Большие мишени: с чем останется ВМФ РФ после утилизации «Адмирала Кузнецова»

16 570 21

Фраза, брошенная главой Объединенной судостроительной корпорации Андреем Костиным в ответ на вопрос, есть ли будущее у последнего российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», фактически подводит черту под целой эпохой отечественного военно-морского флота.

«Свадебный адмирал»


На мероприятии, посвященном торжественному поднятию флага на новейшем подводном крейсере стратегического назначения «Князь Пожарский», помимо президента Путина и его помощников, присутствовал также глава ОСК Андрей Костин, сделавший ряд важных программных заявлений.



Более известный как бессменный глава ВТБ, господин Костин возглавил Объединенную судостроительную корпорацию в 2023 году, которая была передана в доверительное управление банка ВТБ сроком на 5 лет с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности. За ее отсутствие президент Путин публично раскритиковал предыдущего главу ОСК Алексея Рахманова в ходе совещания по судостроению в 2022-м:

Алексей Львович, чего контрактов-то убыточных назаключали, м?

На это господин Рахманов даже посчитал возможным публично подискутировать с главой государства, заявив в свое оправдание следующее:

Владимир Владимирович, вы, собственно говоря, на самом деле уже даже отчасти ответили на этот вопрос – это проблема касается головных заказов, когда мы начинаем строительство, практически не имея до конца полной спецификации, и понимания из чего корабль или судно будет состоять… А поскольку мы стараемся быть клиенториентированными, то в этом смысле слишком сильно пошли в сторону заказчиков для того, чтобы строить, сдавать суда, а после этого разбираться с деньгами <...>. Посыпаю голову пеплом, но, мне всегда казалось, что сначала Родина, а потом уже наши финансы.

В результате судостроительная корпорация, владельцем 100% акций которой является правительство РФ, перешла под временное управление ВТБ, и ее главой стал банкир Андрей Костин. И вот спустя два года в ответ на вопрос журналиста Колесникова он заявил, что дальнейшая модернизация ТАВКР «Адмирал Кузнецов» нецелесообразна:

Он в нашей епархии, да. Мы считаем, что его уже нет смысла ремонтировать. Ему уже 40 лет с лишком, и вещь это крайне дорогостоящая… Я думаю, вопрос будет решен в том плане, что будет либо продан, либо утилизирован.

Напомним, что, вернувшись из, как оказалось, последнего своего похода в Сирию, последний российский авианосец советской постройки в 2018 году встал на последний свой ремонт, из которого ему уже не суждено выйти, где чуть не утонул, а потом чуть не сгорел. А вот высокооплачиваемых внешних управленцев он, по всей видимости, не переживет. В связи с вышеизложенным, возникает два закономерных вопроса.

Первый: продажа или утилизация «Адмирала Кузнецова» – это решение эффективных топ-менеджеров из ВТБ или все-таки консенсусное мнение адмиралов и генералов из Минобороны РФ, которые все никак не могут придумать реальных задач для последнего нашего авианесущего корабля?

И второй, логически следующий из него вопрос: когда старый советский ТАВКР продадут (кстати, а кому он, такой бесполезный, может понадобиться?) или отправят на металлолом вслед за советским тяжелым атомным ракетным крейсером «Адмирал Лазарев», что будет представлять собой российский авианесущий флот без авианосца?

Большие мишени


На замену «Адмиралу Кузнецову» на судостроительном заводе «Залив» в Керчи было заложено два универсальных десантных корабля проекта 23900, получившие название «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Вернее сказать, они позиционировались как замена французским «Мистралям», с которыми Париж непринужденно «кинул» Москву после событий 2014 года на Украине и в Крыму.

Полное водоизмещение, заявленное в 40 тысяч тонн, длина палубы в 220 метров и ширина в 40 метров, а также подпалубные ангары для вертолетов и подъемные лифты – все это теоретически позволяет использовать УДК проекта 23900 не только как вертолетоносцы, но и как носителей БПЛА самолетного и вертолетного типа и даже самолетов с коротким взлетом и вертикальной посадкой типа Як-141.

Спустить их на воду и принять в строй было обещано в 2027 году и в 2028-м. При возобновлении производства подобных СКВВП в модернизированной версии «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» могли бы превратиться в легкие эскортные авианосцы. Кроме того, они могут использоваться для базирования морских беспилотников, надводных и подводных, запускаемых из доковой камеры на корме.

Первый должен пойти служить на Тихоокеанский флот, а второму прочили роль будущего флагмана Черноморского флота на замену ракетному крейсеру «Москва». И все бы ничего, но заложены эти два самые большие российские надводные боевые корабли были в Керчи, что после начала СВО на Украине стало очень серьезной проблемой.

ВСУ неоднократно поражали цели на территории Крыма при помощи американских баллистических ракет и британо-французских крылатых. Напомним, как в ночь на 13 сентября 2023 года Незалежная атаковала Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе десятью крылатыми ракетами, поразив при этом дизель-электрическую субмарину «Ростов-на-Дону» и большой десантный корабль «Минск», стоявшие там в сухом доке.

Вот и спрашивается, а позволят ли Москве британцы, стоящие за ВСУ, спокойно достроить «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко» и благополучно вывести их из акватории Черного моря? Почему-то в этом есть определенные сомнения. Тогда с чем же останется ВМФ РФ после утилизации «Адмирала Кузнецова»?
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 июля 2025 18:53
    Столько сказано по ТАВКР , что добавить нечего,- дорогой чемодан без ручки...(Носить не возможно, бросить жалко)
  2. +11
    25 июля 2025 18:58
    Утилизаторы за своей работой, эффективный менеджер не даст соврать. 40 лет паразитировали на советском так ничего и не создав кроме собственных яхт...
    1. +10
      25 июля 2025 19:29
      Цитата: Иван1978
      тилизаторы за своей работой, эффективный менеджер не даст соврать. 40 лет паразитировали на советском так ничего и не создав кроме собственных яхт...

      яхты у них зарубежные.Получается ничего своего не сделали laughing
  3. 0
    25 июля 2025 19:28
    Продайте его Алжиру. Он будет рад приобрести плавучую базу для решения проблемы Ливии и Западной Сахары. Из-за размеров и инфраструктуры, использовать авиацию будет непросто. А слишком навороченный авианосец им не нужен, главное поменять главную силовую установку.

    Использовать его на Балтике всё равно невозможно. А на Тихом океане есть Китай, который сам будет наносить удары по Японии, Филиппинам и Австралии.
  4. +7
    25 июля 2025 20:57
    В который раз переливают из пустого в порожнее. Только здесь - статей 10 минимум в последнее время.
    А толку?

    Еф-фективные меджеры неприкасаемы. Вслух они могут то, это, но карманы бездонны, родственничков полно, а причины всегда найдутся...
    1. -6
      26 июля 2025 08:58
      Цитата: Сергей Латышев
      В который раз переливают из пустого в порожнее. Только здесь - статей 10 минимум в последнее время.
      А толку?

      Еф-фективные меджеры неприкасаемы. ...

      А по вашему журналисты чем должны заниматься? Ваши классовые интересы защищать? А государство должно за вас детей рожать?
      От вас-то что толку, кроме работы если вы вообще работаете...? От лошади "толк" такой же ровно.
  5. +10
    25 июля 2025 22:01
    Я книгу взял, восстав от сна,
    И прочитал я в ней:
    Бывали хуже времена,
    Но не было подлей


    Н. А. Некрасов, поэма "Современники".
  6. +11
    25 июля 2025 23:48
    Ничего страшного, для удовлетворения амбиций геостратега в последнее воскресение июля много и не надо...

    Да и вообще, ВМФ - это архаика...а вот яхта Мордашова - другое дело
    1. Ничего страшного, для удовлетворения амбиций геостратега в последнее воскресение июля много и не надо...

      Есть еще здравый смысл и экономическая целесообразность. А то для удовлетворения амбиций комментатора Волкова надо "многого"
    2. +3
      26 июля 2025 17:23
      .а вот яхта Мордашова - другое дело

      Да, Николай, "кораблик" знатный... Океанский...
      Во Владике прятал, перегнав с Кипра, вроде. Сначала у пирса, потом на рейд отогнал - от зевак подальше...
      Где-то в архиве фото было, с Дальневосточного сайта...
  7. +2
    26 июля 2025 00:26
    проблема Кузи этот отствие нему внятных задач по военно морской доктрине рф и отсутствие ему эскорта надводных кораблей, так же у рф отсутствуют какие бы то ни было военные ресурсы вдали о своих берегов, рф не собирается нападать на африку азию и латинскую америку, а значит кузя нам не нужен, да и содержать его на севере или камчатке невозможно снег, лед, холод, однако есть более мощные или более южные державы которым бы он пригодился, я надеюсь его удастся продать и вернуть вложенные в ремонт средства, индия и китай эксплуатируют аналогичные однотипные корабли и успешно, возможно даже алжир или бразилия... с чем останется рф на море? во Первых рпксн и апл это длинная рука москвы, а также прибрежные наводные корветы и тральщики, а для единичных акций вдали от своих берегов есть фрегаты и их не мало, еще крейсер нахимов будущий флагман вмф, как основа прибрежной группировки в баренцевом море и иногда для задач за океанами вроде конвоев и борьбы с пиратами. а удк надо тоже продать, они тоже не нужны
    1. +2
      26 июля 2025 14:13
      еще крейсер нахимов будущий флагман вмф, как основа прибрежной группировки в баренцевом море и иногда для задач за океанами вроде конвоев и борьбы с пиратами

      Бороться с пиратами, используя атомный ракетный крейсер это... сильно!
      1. -1
        26 июля 2025 23:39
        ну а чем ему еще заниматься в мирное время, тем более ему и керосин не нужен
  8. +4
    26 июля 2025 04:07
    А как же иначе? Флот для ВТБ -- непрофильный актив, от него нужно избавляться laughing
  9. 0
    26 июля 2025 05:20
    С появлением БПЛА надводные корабли стали уязвимы и бесполезны. Теперь вся опора на подплав. Пока. В перспективе-космос. И никак иначе.
    1. +2
      26 июля 2025 10:01
      Цитата: Avtandil
      С появлением БПЛА

      береговые средствам всегда побеждали плавающее, поэтому крупные надводные корабли в закрытом море где берега под контролем предполагаемого противника бесполезны!!!!..... бпла появился неожиданно и поэтому понаделал делов, однако это примитивное оружие и при надежной пво вполне уничтожаемое, так что вблизи своих берегов на океане далеко от вражеского берега, вполне возможно и нужно использовать корветы и фрегаты пло
  10. -1
    26 июля 2025 05:26
    Вот пИшете всякую чушь! Яхта Мордашова... На западе у "мордашовых" этих яхт сотни! Выбрали жизнь при капитализме? Вот и не вяквйте!
  11. Oao
    -1
    26 июля 2025 14:58
    Абсолютно верное решение. Но надо не останавливаться, а посадить всех кто втирал дичь про его необходимость и пилил бюджет.
    1. +3
      26 июля 2025 17:13
      И как это вам видится, они сами себя сажать будут?
  12. +4
    26 июля 2025 21:25
    Дядя Вова,где посадки за такой анти ремонт Кузьмы?! За пожар в доке, за падение крана на палубу за сумасшедшую стоимость и откровенное затягивание этого "ремонта"?!
  13. +1
    27 июля 2025 17:59
    Адмирал Кузнецов -это не просто корабль. В глазах россиян это символ, который не измеряется финансами.Костина послушать так и Курск не надо бы было поднимать со дна. Это ж совсем не выгодно. Хотелось бы напомнить этому премудрому банкиру, что умирать за Россию с такой шкурной позицией тоже будет не выгодно. Что будет с такими как Костин и их богатствами, нажитыми "непосильным трудом" , если россияне вдруг начнут мыслить так же как он.