почему ещё не валят лес?! Про Шойгу вообще молчу, он " святой"(Крестился перед Парадом, церковь с парком построил!)!
      Но Путин у власти был 14 лет до начала импортозамещения и 22 до войны с западом, и ничего не сделали в реальную сторону, кроме балабольства! Кроме как заменили СВИФТ в Сбербанке. А ведь последнему дураку в глубинке было понятно, что с 14 года нам запад все обрубин и ничего не даст! Но нет, всё откровенно саботировали чинуши и "пилили" бабло! Даже древний "Кукурузник" за бешеные бабки заменить не смогли по объявленной сумасшедшей цене!
      1. 0
        21 июля 2025 02:06
        Пртчем здесь "братский дух"? Экономические интересы и доступ к тем технологиям которых у них нет. А какой братсктй дух модет быть у коммнистической страны с капиталистической?
    5. 0
      21 июля 2025 02:03
      Гайдара и Ко во власти нет уже 25 лет, а вы все на них во всех бедах ссылаетесь.
      1. 0
        21 июля 2025 08:43
        Соглашусь, нет во власти уже давно. Но, чтобы восстановить то , что они разрушили и 25 лет может быть мало , если, как в нашем случае, авиапарк надо поднимать с нуля.
        1. +1
          28 июля 2025 21:53
          и сколько надо, охранитель?
          1. -1
            28 июля 2025 23:59
            Ну, для начала, Вы хотя бы сами, своими ручками. постройке, хотя бы обеденный стол,а потом и болаболить будите)))
            1. +1
              29 июля 2025 11:22
              Балаболите вы, грамотей, научитесь дискуссию вести. Сами что сделали?
              1. -1
                29 июля 2025 12:07
                Очень многое))) Взять хотя бы эти выходные. Окосил на даче получастка бензокосой, нарубил и принес из леса слег для ремонта забора и отремонтировал четыре секции, починил велосипед, заменив камеру, покрышку и натянув цепь, наколол дровец на осень, выкорчевал с подъездной дороги с десяток борщевиков, подкопал ранней картошки, морковки , выдернул и обработал чеснок(150 головок) и утеплил на даче пару окон)))
                1. +1
                  29 июля 2025 12:09
                  Ну, т.е ничего.
                  1. -1
                    29 июля 2025 12:11
                    Ага)))Ты лодырь хоть половину из этого за выходные сделай)))
                    1. +1
                      29 июля 2025 12:13
                      Пф, что ты сделал-то?
                      1. -1
                        29 июля 2025 12:15
                        Все вышеперечисленное. Пока ты ахинею языком молол)))
                      2. +1
                        29 июля 2025 12:16
                        Ахинею ты несешь, юноша, ничего не делая
                      3. -1
                        29 июля 2025 12:18
                        В отличие от вас делаю все-от ремонта своей машины до построения своей баньки. А вы, батенька, думаю,не знаете с какой стороны к топору подойти)
                      4. +1
                        29 июля 2025 12:19
                        Думать будешь когда научишься, а пока делай то, что тебя говорят. Доказательства где, что ты сам что-то делаешь?
                      5. 0
                        29 июля 2025 12:23
                        Приезжай ко мне на дачу-увидишь. Я и тебя,как следует работать научу. Жрать получишь только тогда, когда ведро пота от трудодней прольешь)))И это будет для тебя лучшим доказательством)
                      6. +1
                        29 июля 2025 12:25
                        Я, в отличие, от таких неумех как ты, готовить сам умею, мне не надо ждать когда кто-то подаст. Т.е. доказательств как всегда нет, кто бы сомневался.
                      7. 0
                        29 июля 2025 12:28
                        Я еще ему доказательства должен предоставлять?)))А за пивком не сбегать. Тебе они нужны-ты и приезжай за ними. Мелко плаваешь чтобы я разбивался в лепешку и что-то тебе доказывал. Ты докажи хоть что-нибудь)))Готовить я и сам могу, а ты, может и сможешь приготовить что-либо,но я тебе не дам этого сделать, пока семь шкур с тебя на сельхозработах не спущу))
                      8. Комментарий был удален.
                      9. Комментарий был удален.
                      10. Комментарий был удален.
                      11. Комментарий был удален.
                      12. Комментарий был удален.
                      13. Комментарий был удален.
                      14. Комментарий был удален.
                      15. Комментарий был удален.
                      16. Комментарий был удален.
                      17. Комментарий был удален.
                      18. Комментарий был удален.
                      19. Комментарий был удален.
                      20. Комментарий был удален.
                      21. Комментарий был удален.
                      22. Комментарий был удален.
                      23. Комментарий был удален.
                      24. Комментарий был удален.
                      25. Комментарий был удален.
                      26. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
    1. +2
      20 июля 2025 15:02
      Наверное оттуда же, откуда взялось полно Ивановых на этом сайте)))
  8. +1
    22 июля 2025 07:17
    Девиз нынешнего государства, не быть, а казаться. Отсюда и.