Почему в России много проектов лайнеров, но мало самих самолетов?

25 536 34

Рассуждая на тему того, как именно Россия и КНДР могли бы скооперироваться в области авиастроения, следует четко определиться с тем, чем конкретно мы можем помочь друг другу ко взаимному удовлетворению и назло многочисленным недругам.

Ситуация в области гражданского авиастроения в нашей стране складывается парадоксальная: проектов самолетов в России как бы много, а вот самих пассажирских самолетов производится – кот наплакал. Почему же такое вообще стало возможным?



Ужасы импортозависимости


А возможным это стало из-за попытки отказаться от старых советских «летающих калош» в пользу современных авиалайнеров, собираемых из импортных комплектующих в рамках широкой международной кооперации. Когда-то это кому-то казалось отличной идеей, но после 2014 года все недостатки этой модели показали себя во всей красе.

Так, например, в ближнемагистральном сегменте у нас был Ту-334, де-факто представляющий собой укороченный среднемагистральный Ту-214 и потому унифицированный с ним на 60%, с украинскими двигателями, размещенными в хвостовой части. Самолет был успешно сертифицирован, однако выбор был сделан в пользу «Суперджета».

«Суперджет-100», на три четверти состоящий из комплектующих западного производства, должен был легко пройти все сертификации и найти сбыт на зарубежных рынках. Однако из-за проблем с постпродажным техническим обслуживанием все его немногочисленные иностранные эксплуатанты предпочли отказаться от российского лайнера.

И все бы ничего, летали бы на нем внутри страны сами, однако после событий 2014 года «западные партнеры» прекратили поставки комплектующих в Россию, что поставило под вопрос само дальнейшее будущее этого проекта. С тех пор прошло уже почти 11 лет, но полностью импортозамещенный «Суперджет» до сих пор находится в стадии испытаний.

Схожим образом сложилась судьба у среднемагистрального Ту-214, на замену которому продвигали более современный и и объективно технически продвинутый МС-21. Советский лайнер когда-то критиковался за большой расход топлива и трехчленный экипаж, однако про него были вынуждены вспомнить, когда «западные партнеры» отказались поставлять комплектующие для МС-21.

С отличие от «Суперджета», их доля в среднемагистральном лайнере составляла около 50%. Важно то, что МС-21 сразу проектировался под два типа двигателей – американские и отечественные ПД-14. Однако на дворе середина 2025 года, а МС-21 до сих пор не производятся серийно. Проблема была с импортными комплектующими, которые, наконец, смогли заместить, однако это привело к переутяжелению конструкции самолета, потому пришлось поспешно разрабатывать его укороченную версию.

При этом непрерывно вправо сносятся и планы по крупносерийному производству Ту-214. Дело в том, что производственные мощности в Казани позволяли собирать всего 1-2 самолета в год малой серией, а сегодня требуется конвейерное производство, для чего завод пришлось перестраивать и ставить новое подсанкционное оборудование. В свою очередь, это требует инвестиций, подготовки кадров и ответственной работы всех смежных производителей комплектующих.

Совсем грустно с дальнемагистральным сегментом, где ради совместного с китайцами широкофюзеляжного CR929 в загоне оставался отечественный Ил-96, производимый малой серией исключительно для нужд первых лиц государства. После начала СВО на Украине у проекта CR929 возникли закономерные проблемы, и в 2023 году Россия была вынуждена из него выйти.

Буковка R, обозначающая нашу страну, в названии исчезла, и лайнер превратился в C929 (полное название Comac C929). Китайские партнеры привлекли к разработке двигателя Rolls-Royce и General Electric, а для тележек шасси использовали немецкие и американские узлы. Мы же остались с малосерийным четырехдвигательным Ил-96, который то ли нужен отечественным авиаперевозчикам, то ли не нужен.

Ужасы бесплановой экономики


Получается, что в нашей стране как бы есть самолеты всех типов, и ближнемагистральные, и среднемагистральные, и дальнемагистральные, но при этом их как бы нет. Точнее, они вот-вот будут, надо только ещё немного подождать.

При этом ключевой можно назвать проблему даже не зависимости от комплектующих, а системного планирования производства. Вот, например, как именно должны будут уживаться в одном среднемагистральном сегменте параллельно МС-21 и Ту-214? И это влечет за собой ещё кучу серьезных вопросов.

Сколько конкретно всего будет произведено советских лайнеров? На какую глубину их модернизации стоит рассчитывать? Они будут с кабиной, рассчитанной на трёхчленный экипаж, или с двухчленным? Сколько под них потребуется произвести комплектующих, и насколько коммерчески оправданным будет расширение объёмов производства у предприятий-смежников «Туполева»? Останется Ту-214 только пассажирским лайнером, или его будут использовать военные в качестве тактического самолета ДРЛОиУ или патрульного противолодочного?

Будет ли дальнемагистральный Ил-96 оставаться малосерийным самолетом для первых лиц государства, или его начнут производить для коммерческих авиалиний? Или же этот широкофюзеляжный лайнер пригодился бы Минобороны РФ, скажем, в качестве самолета-арсенала, набитого крылатыми ракетами воздушного базирования, на замену потерянным «стратегам» Дальней авиации?

Нет полной ясности и по ближнемагистральному сегменту. Понятно, что многострадальный «Суперджет», в который вбухано столько бюджетных средств, не бросят. Но, честно, является ли этот самолет оптимальным для российских внутренних авиалиний? Или есть иные варианты, но какие именно, и есть ли для всего этого соответствующая производственная база?

Вот об этом всем и многом другом мы ещё непременно поговорим подробнее отдельно далее.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 июля 2025 10:41
    Отличная статья, правдивая!
  2. +15
    19 июля 2025 11:53
    Главная беда нонешней РФ - это полнейшая безответственность за порученное дело и за свои деяния всех высших чиновников и манагеров.. Казалось бы - за эпический разгром отечественного самолётостроения надо с кого-то спросить, тем более - все мы знаем с кого? Но нет - все эти персонажи живут себе и процветают.. Хотя - наработали минимум на пяток расстрелов!
    1. +3
      Вчера, 04:44
      Цитата: Paul3390
      Главная беда нонешней РФ - это полнейшая

      Бедой стали такие отношения в обществе, которые не позволяют добиваться успеха людям, полезным обществу.

      Коротко говоря - проблема образа "авторитета", который почему-то бандит, а не учёный.
      1. +1
        Вчера, 16:14
        "Авторитет" только номинальный и все его указы, приказы почти полностью за 20 лет не исполняются, а значит липовый авторитет. Имеем продолжающиеся политику Е.Гайдара, тогда определил: "зачем нам производить, - купим что нужно". С таким настроем не создавать, более воровать, надеясь на деньги от ископаемых. Сегодня это заблуждение дало горький урок, да перехода на реальные рельсы производства не получается, слишком потеряно и извращено, за десятилетия пришло поколение, желающее любыми способами "стричь, пилить " деньги, но не работать.
        1. 0
          Сегодня, 01:51
          А кому оно дало горький урок? Стране! А вот у граждан проводивших треть века эту стратегию всë хорошо! Их так же, как и многие годы до этого, будут показыать по ТВ, где они на камеру будуть дуть щëки и рассказывать как страна успешно поднимается с колен и как мы сейчас всех супостатов нагнем, только нужно затянуть пояса и подождать до 2030 года
  3. +4
    19 июля 2025 11:57
    Потому что как известно- ....ть не мешки ворочать
  4. +1
    19 июля 2025 12:37
    Почему в России много проектов лайнеров, но мало самих самолетов?

    Вопрос риторический. Работать в стране некому. Особенностью самолетостроения является потребность в большом количестве квалифицированной и дисциплинированной рабочей силы, ибо создание самолётов по существу ручная сборка. Завоз таджиков и индусов проблемы не решает. Кстати в США подобные сложности из-за чего резко упало качество сборки лайнеров Боинг. Между прочим автор предлагал выход ранее. Кооперация с КНДР. Другого решения видимо нет
    1. +2
      19 июля 2025 13:41
      Вопрос риторический. Работать в стране некому. Особенностью самолетостроения является потребность в большом количестве квалифицированной и дисциплинированной рабочей силы, ибо создание самолётов по существу ручная сборка. Кооперация с КНДР. Другого решения видимо нет

      В КНДР есть квалифицированная рабочая сила способная собирать самолёты? Наверно там же найдутся и комплектующие.
      1. +1
        19 июля 2025 17:49
        Если не нравится слово квалифицированная, можно сказать способная к обучению.
        1. +2
          19 июля 2025 17:52
          Т.е. в России нет большого количества рабочей силы способной к обучению?
          1. +1
            19 июля 2025 20:11
            Зачем этот троллинг? То что молодежь не стремится работать на производстве в России ни для кого не секрет, даже для Путина. Хотя наверно она «способна к обучению»)) Средний возраст работников на предприятиях ВПК неоднократно озвучивали
            1. +4
              19 июля 2025 20:35
              То что молодежь не стремится работать на производстве в России ни для кого не секрет, даже для Путина

              Молодежь не хочет работать мусорщиками, дворниками, строителями, понимаю, давайте заедем таджиков, узбеков, ну так и быть понимаю. Но когда не хотят работать на производстве и надо завозит северокорейцев, не понимаю, а где они хотят работать? У нас никого не хватает: лётчиков и рядовых ментов и т.д. завозить северокорейцев будем? Когда либералы завозили боинги и эрбасы, ужас, ужас, свои самолёты производить надо, а тут? Молодой рабочий на ММК просил Путина помогать молодым семьям с жильём. Повышайте зарплаты и льготы производственникам, будут работать и на производстве.
              1. +3
                19 июля 2025 20:50
                Как я понял Маржецкого (в другой его статье) речь не о завозе корейцев, это перебор, а именно кооперации. Раскидал же Эйрбас производство по всей Европе и это работает. Для России такими партнерами по кооперации могут быть КНДР и Белоруссия. Такое взаимодействие позволило бы России уменьшить потребность в рабочей силе
                1. 0
                  Сегодня, 02:00
                  На прошлой неделе статья была, что рассматривается завоз 1 000 000 индусов! В моем городе на заводы уже завозят и пакестанцев и индусов по 300, по 400 человек
              2. 0
                Вчера, 13:54
                Так и есть, заводы в большинстве своем это место где можно пинать балду и получать за это минимальную оплату, даже доставщик еды куда более выгодная работа.
            2. 0
              19 июля 2025 21:16
              Да не, у нас в авиапромышленности 400к человек занято, однако за прошлый год ни одного серийного самолета, в то же время Airbus по два лайнера в день выпускает, тут проблема гораздо глубже. Учитывая что МС-21 уже производили, но с американскими движками проблема совсем не в количестве рук, а в качестве мозгов. Отечественный двигатель для МС-21 все еще проходит сертификацию, и судя по тому как долго это длится там не все так радужно и нужны доработки. Сейчас все производство встало именно из-за проблем на этапе разработки, а в этом деле могут помочь только квалифицированные кадры, которые в готовом виде есть только на Западе.
              Кооперироваться нужно с Южной Кореей, вот там могут поделиться микроэлеткроникой для авионики, да и металлургическая инженерия отлично развита.
              1. +2
                19 июля 2025 21:29
                Кооперация с Южной Кореей выглядит как нереальной, запад этого просто не допустит. Если сами не способны делать авионику то придётся обратиться к Китаю, что конечно плохо
          2. +3
            Вчера, 04:56
            Цитата: Pembo
            Т.е. в России нет большого количества рабочей силы способной к обучению?

            А зачем в России учиться?
            Учёба в России-стартовая площадка для эмиграции. Ибо кому ты здесь нужен с образованием, если сюда едут без образования?
            1. +2
              Вчера, 09:24
              Учёба в России-стартовая площадка для эмиграции

              Вы оптимист. Внук диплом защитил только что, и таких миллионы. Эмигрировать смогут единицы, какие-нибудь уникумы.
      2. +2
        Вчера, 16:19
        (Рембо) Если в КНДР собрали ЯО, тактические ракеты, так соберут и самолёты, и изготовят нужные комплектующие в срок. Ким Чен Ын тому порукой.
    2. 0
      Сегодня, 01:56
      А вот интересно, квалифицированная рабочая сила сама по себе, как плесень заводится, или таки ее нужно взращивать? И что за политика проводилась в сфере образования и экономики, последние десятилетия, что страна осталась без квалифицированеых специалистов? А под чьим руководством все это происходило и кто за такие результаты ответит перед страной?
  5. +4
    19 июля 2025 19:06
    У нас за каждое дело отвечает два десятка представителей разных ведомств. В основном они заняты дележом выделенных денег между собой. До дела доходит редко, поскольку каждый валит на исполнителя из другого ведомства. Путина все это устраивает, зачем нужно ответственности и потом разборки и поиски виноватых. А так все довольны и вернопреданны , только ни самолетов , ни чего другого часто нет.
  6. +2
    Вчера, 01:05
    Вряд ли РФ стоит кооперироваться с КНДР в этом вопросе. А то, что отечественных самолетов сейчас нет в РФ-так спасибо за это Гайдару и К , которые в 90 говорили-"зачем что-то строить, когда можно продать нефть и купить все что нужно". Намеренно или нет, но эти люди, таким подходом переводили РФ в полную экономическую зависимость от запада.
    Что касается МС 21. Автор сам же дает ответ на вопрос почему их у нас всего 14 штук на данный момент, причем, ятак понимаю не импортозамещенных, ибо по официальной информации с двигателем ПД 14 МС-21 еще проходят обкатку. Но с другой стороны и дергаться в сторону нет смысла Процесс импортозамещения не быстрый. А особенно в авиации. Достаточно вспомнить что пришлось самим создавать композитное крыло (раньше было амерское),а для этого Росатому создавать с нуля производство композитов. С нуля пришлось создавать и уплотнительные кольца в Перми (раньше они только закупались),а теперь РФ даже их экспортирует. Плюс следует учесть, что при введении какого-либо нового узла в лайнер он с этим узлом должен пройти целый комплекс испытаний ( а сколько узлов поменялось в МС-21-от авионики, до упомянутого композитного крыла и ПД 14?). Так что ничего нет удивительного в переносе сроков "вправо", ибо СУ-35 и СУ-34 , Миги21-К и СУ-57 оказались более востребованными в условиях СВО. А деньги, пока по крайней мере,как запад, мы не печатаем. Но не сомневаюсь-прорыв будет и в этой области. Время на это нужно. И лайнеры будут. и без помощи уважаемой Северной Кореи.
    1. +3
      Вчера, 05:03
      В советское время учили :"Народ-творец своей истории". А теперь оказывается, что не народ, а Гайдар?

      Может проблема в головах, которые Гайдары смогли в короткий срок переделать? Обычная до людей с трудом доходит, что их проблемы у них в голове....
      1. +1
        Вчера, 08:31
        Цитата: sidorov
        Может проблема в головах, которые Гайдары смогли в короткий срок переделать? Обычная до людей с трудом доходит, что их проблемы у них в голове....

        +++++++++++++++++ плюсую
      2. 0
        Вчера, 12:49
        Полностью соглашусь. Без розовых фантазий наших граждан, о том, что "рынок все отрегулирует", что "запад примет нас в свои обьятия и принесет нам демократию"-не было бы и Гайдаров.
    2. -1
      Вчера, 08:30
      Цитата: zumvalt
      Вряд ли РФ стоит кооперироваться с КНДР в этом вопросе. А то, что отечественных самолетов сейчас нет в РФ-так спасибо за это Гайдару и К , которые в 90 говорили-"зачем что-то строить, когда можно продать нефть и купить все что нужно". Намеренно или нет, но эти люди, таким подходом переводили РФ в полную экономическую зависимость от запада.
      Что касается МС 21. Автор сам же дает ответ на вопрос почему их у нас всего 14 штук на данный момент, причем, ятак понимаю не импортозамещенных, ибо по официальной информации с двигателем ПД 14 МС-21 еще проходят обкатку. Но с другой стороны и дергаться в сторону нет смысла Процесс импортозамещения не быстрый. А особенно в авиации. Достаточно вспомнить что пришлось самим создавать композитное крыло (раньше было амерское),а для этого Росатому создавать с нуля производство композитов. С нуля пришлось создавать и уплотнительные кольца в Перми (раньше они только закупались),а теперь РФ даже их экспортирует. Плюс следует учесть, что при введении какого-либо нового узла в лайнер он с этим узлом должен пройти целый комплекс испытаний ( а сколько узлов поменялось в МС-21-от авионики, до упомянутого композитного крыла и ПД 14?). Так что ничего нет удивительного в переносе сроков "вправо", ибо СУ-35 и СУ-34 , Миги21-К и СУ-57 оказались более востребованными в условиях СВО. А деньги, пока по крайней мере,как запад, мы не печатаем. Но не сомневаюсь-прорыв будет и в этой области. Время на это нужно. И лайнеры будут. и без помощи уважаемой Северной Кореи.

      ++++++++++++++++ плюсую
    3. +1
      Вчера, 13:57
      В этом году уже перенесли срок на следующий. В общем ситуация простая, древняя как мир, можно обещать сколь угодно потому что либо ишак, либо падишах.
      1. -1
        Вчера, 14:56
        Не знаю кем считать Вас падишахом или вторым персонажем Хаджи Насреттдиновской поговорки , но для кого писалось все вышеизложенное? Что в 22 году пришлось создавать новые технологические цепочки(композитное крыло и прокладки в ПД-14), а это научные исследования в данных областях, разработка технологий, испытание полученных материалов, наконец испытание нового оборудования в составе МС 21. Вы только вдумайтесь сколько времени и труда надо вложить. И когда Мантуров говорит, что серийное производство МС 21 начнется в 24 году, он это озвучивает на определенный период времени , скажем в 23 году. Но в испытаниях что-то может пойти не так( это совершенно нормальная ситуация в процессе разработки новых систем и оборудования)-естественно срок,в этом случае сдвигается. Посмотрите как у тех же штатов обстоят дела с гиперзвуком. Я тоже могу подобрать тут подборку о сдвиге у них сроков вправо( и это при том что в финансах они не ограничены,а могут в любой момент запустить печатный станок). Попробуйте, для начала сами, своими ручками, рубанком, пилой и топором построить простой дом на даче, определите сроки и мы посмотрим сколько раз Вы их сдвинете)))
        А будет время посмотрите выпуск "Военной приемки" посвященный как раз МС 21. Так про все это и рассказано и показано. Причем как самими участниками процесса производства, так и генеральными директорами и их замами ,кто в разработке и импортозамещении принимает самое непосредственное участие. Глядишь и вопросов станет меньше
    4. 0
      Вчера, 23:46
      Помощь надо ото всех брать, от кого сможем, не до жиру! Тем более, что северо-корейцы оказались нам настоящими братьями по духу, ближе даже чем переделанные из русских белорусы и окраинцы. И работать, воевать, думаю и жить, они умеют самоотверженно!
      А Гайдара в правительстве уже и след простыл как 30 лет, и Ильцина тоже, а все на них валим. Но ущерб нанесли великий, бед немеренно, беспорно! Жалко не расстреляли их всех и им подобных, коих легион!
      Правда, устроитель дефолта 98 г. Кериенко заседает до сих пор, предатель Цубайс воровал миллиарды до последнего! Мантуров,Сетченов и Чемезов вообще непонятно почему ещё не валят лес?! Про Шойгу вообще молчу, он " святой"(Крестился перед Парадом, церковь с парком построил!)!
      Но Путин у власти был 14 лет до начала импортозамещения и 22 до войны с западом, и ничего не сделали в реальную сторону, кроме балабольства! Кроме как заменили СВИФТ в Сбербанке. А ведь последнему дураку в глубинке было понятно, что с 14 года нам запад все обрубин и ничего не даст! Но нет, всё откровенно саботировали чинуши и "пилили" бабло! Даже древний "Кукурузник" за бешеные бабки заменить не смогли по объявленной сумасшедшей цене!
      1. 0
        Сегодня, 02:06
        Пртчем здесь "братский дух"? Экономические интересы и доступ к тем технологиям которых у них нет. А какой братсктй дух модет быть у коммнистической страны с капиталистической?
    5. 0
      Сегодня, 02:03
      Гайдара и Ко во власти нет уже 25 лет, а вы все на них во всех бедах ссылаетесь.
  7. 0
    Вчера, 10:11
    "Откуда взялось столько военных аналитиков? Нормальные же вирусологи были!" 🤣🤣🤣
    1. +1
      Вчера, 15:02
      Наверное оттуда же, откуда взялось полно Ивановых на этом сайте)))